Эверстов Максим, писатель, блогер, сотрудник Медиацентра Национальной библиотеки РС (Я)
Наверное, точкой отсчета можно считать август и декабрь 2021-го года. Сначала участие в писательском семинаре в Якутске, на котором меня вдруг выделил редактор издательства «Айар». Затем – подача рассказа на всероссийский конкурс «Новая фантастика 2022». Это были важные семена, которые взошли позже, через полгода. Но я не знал этого… Весной вышла моя первая печатная книга – «Лес на карантине». А чуть позже я с удивлением узнал, что стал на «Новой фантастике» финалистом, а потом – я был в шоке – победителем! И закрутилось. Поездка в Москву, знакомство с известными фантастами, договор с издательствами, коллаборация с клубом «Настоящий писатель».
***
Май и июнь 2023-го стали вторым мощным витком в развитии творчества. Я не ожидал, что на международном конкурсе «Книга Будущего 2023» мой проект получит Гран-при. В Санкт-Петербурге как представитель Национальной библиотеки РС(Я) занял первое место среди пятисот участников по всей России. За подкасты, в которых я неизменно призываю читать книги и любить жизнь. Спустя неделю в Москве на Красной площади меня включили в Российский книжный союз. А прямо сейчас я еду на поезде «Москва – Феодосия» (больше суток!) вместе с четырьмя сотнями участников образовательного арт-кластера «Только в России». Еду на этот раз как литератор, а не как подкастер.
***
Важное – продолжать заниматься любимым делом и смотреть по сторонам. Ни в коем случае не бросать творчество. Даже если никто не поддерживает. Мой путь к первой фантастической книге занял восемь лет. Сейчас я не успеваю даже удивляться новым открывающимся чудесным дверям. Наверное, я еще не привык к такому мощному драйву. Надо привыкать… А всем начинающим творцам я советую верить в себя, идти всегда вперед и много, с удовольствием работать! Успех совсем рядом.
Руслан Тараховский, главный режиссер Саха театра, заслуженный деятель искусств Республики Саха (Якутия), лауреат общественной «Премии Алампа 2022» в области культуры и искусства:
«Когда я учился в школе, про искусство особо ничего не знал. В деревне видел концерты, спектакли, мы очень любили смотреть их. Мне нравилось, но не более, не могу сказать, что они изменили мою жизнь. В старших классах и при поступлении мне посоветовали творческий ВУЗ – и я поступил, не зная, кем буду и что из себя представляет театр. Только в театральном училище имени Щепкина в Москве я на первом курсе постепенно стал понимать, что это такое – театр. По окончании училища осознал, чем буду заниматься в жизни. Могу сейчас считать, что совершенно случайно попал в искусство... Но что такое случайность и судьба? Это вопрос философский.
Про спектакль «ТУЛААЙАХ ОҔО». Признаюсь, хотел поставить этот роман Далана давно – еще четыре года назад, но по разным причинам мы откладывали, думали. Подобные спектакли по большим романам делаются не сразу, могу вас заверить. Прицениваются к ним как раз три-четыре года.
Почему именно это произведение Далана? Я всегда с удовольствием берусь за якутские легенды. Такие тексты меня привлекают, если есть возможность, я стараюсь ставить. Легенды поражают драйвом, широтой и глубиной, очень колоритны. «ТУЛААЙАХ ОҔО» – довольно известное и кинематографичное произведение Далана. Поэтому выбор пал на этот текст.
По работе и для себя я читаю разные произведения: биографии, философию, якутские легенды. Еще раз повторю, что произведения на легендах – это очень сильные произведения. Но и художественную литературу тоже читаю. Особенно мне нравится малая проза Антона Павловича Чехова – смешные, острые и сатирические рассказы».
Рекомендуем посмотреть «Один день из профессии Руслана Тараховского» медиапроект, посвященный Году труда в Якутии.
Фото: ysia.ru
Любовь Борисова, лауреат общественной «Премии Алампа 2022» в области культуры и искусства, режиссёр, сценарист и продюсер кинокомпании «Сахафильм»:
«Еще со школы я обожала кино, смотрела всё подряд. Но воспринимала это только как хобби. Настоящее осознание пришло после того, как мне удалось поработать на съемках сериала с Аркадием Новиковым в 2011 году. Я поняла, что моё хобби может стать профессией и решила окончательно уйти в кино.
Насчет судьбоносного события в моей карьере был такой момент. На федеральном уровне пытались принять закон о повышении стоимости прокатного удостоверения с трех тысяч рублей до пяти миллионов за каждый фильм. Это означало бы конец якутского кино. Я, как общественник и представитель сообщества независимых кинематографистов Якутии, активно боролась против принятия этого закона. На одном правительственном круглом столе я выступила и обвинила Союз кинематографистов и «Сахафильм» в том, что они ничего не предпринимают по этому вопросу. Через несколько дней я случайно встретила руководителя «Сахафильма» Дмитрия Шадрина. Он не только не обиделся, но и пригласил меня на работу в государственную кинокомпанию. Дважды я отказывалась, но на третий раз чутье мне подсказало, что надо соглашаться. И в тот же год мы сначала завоевали Гран-при с чудесным фильмом «Царь-птица», а после я получила свой собственный проект – «Надо мною солнце не садится». Эту картину высоко оценили зрители. И так началась моя карьера как режиссера и сценариста.
Поскольку я еще со школы киноман, мне трудно выделить какой-то один фильм. Ценю все хорошие фильмы: к ним можно отнести все советские и голливудские фильмы вплоть до 2000-х. Тогда даже боевики и ужастики были авторскими и уникальными. Что касается художественных книг, то мой любимый автор - Борис Акунин, мне нравится серия произведений про Эраста Фандорина. Особенно нравится философская повесть «Перед концом света»: это примерно середина цикла, по сюжету герой едет на Север России, к старообрядцам. Вообще приключения Фандорина – и отличный представитель современного детектива, и возможность узнать больше о России конца XIX – начала XX века. Мне нравится погружаться в другую эпоху».
Интервьюер Максим Эверстов.
Алексей Егоров, лауреат общественной «Премии Алампа 2022» в области культуры и искусства, председатель Союза авторов-песенников РС (Я), заслуженный артист РС (Я):
«Помню, в начальных классах я хотел играть на баяне, но в деревне было всего два баяна. Мне очень хотелось иметь свой – касаться клавиш, создавать звук… Я попросил отца по возможности приобрести мне баян, и в четвертом классе моя мечта исполнилась. До сих пор вижу его перед глазами... «Ростов-Дон». Хороший был баян, на нем я много занимался с большим удовольствием. Потом уже стал выступать на школьных концертах, аккомпанировал даже взрослым. Я сразу понял, что хочу связать свою жизнь с музыкой, и после восьмого класса поступил в музыкальное училище. Мне попался, кстати, очень хороший педагог-баянист – Радомир Борисов, он многому меня научил.
*****
Меня наполняют силами и вдохновляют моя семья, общение с детьми и внуками, моя деревня. В деревне люблю быть на природе, занимаюсь охотой. Считаю, что простые вещи делают человека счастливым, не надо искать вдохновение где-то специально.
*****
С детства люблю якутскую классику читать. И сейчас, бывает, время от времени открываю эти книги. Например, Николай Якутский, Софрон Данилов, Николай Амма Аччыгыйа, Реас Кулаковский… И поэзию я тоже люблю – Леонид Попов, Семен Данилов, Иван Николаев, Наталья Михалёва-Сайа. Поэзия – это же здорово! Особенно когда вникаешь в язык, находишь смыслы. Кроме того, мне нравится исторический роман Исаи Калашникова «Жестокий век», еще творчество Василия Шукшина – в его рассказах всегда есть место искренним отношениям, светлое чувство. Вроде и легко, шутливо, но понятно и честно. Из последнего, что читал и помню – творчество Дмитрия Наумова, его рассказы. По его сказке «Сардаана сибэкки» мы ставили детский мюзикл, это был наш авторский проект».
Елена Маркова, актриса театра и кино, отличник культуры РС (Я), лауреат общественной «Премии Алампа 2022»:
« Я помню тот день, когда я поняла, что я хочу выступать на сцене, что я, возможно, буду актрисой. Перед глазами картина: бабушка с ведром в руке зовет меня доить коров в хлев, а я не отрываюсь от телевизора, где идёт информация о наборе в Высшее театральное училище имени Щепкина. Мне было семнадцать лет. Вот тогда я поняла, что хочу быть актрисой, что должна быть там. Я верю, что есть такие вещи, которые предопределяют нашу судьбу.
Я вообще обожаю все свои роли, они дороги мне. Наверное, лет пять назад я бы ответила иначе, но сейчас это «Семь портретов якутских женщин» А. Кулаковского в постановке Р. Дорофеева. Это был совместный проект «Саха театра» и «Олонхо театра». Помню, в 2017 году мы решили такое произведение поставить, но думали над формой и ролями. По ходу работы проект обрастал деталями, всё было очень гармонично, и было ощущение, что сам Кулаковский незримо присутствовал на обсуждении. Партнерами моими были Иванида Бугулова и Павел Колесов, мы были очень вдохновлены, и поставили работу за месяц. Это мой любимый проект на данный момент.
Я люблю читать, и началось всё со сказок в детстве и фантастики в юношестве. Как сейчас помню, зачитывалась «Волшебником Земноморья» Урсулы Ле Гуин. Сейчас перечитываю роман Булгакова «Мастер и Маргарита», также вновь взяла в руки «Сто лет одиночества» Маркеса. Я очень эмоционально воспринимаю этот текст, несмотря на сложность и эпичность. Это история семьи, наполненная разными событиями и мистикой. Недавно я поняла, что люблю мистические моменты в произведениях. Кроме того, мое недавнее увлечение – книги по психологии, например, «Выбор» Эдит Эгер».
Новости 16 - 20 из 60