Любовь Борисова: «Хобби может стать профессией»

Фото: ysia.ru

Любовь Борисова, лауреат общественной «Премии Алампа 2022» в области культуры и искусства, режиссёр, сценарист и продюсер кинокомпании «Сахафильм»:


«Еще со школы я обожала кино, смотрела всё подряд. Но воспринимала это только как хобби. Настоящее осознание пришло после того, как мне удалось поработать на съемках сериала с Аркадием Новиковым в 2011 году. Я поняла, что моё хобби может стать профессией и решила окончательно уйти в кино.

Насчет судьбоносного события в моей карьере был такой момент. На федеральном уровне пытались принять закон о повышении стоимости прокатного удостоверения с трех тысяч рублей до пяти миллионов за каждый фильм. Это означало бы конец якутского кино. Я, как общественник и представитель сообщества независимых кинематографистов Якутии, активно боролась против принятия этого закона. На одном правительственном круглом столе я выступила и обвинила Союз кинематографистов и «Сахафильм» в том, что они ничего не предпринимают по этому вопросу. Через несколько дней я случайно встретила руководителя «Сахафильма» Дмитрия Шадрина. Он не только не обиделся, но и пригласил меня на работу в государственную кинокомпанию. Дважды я отказывалась, но на третий раз чутье мне подсказало, что надо соглашаться. И в тот же год мы сначала завоевали Гран-при с чудесным фильмом «Царь-птица», а после я получила свой собственный проект – «Надо мною солнце не садится». Эту картину высоко оценили зрители. И так началась моя карьера как режиссера и сценариста.

Поскольку я еще со школы киноман, мне трудно выделить какой-то один фильм. Ценю все хорошие фильмы: к ним можно отнести все советские и голливудские фильмы вплоть до 2000-х. Тогда даже боевики и ужастики были авторскими и уникальными. Что касается художественных книг, то мой любимый автор - Борис Акунин, мне нравится серия произведений про Эраста Фандорина. Особенно нравится философская повесть «Перед концом света»: это примерно середина цикла, по сюжету герой едет на Север России, к старообрядцам. Вообще приключения Фандорина – и отличный представитель современного детектива, и возможность узнать больше о России конца XIX – начала XX века. Мне нравится погружаться в другую эпоху».


Интервьюер Максим Эверстов.

Алексей Егоров: «Я сразу понял, что хочу связать свою жизнь с музыкой»

Алексей Егоров, лауреат общественной «Премии Алампа 2022» в области культуры и искусства, председатель Союза авторов-песенников РС (Я), заслуженный артист РС (Я):

«Помню, в начальных классах я хотел играть на баяне, но в деревне было всего два баяна. Мне очень хотелось иметь свой – касаться клавиш, создавать звук… Я попросил отца по возможности приобрести мне баян, и в четвертом классе моя мечта исполнилась. До сих пор вижу его перед глазами... «Ростов-Дон».  Хороший был баян, на нем я много занимался с большим удовольствием. Потом уже стал выступать на школьных концертах, аккомпанировал даже взрослым. Я сразу понял, что хочу связать свою жизнь с музыкой, и после восьмого класса поступил в музыкальное училище. Мне попался, кстати, очень хороший педагог-баянист – Радомир Борисов, он многому меня научил.

*****

Меня наполняют силами и вдохновляют моя семья, общение с детьми и внуками, моя деревня. В деревне люблю быть на природе, занимаюсь охотой. Считаю, что простые вещи делают человека счастливым, не надо искать вдохновение где-то специально.

*****

С детства люблю якутскую классику читать. И сейчас, бывает, время от времени открываю эти книги. Например, Николай Якутский, Софрон Данилов, Николай Амма Аччыгыйа, Реас Кулаковский… И поэзию я тоже люблю – Леонид Попов, Семен Данилов, Иван Николаев, Наталья Михалёва-Сайа. Поэзия – это же здорово! Особенно когда вникаешь в язык, находишь смыслы. Кроме того, мне нравится исторический роман Исаи Калашникова «Жестокий век», еще творчество Василия Шукшина – в его рассказах всегда есть место искренним отношениям, светлое чувство. Вроде и легко, шутливо, но понятно и честно. Из последнего, что читал и помню – творчество Дмитрия Наумова, его рассказы. По его сказке «Сардаана сибэкки» мы ставили детский мюзикл, это был наш авторский проект».

Елена Маркова: «Есть вещи, которые предопределяют судьбу»

Елена Маркова, актриса театра и кино, отличник культуры РС (Я), лауреат общественной «Премии Алампа 2022»:

« Я помню тот день, когда я поняла, что я хочу выступать на сцене, что я, возможно, буду актрисой. Перед глазами картина: бабушка с ведром в руке зовет меня доить коров в хлев, а я не отрываюсь от телевизора, где идёт информация о наборе в Высшее театральное училище имени Щепкина. Мне было семнадцать лет. Вот тогда я поняла, что хочу быть актрисой, что должна быть там. Я верю, что есть такие вещи, которые предопределяют нашу судьбу.

Я вообще обожаю все свои роли, они дороги мне. Наверное, лет пять назад я бы ответила иначе, но сейчас это «Семь портретов якутских женщин» А. Кулаковского в постановке Р. Дорофеева. Это был совместный проект «Саха театра» и «Олонхо театра». Помню, в 2017 году мы решили такое произведение поставить, но думали над формой и ролями. По ходу работы проект обрастал деталями, всё было очень гармонично, и было ощущение, что сам Кулаковский незримо присутствовал на обсуждении. Партнерами моими были Иванида Бугулова и Павел Колесов, мы были очень вдохновлены, и поставили работу за месяц. Это мой любимый проект на данный момент.

 Я люблю читать, и началось всё со сказок в детстве и фантастики в юношестве. Как сейчас помню, зачитывалась «Волшебником Земноморья» Урсулы Ле Гуин. Сейчас перечитываю роман Булгакова «Мастер и Маргарита»,  также вновь взяла в руки «Сто лет одиночества» Маркеса.  Я очень эмоционально воспринимаю этот текст, несмотря на сложность и эпичность. Это история семьи, наполненная разными событиями и мистикой. Недавно я поняла, что люблю мистические моменты в произведениях. Кроме того, мое недавнее увлечение – книги по психологии, например, «Выбор» Эдит Эгер».

 

 


Ольга Пашкевич: «Мечта стать писателем»

Пашкевич Ольга Иосифовна, кандидат филологических наук, член Союза писателей России, заслуженный работник культуры РС (Я):

«Еще в раннем детстве у меня возникала мечта стать писателем, наверное, потому что много читала и пыталась сочинять сама. Я благодарна судьбе, что рядом со мной оказались люди, которые тогда поддержали меня. Это поэтесса Римма Щирова и народный поэт Якутии Михаил Тимофеев.

Своим любимым писателем я могу назвать Константина Георгиевича Паустовского. С его творчеством близко познакомилась в годы учёбы на факультете русского языка и литературы в Иркутском государственном педагогическом институте, и с тех пор время от времени перечитываю его книги. Наверное, нет человека, который бы не читал «Теплый хлеб», «Заячьи лапы»«Телеграмму».

Что касается современной отечественной литературы, то она достаточно разнообразна и по жанрам, и по тематике. Радует, что стали плодотворно проходить совещания молодых писателей, возродились прежние и проводятся новые литературные фестивали и конкурсы. Появилась возможность участвовать в них заочно и онлайн.

Насчет творческих планов могу раскрыть, что в ближайшее время я планирую презентацию моего биобиблиографического указателя, творческий вечер и встречи с юными читателями».


Владимир Кропотов: «Театр – живое искусство»

Владимир Кропотов, актер Государственного академического русского драматического театра им. А.С. Пушкина, отличник культуры РС (Я):

«Начнем с того, что театр – волшебство, которое нужно осознать, чтобы оно сработало. Я считаю, что театр – лучшая работа на свете. В моей жизни он встретился достаточно случайно, но затем заполнил её полностью. Сейчас театр – это самое важное для меня место в Якутске. Мой второй дом.

Театр ведь всегда разный, в отличие, например, от искусства кино. Любимый спектакль каждый раз не будет похож на предыдущий. Выходит так, что театр – это искусство живое, все спектакли уникальны, придите второй раз на ту же пьесу – всё будет иначе.

Лично для меня как актера судьбоносным стал приезд в Якутск режиссера Сергея Федотова в 2014 году. Он действовал решительно и выбрал в свой спектакль тех актеров, которых хотел бы видеть на сцене. Среди них оказался и я, мне выпала главная роль. Это была пьеса Мартина Макдонаха «Калека с острова Инишмаан». Кроме того, что для меня это событие стало поворотным моментом, это еще и мой любимый спектакль. Он невероятно глубокий и очень разный: серьезный и весёлый, злой и добрый, про любовь и про ненависть. «Калека» про то, чего не хватает в мире, – про гуманизм и внимание друг к другу. Мы его, к сожалению, играем редко.

И вот еще что: театр нужен обществу. Театр ни в коем случае не прикладной инструмент для развития личности, как некоторые думают. Он скорее направляет, помогает человеку обрести в себе «пороги», театр заставляет задуматься. Дальше – выбор каждого зрителя отдельно. Наша задача – показать, что есть и другая жизнь, есть другая реальность. Ни одно из искусств не может так красочно и хлестко продемонстрировать это.

Ходите в театр чаще, дорогие друзья!».


Новости 16 - 20 из 58