Эшелон на Самарканд: роман

Гузель Яхина


Гузель Яхина — лауреат премий «Большая книга» и «Ясная поляна». В 2015 году она дебютировала с романом «Зулейха открывает глаза» о раскулачивании и репрессиях 1930-х годов, а в 2018 году вышла ее вторая книга — «Дети мои», повествующая о жизни российского немца в раннем СССР.

Книга «Эшелон на Самарканд» — роман ‑ путешествие и своего рода «красный истерн». 9 октября 1923 года был издан приказ о формировании санитарного поезда из Казани в Туркестан. По детским домам и приёмникам собирали детей-сирот от 2 до 12 лет. 500 самых слабых, самых истощённых детей нужно было вывезти в тёплые, хлебные края, чтобы спасти их от голодной смерти.

Начальником эшелона на Самарканд назначили Деева — совсем молодого парня с мрачным боевым прошлым, которому и 25-ти ещё не исполнилось. Это был его первый детский эшелон. В пару к Дееву прислали опытного детского комиссара Белую, по возрасту годящуюся Дееву в старшие сёстры. Два главных героя — люди противоположные. Мягкий, но отчаянный Деев и железная дама Белая. Начальник поезда Деев, комиссар Белая, фельдшер, поварёнок и несколько женщин-сестёр — вот и вся команда, на чьи плечи легла задача спасти 500 детей.
Доставили детей к поезду, разместили по вагонам. И тронулись в путь длиной в 4 000 верст. Началась самоотверженная ежедневная борьба за жизнь, поиск питания, воды, дров, медикаментов, за то, чтоб в шестинедельном аду, "кутерьме этой мясорубочной", суметь выстоять и остаться при этом человеком.

Череда захватывающих и страшных приключений в пути, обширная география — от лесов Поволжья и казахских степей к пустыням Кызыл‑Кума и горам Туркестана, палитра судеб и характеров: крестьяне‑беженцы, чекисты, казаки, эксцентричный мир маленьких бродяг с их языком, психологией, суеверием и надеждами…
"Эшелон на Самарканд" — книга о голоде 20-х годов прошлого века, история о спасении детей. Спасая детей, главный герой спасает себя. На фоне реальных событий рассказывается художественная история...

«Могу сказать, что такие книги рождаются очень редко и меняют каждого, кто прочтет. Мы все помним это чувство от Платонова: прочитанное изменило тебя. В моей памяти маячили еще и путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина на недостижимый роскошный Восток, в край сытости и жестокого зверства, тяга к теплу, к страшному теплу, к жару, к миражу в пустыне. И еще это, слава богу, робинзонада. Жанр, который обещает спасение в финале...» - Елена Костюкович
Феномен якутского кино с точки зрения писателя: подкаст. [аудиозапись]

Якутское кино называют феноменом киноиндустрии последних лет. Его новейшую историю местные киноведы отсчитывают с 2004 года, когда на экраны вышла драма известного в республике театрального режиссера Сергея Потапова «Любовь моя» о странных братьях, мечтающих ограбить банк и уехать из города. Годом позже в Якутии вышло две картины, в 2007 году уже пять, а в 2011 году — пятнадцать фильмов. За последние 15 лет в якутский прокат вышло более 115 картин — это почти впятеро больше, чем за то же время выпустила крупнейшая российская студия «Мосфильм».  Но главное – местные фильмы действительно пользуются успехом зрителей в региональном прокате и обставляют по сборам как столичное, так и голливудское кино. С недавних пор якутские режиссеры еще и привозят домой призы ведущих российских и западных фестивалей.

Что такое настоящее кино? Настоящее кино должно работать на укрепление самосознания народа, на повышение уважения к самому себе, должно ставить во главу угла общечеловеческие нравственные принципы, а литература должна быть настоящей основой для создания киноиндустрии. О феномене якутского кино рассказывает народный писатель Якутии Наталья Харлампьева.

Якутские первоцветы

Егоров Павел, Егорова Ева


«В сборник стихов и рассказов вошли работы разных лет Евы Егоровой 17 лет и Павла Егорова 13 лет. Они самостоятельно занялись творчеством по примеру их папы Егорова Валентина Владимировича, члена Союза писателей РС(Я). Также несомненный вклад внесла и мама Егорова Анна Павловна, учитель русского языка и литературы. С годами их стихи и рассказы совершенствовались настолько, что это им позволило участвовать в творческих конкурсах разного уровня, включая и международные, становиться призёрами и победителями», - пишет в предисловии Анна Павловна Егорова.

По итогам народного голосования сборник рассказов «Якутские первоцветы» Павла и Евы Егоровых одержал победу в номинации «Лучшее произведение о Севере и Арктике, созданное автором до 18 лет» во II Международном конкурсе «Белый мир Арктики через призму детской книги», организованном «ДТК – Центр чтения», филиалом Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия).

«Рассказы, вошедшие в сборник «Якутские первоцветы», мы написали вместе с моей сестрой Евой. В него вошли рассказы, некоторые из которых взяты из жизни, а некоторые придуманы и написаны в виде сказок. О конкурсе «Белый мир Арктики через призму детской книги» мы с сестрой узнали от папы и решили принять в нем участие», — делится ученик 8-го класса школы № 1 города Якутска Павел Егоров.
В. Распутин "Уроки французского": [видеозапись]

Валентин Григорьевич Распутин – русский писатель, прозаик, представитель так называемой «деревенской прозы». Самый популярный из ранних рассказов писателя – это рассказ "Уроки французского".

«Уроки французского» Распутин написал в 1973 г. Как он сам говорил: «Там мне ничего не пришлось выдумывать. Все это происходило со мной. За прототипом далеко идти не пришлось. Мне нужно было вернуть то добро, которое в свое время они сделали для меня».

Третий выпуск литературной рубрики «Отрывок» ведет библиотекарь Попова Надежда. Она расскажет о русском, советском писателе Валентине Григорьевиче Распутине, а также прозвучит фрагмент рассказа "Уроки французского".
Бледный всадник: как "испанка" изменила мир.

Лаура Спинни


Лаура Спинни – британский писатель, научный журналист престижных изданий Nature, National Geographic, The Economist, New Scientist, The Guardian.

Вся история человечества – это вечная борьба за выживание. После первой мировой войны человечество еще не успело оправиться от потерь, как перед ним встала новая угроза – грипп. Пандемия испанки 1918 года охватила всю планету, и навсегда изменила мир. Как ни странно это звучит, но именно она во многом определила облик современного мира. Заразилось «испанкой» не менее трети населения планеты (порядка 500 млн человек). За весь период с первого (4 марта 1918 г.) до последнего (март 1920 г.) официально подтвержденного случая с летальным исходом этот вирус унес 50–100 млн человеческих жизней, что составляло от 2,5 до 5 % народонаселения Земли. Образно выражаясь, пандемия испанского гриппа стала величайшим цунами массовой смертности со времен «Черного мора», а возможно – и за всю историю человечества.

История испанского гриппа рассказана в частях второй – шестой этой книги. Но она встроена в канву более долгой истории сосуществования человека и гриппа, где рассказано о том, какую совместную эволюцию они претерпели за 12 000 лет. Соответственно, часть первая, «Крепость без стен», повествует об истории всевозможных эпидемий с античных времен вплоть до 1918 года, а часть седьмая, «Мир после гриппа», посвящена исследованию последствий пандемии испанского гриппа, которые можно наблюдать и по сегодняшний день. Поскольку человек и грипп так и продолжают эволюционировать в неразрывной связи друг с другом, часть восьмая, «Наследие рядового Роско», заглядывает в будущее и рассматривает перспективы человечества в будущих сражениях с неизбежными пандемиями гриппа, потенциальные новые средства борьбы с вирусом и проблемы, которые могут стать нашей ахиллесовой пятой. Совокупность этих рассказов воссоздает исчерпывающую биографию гриппа как неотвязного спутника человека.

«Эта книга – не только свидетельство истории, но и предсказание, ведь и современный мир уже «никогда не будет прежним»
Спинни знает, как сплетая медицинские факты и исторические загадки, превратить историю о пандемии в интригующее повествование, способное безраздельно захватить воображение». - New York Times Book Review

Записи 261 - 265 из 306