Электронная среда создает условия для обеспечения доступа к информационным
ресурсам широкому кругу пользователей, в том числе удаленным, способствует,
как и реальная среда, решению библиотекой социокультурных, образовательных,
культурно-информационных и культурно-просветительских задач.
Среди форм по продвижению чтения в электронной среде – вебсайты, мобильная
связь и QR-коды, блоги, социальные сети, видеохостинги.
Веб-сайт
является одним из важнейших элементов пространства библиотеки, совмещающий
в себе информационные, поисковые, образовательные, рекламные, навигаторские
функции. Контент веб-сайта должен включать следующие сведения:
- информацию о современном состоянии и истории библиотеки, режиме работы,
составе работников, контактах; библиотечные новости и события;
- электронный каталог; обзоры литературы; электронные выставки;
библиографические списки новых поступлений и рекомендательные тематические
списки; рейтинги книг, читательские отзывы на форумах; собственные базы
данных и иные информационные продукты библиотеки; веб-списки и веб-обзоры
открытых литературных ресурсов Интернета и т. д.;
- коллекции ссылок, аккумулирующие сетевые ресурсы российских средств
массовой информации (онлайн-версии газет и журналов), электронных
библиотек, ресурсов и рекомендательных сервисов, тематических блогов по
проблемам чтения, которые пользователь впоследствии хочет посещать.
Прошедшие профессиональную библиотечную экспертизу коллекции ссылок помогут
пользователям найти качественные ресурсы художественной литературы, что
будет способствовать их продвижению;
- сервис для местных авторов, разместив на нем их произведения, основываясь
на принципе свободной публикации, тем самым осуществляя в регионе
популяризацию творчества малоизвестных и неизвестных авторов, организуя
встречи с ними как онлайн, так и в стенах библиотеки.
- службы «Виртуальная справка» и «Электронная доставка документов»,
являющиеся основой для системы удалённого библиографического информирования
и библиотечного обслуживания;
- доступ к ресурсу для незрячих (слабовидящих) пользователей.
Библиотеки могут вынести информацию о библиотечных событиях по продвижению
чтения за пределы веб-сайта библиотеки; создать RSS-поток (способ получить
заголовки и анонсы последних новостей и иных публикаций, не посещая
специально для этого сам сайт) и сообщить о нем всем членам сообщества
библиотеки (кафедрам и факультетам учебных заведений, другим библиотекам,
коллегам, читателям), для того, чтобы они смогли добавить заголовки
содержания на свои сайты.
По итогам мониторинга веб-сайтов муниципальных библиотек, проведенного
Национальной библиотекой РС(Я) в 2019 году, можно с уверенностью
утверждать, что электронные услуги активно внедряются в центральных
районных (городских) библиотеках (ЦРБ). Более 60% ЦРБ оказывают основные
электронные услуги, которые ожидает найти пользователь: электронный
каталог, виртуальная справочная служба, электронная библиотека. Однако 30%
сайтов вообще не предусматривают обслуживание удаленных пользователей, в
том числе посредством электронного каталога.
Примерно такое же количество библиотек можно отнести к категории высокого
уровня внедрения электронных услуг. Они предлагают своим удаленным
читателям онлайн-запись в библиотеку, виртуальные выставки, продление и
бронирование документов, электрону доставку документов, фактографические
продукции библиотеки.
В общей картине состояния сайтов муниципальных библиотек выгодно отличаются
сайты следующих библиотек:
1. Сайт Якутской централизованной библиотечной системы ( https://cbsykt.ru/) является точкой
доступа к ее электронному каталогу ( http://80.73.89.123:81/opacg/),
электронной библиотеке, в том числе включающей методические и
библиографические издания учреждения ( https://cbsykt.ru/e-lib/),
электронным услугам: виртуальной справочной службе (
https://cbsykt.ru/services/vss/
), продлению книг онлайн ( https://cbsykt.ru/books/ext/),
предзаказу книг онлайн ( https://cbsykt.ru/books/order/
), электронной доставки документов (
https://cbsykt.ru/services/edd/
).
2. Нерюнгринская централизованная библиотечная система ( https://nerulibr.ru/) оказывает в
электронном виде следующие услуги: доступ к электронному каталогу ( http://79.133.68.139/opacg/),
собственным электронным изданиям (
https://nerulibr.ru/index.php/resursi/izdaniya-biblioteki/
), полнотекстовым газетным статьям об истории Нерюнгринского района с 1944
по 1976 гг. (
https://nerulibr.ru/index.php/resursi/e-library/aldan_rabochiy/
), а также продление и предзаказ книг онлайн и виртуальная выставка (
https://nerulibr.ru/index.php/uslugi/virtual-vistavka/
) и др.
Около 90% библиотек обеспечивают онлайн-доступ к универсальным
библиографическим базам данных, в большинстве случае содержащим сведения о
печатных изданиях в библиотечном фонде библиотек. Тенденцией становится
отражение в электронных каталогах всех видов информации, доступных для
читателей конкретной библиотеки: ноты, пластинки, диски с мультимедийными
данными, а также записи на электронные ресурсы из собственных и подписных
баз данных. Библиотеки предоставляют удаленным пользователям и доступ к
аналитическим материалам фонда – специализированным библиографическим базам
(краеведческим, отраслевым, проблемно-ориентированным и т.д.).
Надо отметить, что наличие самого факта электронного каталога на сайте
библиотеки, разумеется, не гарантирует его эффективного использования.
Кроме этого, должны быть соблюдены и следующие условия: круглосуточная
бесперебойная работа каталога, высокий процент отраженного в каталоге фонда
по сравнению с его общим объемом, многоаспектный поиск, удобный и
современный способ работы с полученными после запроса результатами
(возможности вывести список, сохранить записи в пользовательском документе,
распечатать требование на книгу и т.д.).
Мобильная связь и QR-коды («дополнительная реальность») для библиотек
являются перспективными формами в плане продвижения чтения. Мобильная связь
обеспечивает прямую текстовую и голосовую связь с пользователем. Чаще всего
библиотеками она используется для пересылки текстовых сообщений (SMS) о
задолженностях книг. С ее помощью можно оповещать пользователя о новой
литературе, поступившей в библиотеку (по предварительной подписке),
пересылать краткие фрагменты текстов книг, короткие видео (при соблюдении
авторского права), анонсы предстоящих литературных и других мероприятий.
Информация в графической картинке или QR-код, – новый для библиотек способ
продвижения образа библиотеки, ее фонда.
Самое главное преимущество данной инновации – это ее повсеместность.
Основное достоинство QR-кода – это легкое распознавание сканирующим
оборудованием. Также преимущество QR-кода заключается в хранении большого
объема данных при небольшой площади их размещения.
В виде QR-кода можно представить достаточно широкий спектр информационных
объектов: события календаря; контактную информацию; электронную почту;
телефонные номера; небольшие тексты; ссылки на Интернет-ресурсы и многое
другое. Для считывания кода требуется мобильное устройство с встроенной
веб-камерой и подключенное к Интернету. QR-коды эффективно используются
там, где нужно быстро захватить и сохранить полезную информацию: в
магазинах, в аэропортах, в библиотеках и т.д.
Библиотека сегодня – это уже далеко не только книги. Современная библиотека
– это информационный центр, центр общественной жизни, ориентирующийся на
личность и ее меняющиеся потребности. Чтобы идти в ногу с новыми и быстро
изменяющимися мобильными технологиями и побудить читателей всех возрастов
пользоваться библиотечными услугами, в библиотеках активно используются
QR-коды.
Преимущество использования QR-кодов в библиотеках:
– QR-код выступает как инновационная технология для содействия
популяризации книг, авторов и компетенции самой библиотеки;
– QR-код – это эффективный способ предоставления дополнительной информации
для читателя;
– QR-код – мобильность, широкий охват посетителей, компактность. Все это
делает данный вид QR-библиотек самым популярным и распространенным.
Наиболее актуальное использование QR-кодов в библиотеках:
– в рекламно-информационных материалах. Закладки, визитки,
листовки, плакаты – это всего лишь несколько мест, где вы можете разместить
QR-коды. Для использования изображений различных кодов в Интернете,
нанесение на визитные карточки, футболки, рекламные вывески, плакаты и
многое другое. Эти коды могут ссылаться на ваш сайт, проект, сообщество,
календарь плана мероприятий, электронные базы данных или другие важные
ресурсы. QR коды можно размещать на информационных стендах с информацией,
как видео или мультимедиа комментарий (в виде ссылок), к объявлению анонсу
или иному материалу. Это позволит значительно обогатить информационное
насыщение стандартных информационных стендов библиотек.
– в культурно-просветительских мероприятиях. Использование
QR-кодов позволило разнообразить привычные мероприятия, сделать их более
привлекательными как для читателей, так и для библиотекарей: экскурсии,
игры, акции, квесты, выставки, всевозможные викторины и тематические
конкурсы. Помимо этого, к культурно-просветительским мероприятиям можно
отнести «книга с подключением», где QR-коды используются на обложках книг,
чтобы обеспечить доступ к справочным материалам об авторе или
дополнительной информации о книге.
– в презентационных материалах. На библиотечном мероприятии при
показе слайдов или видеоматериалов презентации можно обеспечить читателей
раздаточным материалом с QR-кодами для доступа к стенограмме презентации
или дополнительным материалам сайта. Можно разместить QR-коды и на самом
PowerPoint слайде. Пользователи смогут сканировать их с экрана.
Национальная библиотека Республики Саха (Якутия) и Центр детского чтения
QR-коды активно применяют для продвижения электронной библиотеки. Основной
целью проекта является предоставление доступа к электронному фонду. Любой
желающий с помощью своего мобильного устройства может считывать QR-коды с
тематических плакатов «умной полки», флаеров, и тем самым автоматически
получать доступ к произведениям, размещенных в электронной библиотеке.
В Алданской межпоселенческой центральной библиотеке им Н.А. Некрасова был
завершен проект "Все в наших руках" "ПАМЯТНИК В ОДИН КЛИК" в рамках
выигранного конкурса на получение грантов социально-значимых проектов,
организованного Администрацией МО "Алданский район". Установлены 13
памятных табличек с целью обеспечения быстрого способа получения информации
о памятниках г. Алдана с помощью QR-кода. Проведена вся
информационно-разъяснительная работа с населением города. В октябре месяце
прошло несколько ознакомительных групповых экскурсий.
Таким образом, QR-коды – технология современного «мобильного»
коммуникационного процесса, позволяющая помещать большое количество
информации в небольшую картинку. Использование QR-кодов в библиотеках
открывает новые возможности в информационной, рекламной,
культурно-просветительской деятельности и при разумном подходе способствует
решению задачи по созданию современной комфортной зоны, направленной на
предоставление широкого спектра интегрированных услуг, востребованных
читателями.
Все более популярным в продвижении качественного чтения становится процесс
создания и ведения библиотечными работниками блогов – своеобразных
дневников, где записи, изображения или мультимедиа, открытые для чтения,
просмотра и комментирования, расположены в обратном хронологическом
порядке. Используя блоги, библиотекари привлекают новых пользователей,
рекламируют библиотеку и ее сервисы в профессиональном библиотечном
сообществе. Блог может стать достаточно эффективным инструментом для
завоевания интернет-аудитории, состоящей из читателей поколения Next.
Важной особенностью блога является то, что читатели могут публиковать свои
комментарии к сообщениям, что делает его уникальным интерактивным ресурсом.
Блоги свободно соединены друг с другом с помощью гиперссылок, самым важным
аспектом является его диалоговый характер. Для результативного развития
блогов библиотекам необходимо:
- информировать пользователей о новых поступлениях в библиотечный фонд;
создать в блоге разделы, посвященные различным жанрам, таким как
исторические, любовные романы, приключения, мистика, научная фантастика и
т. д.;
- публиковать обзоры и рецензии новых книг и списки книжных премий,
комментарии и предложения читателей; дать читателям возможность обсуждать
прочитанные книги и рекомендовать понравившиеся им издания или критиковать
не понравившиеся;
- обмениваться опытом по продвижению книги и чтения;
- создавать онлайн-клубы любителей чтения;
- постоянно помещать информацию (афишу) о различных библиотечных
литературных событиях и программах;
- выделить свой блог из огромного количества других блогов, чтобы завладеть
интересом читателей, включив в него особенный контент (фотографии, цитаты
из шедевров мировой литературы, опросы или тесты, интересные моменты из
жизни библиотеки).
Блогерство повышает профессиональную квалификацию, способствует
самообразованию, т. к. библиотекарь вынужден просматривать и перерабатывать
большое количество новостных лент. Он должен быть готов к ответам на любой
комментарий и вопросы читателей, уметь интересно подавать материал и
излагать свои мысли. Блоги библиотек являются ценным дополнением к сайтам,
т. к. события библиотек написаны более доступным языком, и в итоге
устанавливается непосредственный контакт библиотекарей с пользователями.
Существуют всевозможные каталоги библиотечных блогов. На
информационно-справочном портале «Library.ru» представлено около 200
адресов российских библиотечных блогов и ближнего зарубежья
(library.ru/3/biblionet/?rub=35#found).
Блоги позволяют рассказать о жизни библиотек и библиотечных услугах,
мероприятиях и юбилейных датах: привлечь внимание к книгам, публикуя посты
о чтении, рекомендательные списки и рейтинги произведений, впечатления о
прочитанном, обзоры новинок, тематические обзоры литературы.
Одним из перспективных инновационных направлений библиотечной деятельности
в продвижении чтения является использование социальных сетей –
интерактивных многопользовательских веб-сайтов, контент которых наполняется
самими участниками сетей, объединяющимися в различные социальные группы по
формальным (одноклассники, одногруппники) и содержательным (увлечения,
хобби, профессиональные интересы) критериям.
В 2019 году работу в социальных сетях ведут 187 муниципальных библиотек,
что составляет 40 % от общего количества библиотек. Среди них большой
популярностью пользуется сеть Instagram: Мегино-Кангаласская ЦБС имеет 24
аккаунта, Хангаласская -21, Якутская -18, Намская -15. Амгинская и
Верхневилюйская -14.
Материалы, предлагаемые в этих информационных ресурсах, пользуются огромным
вниманием среди населения. На своих страницах они освещают проведенные
мероприятия, проводят обзор новых книг, прочитанной литературы.
В Ленской ЦБС на странице Instagram 641 подписчиков, сделано 155 публикаций
(анонсы, пост-анонсы, уникальный контент, раскрытие фонда, литературные
даты). Также отслеживается статистика посещений и реакция аудитории на тот
или иной контент, характеристика аудитории, наиболее популярное время
посещений страницы (для выбора более выгодного времени публикаций). 48 %
аудитории молодые люди в возрасте от 25-35
Верхневилюйская ЦБС имеет странички «Вконтакте» и Instagram. Основной
контент аккаунтов – анонсы и отчеты о проводимых мероприятиях, посты о
книгах, писателях, есть материалы, представляющие краеведческий компонент
(например, о знаменитых и интересных односельчанах, о книгах
писателей-земляков, о героях войны и тыла).
Библиотеки Алданского района увеличивают свою аудиторию в сетях
"ВКонтакте", "Одноклассники", "Фейсбук", "Инстаграм" за счет информирования
о культурных мероприятиях и событиях, о книжных новинках, возможности
получить справку или консультацию. В настоящий момент определены основные
лидеры работы в социальных сетях – библиотеки городов Алдана, Томмот, п.
Нижний Куранах, которые постоянно улучшают качество своего контента,
оптимизируют свою работу в социальных сетях.
Аудитория социальных сетей растет стремительно, поэтому библиотекам
необходимо активно использовать возможности интернет-сообществ социальных
сетей, блогов для своего позиционирования. Принцип построения социальных
сетей делает их универсальным инструментом для общения, особенно с молодыми
людьми. Публикуемая информация своевременно обновляется, актуальна и
интересна для пользователей, при продвижении страниц учитывается целевая и
возрастная аудитория социальных сетей.
Наиболее популярными социальными сетями, содержание которых фрагментарно
связано с поддержкой чтения, являются ВКонтакте, Twitter, Facebook,
Instagram, YouTube, ЖЖ («Живой Журнал»). Как правило, библиотеки создают
свои представительства сразу в нескольких социальных сетях. Библиотеки
получают возможность разместить на сайте собственное представительство –
личный аккаунт, страницу – своеобразную площадку для общения, обмена
мнениями.
Представительство библиотеки в социальных сетях дает возможность:
- мгновенно сообщить большой аудитории о новых изданиях, мероприятиях,
конкурсах, сетевых акциях по продвижению чтения (например, Библионочь,
Библиосумерки);
- познакомить читателей с отзывами на любую прочитанную книгу на странице
группы, сопровождая их фотографиями полюбившихся изданий, авторскими
иллюстрациями и распространить эту информацию дальше;
- осуществить библиографическое информирование по проблемам чтения;
- провести литературные викторины, виртуальные экскурсии, онлайн-квесты,
онлайн-встречи с писателями, библиотечные уроки («Как читать книгу», «Выбор
книги в библиотеке», «Структура книги» и др.);
- узнать мнение пользователей по поводу услуг библиотеки, изменения режима
работы, выяснить их пожелания и предпочтения.
Группа библиотеки в социальной сети – это прямое общение с читателями,
которые могут стать друзьями и партнерами. Библиотекам необходимо на своих
официальных сайтах дать ссылки на представительства в социальных сетях, что
значительно облегчит пользователям процесс их обнаружения. Работая с
социальными сетями, библиотекарям и пользователям необходимо набрать в
поисковой строке ключевые слова «книги», «чтение», «библиотека», «что
почитать». На страницах, посвященных книгам и чтению, информация
обновляется систематически.
На Портале «Культура.РФ» представлено «Методическое пособие по работе в
соцсетях» (2018). Это первое издание в России, ориентированное на
работников отрасли культуры. Рекомендации подготовлены с учетом общемировых
тенденций в области развития социальных сетей и опыта ведущих учреждений
культуры России. Цель методического пособия – популяризация стратегического
подхода к ведению страниц учреждений в социальных сетях. Достоинство
социальных сетей – присутствие в них сообществ, посвященных книгам и
чтению. Определение политики библиотек по отношению к таким сообществам
должно базироваться на понимании современной ситуации в области чтения в
целом: демографических характеристиках аудитории, жанровых предпочтениях,
стремлении к активному обмену мнениями.
Библиотекарям необходимо информировать пользователей о существующих книжных
социальных сетях, т. к. данные сервисы предлагают участникам
сориентироваться в литературных направлениях, авторах и изданиях, в книгах
самых разных жанров российских и зарубежных издателей, найти новых друзей и
единомышленников, организовать собственные группы, обсудить прочитанные
книги и создать собственную электронную библиотеку.
В Республике Саха (Якутия) наблюдается положительная тенденция
позиционирования муниципальных библиотек как центров коммуникаций и
социализации, которые с успехом продвигают книгу и чтение в интернет среде.
В основном, библиотеки публикуют информацию о юбилейных датах авторов и
книг, мероприятиях.
Одной из ведущих тенденций интернет-пространства является повышенный
интерес к видеоконтенту, представленному как на отдельных сайтах, так и в
социальных сетях, блогах. Удобным и эффективным способом для
распространения собственного видео в Интернете является размещение роликов на видеохостингах.
Библиотеками активно используется видеохостинг YouTube. Это связано с тем,
что он является наиболее удобным, предоставляет максимальное количество
возможностей и позволяет создавать собственные видеоканалы. Создание канала
необходимо, чтобы пользователям было легче искать остальные ролики
библиотеки. На видеохостингах библиотеки размещают сюжеты о различных
аспектах своей деятельности, самостоятельно созданные ролики о книгах и
писателях, записи с конференций и библиотечных мероприятий, интервью с
сотрудниками библиотеки, новостные сюжеты, посвященные библиотечной жизни.
Здесь же публикуются буктрейлеры – короткие видеоролики, рассказывающие в
произвольной художественной форме о какой-либо книге.
С лучшими буктрейлерами, размещёнными в социальных сетях, можно
познакомиться на сайте Федерального агентства по печати и массовым
коммуникациям и Некоммерческого фонда поддержки книгоиздания, образования и
новых информационных технологий «Пушкинская библиотека» «Чтение-21»
(http://chtenie21.ru/publications/booktrailer). Для загрузки видео на
хостинг необходимо создать аккаунт, пройдя процедуру регистрации. После
регистрации каждый пользователь может загружать видео размером не более 2
Гб, имеющее продолжительность не более 15 мин. При необходимости можно
увеличить лимит своего аккаунта.
Библиотечным работникам важно понимать, что для получения желаемого эффекта
недостаточно создать канал библиотеки на видеохостинге или загрузить
несколько видеороликов. Информация о предоставляемых библиотекой услугах
или направлениях ее деятельности должна не только быть размещена на
хостинге, но и доведена до максимального количества потенциальных
пользователей с помощью различных коммуникационных каналов. С этой целью
при продвижении необходимо задействовать как можно большее количество
внешних ресурсов. Можно рассказать о канале или отдельных видео друзьям в
социальных сетях, продвигать их при помощи запросов в поисковых системах,
давать ссылки в комментариях и публиковать на тематических форумах и
блогах. Также можно отправлять приглашения, создавать подписки, публиковать
ссылки на сторонних ресурсах. О присутствии на видеохостингах необходимо
рассказывать и пользователям библиотеки, размещая рекламные объявления,
раздавая визитки, сообщая на мероприятиях, беседуя при обслуживании
читателей.
В заключении предлагаем воспользоваться нехитрыми советами по освоению
новых форм продвижения книги и чтения:
1) Внедрение новых форм не должно быть самоцелью: они должны иметь
преимущества перед использовавшимися ранее и применяться для повышения
эффективности деятельности учреждения, а не для разнообразия деятельности
библиотекаря;
2) Работу нужно начинать с изучения отечественного и зарубежного опыта
внедрения новаций: возможно, то, что специалист планирует внедрить в свою
работу, уже существуют в деятельности другой библиотеки, и можно
воспользоваться опытом, либо создать на ее базе собственную новацию;
3) Рекомендуем создавать картотеку форм, применяемых в библиотеке,
учреждениях области, страны и мира с описанием их методик и примерами. Это
позволит систематизировать опыт, иметь быстрый доступ к необходимой
информации;
4) Специалист должен быть готов внедрять новое: иметь опыт работы в этой
сфере, необходимые знания, творческий потенциал, обладать такими
личностными 9 свойствами как целеустремленность, любознательность, умение
рисковать, усвоение способов развития, терпение;
5) После внедрения новой формы необходимо провести оценку ее эффективности:
определение плюсов и минусов, степени применимости в деятельности других
библиотек, дальнейших путей развития и усовершенствования.
Сегодня специалистам библиотек предоставлен большой выбор современных форм
продвижения книги и чтения. Необходимо выбрать наиболее интересный опыт,
применимый в условиях конкретной библиотеки. В данной рекомендации были
представлены лишь несколько разных форм, которые позволят по-новому
взглянуть на процесс популяризации чтения в библиотеке.
Учет удаленных пользователей
Консультация
Расширение ассортимента библиотечных услуг, внедрение новых технологий
влияют на систему учѐта библиотечной работы и на библиотечную статистику.
Одна из основных единиц учѐта библиотечного обслуживания – количество
пользователей. С расширением спектра библиотечных услуг (от выдачи книг на
дом до сложного поиска информации в сети интернет) меняется содержание
понятие «пользователь библиотеки». Само понятие Пользователь впервые
появляется как библиотечный термин с вступлением в силу Федерального закона
«О библиотечном деле» от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ. Федеральный закон от 2
июля 2013 г. N 185ФЗ внес изменения и дополнения, которые вступили в силу 1
сентября 2013 г. Согласно ст. 1 закона пользователь – физическое или
юридическое лицо, пользующееся библиотечно-информационными услугами в
библиотеке и вне еѐ. С введением понятия пользователь понятие читатель
библиотеки стало более узким. Читатель библиотеки – пользователь, физически
посещающий библиотеку регулярно с определенной периодичностью и записанный
в библиотеку согласно правилам пользования библиотекой. Основные категории
пользователей:
Постоянный пользователь, заключивший с библиотекой Договор на обслуживание,
давший письменное Согласие на внесение его персональных данных в Форму
учета персональных данных пользователя и использование его персональных
данных (без авторизации) для ведения библиотечной статистики. При
электронной записи пользователя: Постоянный пользователь получает
читательский билет с индивидуальным штрихкодом. При ежегодной
перерегистрации корректировке подлежат все данные, кроме номера
читательского билета (штрихкода). Постоянный пользователь имеет право на
все виды библиотечных услуг, в том числе на получение во временное
пользование документов из библиотечных фондов: на абонементе, в читальном
зале, в других структурных подразделениях, с правом выноса за пределы
библиотеки (если подобная услуга предусмотрена перечнем услуг структурного
подразделения).
Временный пользователь, получивший одну/несколько библиотечных
услуг при разовом посещении библиотеки или опосредованно за пределами
библиотеки (услуги, связанные с использованием результатов интеллектуальной
деятельности библиотеки; компьютерной, копировально-множительной техники;
посетитель массового мероприятия в помещении и вне стен библиотеки, не
являющийся постоянным пользователем, и т. д.). Временный пользователь имеет
право получать все виды библиотечных услуг за исключением услуг, получение
которых связано с возникновением отношений материальной ответственности
между библиотекой и пользователем. К этим услугам относится, в том числе,
получение литературы на дом из фонда библиотеки и фондов структурных
подразделений.
К пользователям библиотеки относятся:
– Юридические лица – предприятия, учреждения, организации, компании,
общественные объединения, получающие услуги по разовым запросам и договорам
в рамках уставной деятельности библиотеки.
– Физические лица – индивидуальные пользователи, получающие
библиотечно-информационные услуги независимо от содержания и места
получения.
– Абоненты системы информирования – коллективные и индивидуальные,
зарегистрированные в картотеке или базе данных абонентов.
– Специалисты других библиотек независимо от ведомственной принадлежности,
получающие консультационные, информационные, методические услуги данной
библиотеки.
– Удалѐнные пользователи – физические или юридические лица, пользующиеся
услугами библиотеки вне еѐ стен, в том числе посредством
информационно-коммуникационных сетей.
В соответствии с приказом Росстата 07.12.16 №764, к удаленным пользователям
относятся и пользователи внестационарной сети. В ГОСТе и указаниях по
заполнению формы 6-НК нет более подробных разъяснений о том, какие именно
категории пользователей относятся к удаленным. Но если обратиться к
Указаниям по заполнению Раздела 5 строки 17 «Выдано в удаленном режиме»,
где речь идет выдаче документов пользователям внестационарных пунктов
обслуживания, пользователям других библиотек по системе МБА, пользователям
сервиса ЭДД, то логично отнести к удаленным пользователям не только
пользователей сайтов, но и абонентов МБА и ЭДД, абонентов индивидуальной и
групповой информации, пользователей, обслуживаемых на внестационарных
пунктах выдачи, а также пользователей с ограниченными возможностями
здоровья, обслуживаемых на дому, т.к. все они фактически являются
физическими или юридическими лицами и пользуются библиотекой вне ее стен.
Итак, количество удаленных пользователей библиотеки складывается из:
Количество абонентов (пользователей) МБА и ЭДД
Количество пользователей виртуальной справочной службы
Количество пользователей сайта библиотеки
Количество пользователей внестационарной сети
Количество пользователей аккаунтов в социальных сетях (в 6-НК не учитываются)
Количество пользователей виртуальных читальных залов
Обращения в библиотеку по телефону, телеграфу считаются как удаленные
обращения.
Формы первичной учётной документации для статистического учета
удаленных пользователей
Формы первичной учѐтной документации утверждаются приказом директора и
являются основанием для статистического учѐта удаленных пользователей.
Суммарный учет удаленных пользователей осуществляется в Дневнике работы
библиотеки и структурных подразделений ежедневно. Итоги обслуживания
удаленных пользователей подводятся в Дневнике работы ежемесячно. Показатели
учѐта удаленных пользователей включаются в годовой отчет и статистическую
форму № 6 -НК. Учѐт общего количества удаленных пользователей в библиотеке
производится по числу удаленных пользователей, обслуженных суммарно всеми
структурными подразделениями библиотеки.
Единицей учета удаленных пользователей, обратившихся в библиотеку через
электронные информационные сети, является: код посетителя (IP адрес
физического или юридического лица) официального сайта библиотеки,
зарегистрированный автоматизированной системой интернет-статистики mail.ru,
Яндекс статистика и пр.; учѐтная запись, под которой пользователь входит,
авторизовавшись в OPAC Global средствами учета пользователей системы. Для
авторизации необходимо заполнить определенные поля: фамилия имя, адрес
электронной почты, придумать и запомнить пароль адрес электронной
почты/номер телефона, факса физического или юридического лица,
обратившегося в удаленном режиме в структурные подразделения библиотеки для
получения библиотечных услуг; пользователь, обратившийся в библиотеку для
получения информации или услуг через аккаунты в социальных сетях.
Учёт пользователей (абонентов) МБА и электронной доставки документов
(ЭДД)
Единицей учета пользователей МБА и ЭДД является абонент, зарегистрированный
в картотеке регистрации или базе данных (БД) абонентов МБА и ЭДД .
Учѐт общего числа пользователей МБА и ЭДД проводится по числу
пользователей, зарегистрированных в картотеке или БД абонентов МБА и ЭДД.
Абоненты МБА и ЭДД входят в общее число удаленных пользователей библиотеки.
Учет удаленных пользователей веб-сайта библиотеки
Учет общего числа удаленных пользователей, обращающихся в библиотеку через
электронные информационные сети, осуществляется по количеству неодинаковых
кодов пользователей, зарегистрированных на сервере библиотеки и
зафиксированных специальными счетчиками, установленными на веб-сайтах
библиотеки. Также учет числа удаленных пользователей ведется с
использованием сервиса Яндекс-Метрика, счетчика mail.ru и др. Общее число
удаленных пользователей сайта входит в общее число зарегистрированных
пользователей библиотеки. Учет числа пользователей, обращающихся в
библиотеку в режиме удаленного доступа через OPAC Global осуществляется
средствами библиотечной системы. Показания счетчиков ежедневно снимаются и
заносятся в журнал учета обслуживания удаленных пользователей библиотеки.
Учет удаленных пользователей аккаунтов в социальных сетях
Аккаунты в социальных сетях используются библиотеками, как локальный
информационный ресурс, более приближенный к пользователю, чем сайт
библиотеки. Практически все библиотеки сегодня имеют аккаунты в социальных
сетях, пользователи которых также учитываются как удаленные пользователи.
Единицей учета пользователя аккаунта социальной сети являются участники и
подписчики групп в социальных сетях, а также пользователи социальных сетей,
обращающиеся в библиотеку за информацией. Пользователи учитываются
автоматизированной системой интернет-статистики в социальных сетях. Общее
число пользователей аккаунтов складывается из пользователей всех аккаунтов
(ВКонтакте, Одноклассники, Фейсбук, Твиттер, Инстаграм и др.), при этом в
одной социальной сети библиотека может вести несколько аккаунтов. Общее
число пользователей аккаунтов входит в общее число удаленных пользователей.
Администратор аккаунтов библиотеки, назначенный директором, в социальных
сетях ежеквартально фиксирует данные вкладки «Статистика сообщества»: охват
аудитории, уникальные посетители и просмотры.
Учет пользователей внестационарной сети
Внестационарное библиотечное обслуживание активно используется и
развивается и в настоящее время. Внестационарное библиотечное обслуживание
населения – это обслуживание читателей вне стен библиотеки, обеспечивающее
приближение библиотечных услуг к месту работы, учебы или жительства
населения в библиотечных пунктах, передвижных библиотеках средствами
бригадного, заочного абонемента и др. Библиотечный пункт – форма
внестационарного обслуживания – территориально обособленное подразделение,
организуемое по месту жительства, работы или учебы пользователей библиотек.
Коллективный абонемент – форма библиотечного обслуживания,
предусматривающая выдачу произведений печати и других документов
коллективам небольших предприятий, учреждений и организаций для
использования вне библиотеки на определенный срок. Выездной читальный зал
(временный читальный зал) – наряду со стационарным читальным залом
применяется нестационарная форма – выездной читальный зал – форма
внестационарного библиотечного обслуживания населения, предусматривающая
возможность читателям пользоваться произведениями печати, прежде всего,
периодикой, на рабочем, учебном месте, в местах массового отдыха в
определенные дни и часы месяца, с заключением договора между организацией и
библиотекой Книгоношество – форма внестационарного библиотечного
обслуживания, заключающаяся в доставке книг из стационарной библиотеки или
библиотечного пункта по месту жительства или работы читателя. В последнее
время всѐ чаще употребляется словосочетание "надомный абонемент". Надомный
абонемент - обслуживание читателей, не имеющих возможности самостоятельно
посещать библиотеку по причине ограничения физических возможностей здоровья
на дому.
Время работы всех видов внестационарной сети определяется библиотекой в
твердо установленные дни и часы. Учет пользователей вненестационарной сети,
их обращений, запросов и оказанных библиотечно-информационных услуг ведется
в соответствии с требованиями национального стандарта ГОСТ Р 7.20-2014
«Библиотечная статистика: показатели и единицы исчисления», а также
принятыми в общедоступных библиотеках правилами и учетными документами,
применяемыми в стационарных библиотеках.
Какое программное обеспечение используется для учета удаленных
пользователей
Для того чтобы подсчитать количество удаленных пользователей, используется
различные компьютерные программы: AWStats, WebLogExplorer и другие. Каждая
из них имеет как преимущества, так и недостатки. К примеру, программное
обеспечение AWStats является одним из средств, с помощью которого можно
получить отчет о количестве посетителей не только веб-ресурса, но и каждой
отдельной страницы. Среди его преимуществ стоит отметить следующие:
генерирование результатов в виде веб-страницы и обеспечение их связи
гиперссылками; возможность устройства в веб-сайт; возможность осуществления
анализа времени сессии пользователя и прочее. При этом данная программа
имеет некоторые недостатки. Например, для осуществления первичной настройки
ее параметров необходимо владеть специальными знаниями и навыками,
поскольку это довольно сложный процесс. Кроме того, для AWStats характерно
отсутствие графического интерфейса, что усложняет осуществление учета
удаленных пользователей в библиотеке. Если речь идет о таком программном
обеспечении, как WebLogExplorer, то оно используется для анализа
файлов-отчѐтов известных серверов и построения на их основе сравнительных
таблиц. Такое ПО отличается простотой первичной настройки параметров,
наличием графического интерфейса, гибкой настройкой системы фильтрации.
Помимо этого, данная программа может идентифицировать «роботов» с целью
корректировки этих посещений. Однако при таком количестве достоинств
WebLogExplorer имеет и несколько недостатков. В отличие от AWStats она не
предоставляет возможность для того, чтобы определить и проанализировать
продолжительность времени сессии посетителя. А для каждого отдельного
фильтра обеспечивается всего лишь один отчет.