Организация удаленного библиотечно-информационного обслуживания в период пандемии новой коронавирусной инфекции

Скачать данный документ (DOC, 231 КБ)

Национальная библиотека Республики Саха (Якутия)

Центр управления библиотечным делом РС (Я)

Организация удаленного библиотечно-информационного обслуживания в период пандемии новой коронавирусной инфекции

Методические рекомендации

Якутск

2020

УДК 027.53(571.56 )(082)

ББК 78.34 (2Рос.Яку) я43

О-64

Составители:

С.А. Попова,

Т.А. Харлампьева

Ответственный за выпуск

Г.Ф. Леверьева

Методическая разработка посвящена организация удаленного библиотечно-информационного обслуживания в период пандемии новой коронавирусной инфекции.

УДК 027.53(571.56)(082)

ББК 78.34 (2Рос.Яку)я43

© Национальная библиотека РС (Я), 2020

Введение

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) 11 марта 2020 г. объявила, что вспышка нового коронавируса COVID-19 переросла в пандемию. Основной мерой предотвращения распространения инфекции является жёсткий режим изоляции, включающий в себя закрытие многих государственных учреждений, включая библиотеки.

Введение режима изоляции в республике связано с двумя документами: Указом главы Республики Саха (Якутия) от 17 марта 2020 года № 1055 «О введении режима повышенной готовности на территории Республики Саха (Якутия) и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» и Приказом Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) № 145 от 19.03.2020 «О деятельности находящихся в ведении Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) учреждений в условиях угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

С 20 марта 2020 года библиотеки столкнулись с необходимостью адаптироваться к непривычным условиям и по-новому подойти к организации библиотечно-информационного облуживания.

Закрытие библиотек и экстренный переход на дистанционную работу большинство библиотек приняли как вызов. Библиотеки смогли оперативно перестроиться, найти способы, как обезопасить себя и своих посетителей, найти новые формы взаимодействия с пользователями, и таким образом приспосабливаться к работе в непривычных условиях. Пандемия открыла для библиотек новые возможности в плане работы с удаленными пользователями.

Данные методические рекомендации направлены на оказание методической помощи библиотечным работникам и стабилизацию работы библиотек в период пандемии новой коронавирусной инфекции и адресованы сотрудникам библиотек для применения в работе.

Организация библиотечного обслуживания населения в условиях самоизоляции в связи с коронавирусной инфекцией

Обзор

Общедоступные библиотеки страны временно прекратили обслуживание реальных пользователей. Но продолжают свою творческую деятельность и просвещение пользователей в удаленном режиме, в том числе посредством сайтов, социальных сетей и даже по телефону, предоставляя пользователям альтернативные варианты обслуживания.

Во многих библиотеках есть возможность продлить срок возврата книг по электронной почте, телефону или через соцсети. По электронной почте, через виртуальную справочную службу, или онлайн-форму на сайтах учреждений можно задать вопросы сотрудникам библиотек.

Интересной формой является дистанционное чтение библиотекарями книг вслух, как в режиме реального времени, так и в записи. Например, цикл «Сказки на диване» Юношеской библиотеки им. А. Гайдара (Санкт-Петербург); проект «Читаем сказки, мифы и легенды онлайн» Национальной библиотеки УР; проект «Сказки на дом» Пензенской областной библиотеки им. М. Ю. Лермонтова реализует; проект «Телефонные сказки» библиотечной системы Фрунзенского района Санкт-Петербурга; проект «Сказка на ночь в каждом доме» Национальной библиотеки Республики Коми.

Охотно пользователи социальных сетей откликаются на сетевые акции: флешмобы, челленджи, суть которых в выполнении определенного задания и публикации видео и фото-доказательств в социальных сетях под заданным хэштегом. Так, Детская библиотека «Зеленый мир» МБУК «ЦБС г. Глазова» запустила акцию #ДОМАшнее_чтение: прорекламировать любимую книгу, поделиться впечатлениями о прочитанном или зачитать отрывок, записав на видео, и выложить в соцсетях с хэштегом. Коллеги из ПНБ им. В. Г. Короленко предложили для подобного челленджа свой хэштег – #читаемЦДБдома. Центральная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (Новосибирск) запустила флешмоб #ячитаювсамоизоляции: чтобы поучаствовать, надо выложить фото с книгой и хэштегом. К акции присоединились и другие библиотеки. С теми же условиями сотрудники Красноярской библиотеки им. Паустовского запустили Bookchallenge, для участия в котором нужно выложить в социальных сетях фотографию с книгой, сопроводив хэштегом #Самоизоляцияскнигой. Шуточный карантинный флэшмоб устроили омские библиотекари, впечатлившись ажиотажем с покупкой гречневой крупы: предлагается делиться веселыми фотографиями, на которых запечатлены книга и гречка, под хэштегом #ЧитаемСгречкой. Физически активный челлендж «Чтение против эпидемии» запустила Челябинская областная библиотека для молодёжи, предложив пользователям станцевать под песню Little Big – Uno в медицинской маске и с книгой, и запостить в любой социальной сети с хэштегом #Чтение_против_эпидемии.

Создание видео-контента просветительного, досугового характера тоже может привлечь свою аудиторию. Например, видео мастер-классов по изготовлению книжных закладок разместила Лотошинская ЦБС Московской области. Кроме того, библиотеками готовятся видеообзоры книг, проводятся онлайн-встречи с известными людьми, а библиотека им. Б. Шаховского (Астрахань) традиционный квартирник записала и выложила в сеть. Детские библиотеки города Магнитогорска на своем сайте запустили проект «Пока все дома: смотрим, радуемся, читаем» : библиотекари, члены их семей, а также постоянные читатели снимают ролики о любимых книгах, предлагают различные познавательные викторины, мастер-классы, рассказывают о том, как интересно проводят дни самоизоляции. Самые креативные устраивают театральные постановки. На сайте уже опубликовано 30 сюжетов .

Библиотеки обеспечивают и интеллектуальный досуг. Проект-марафон «Разминка для извилин» проводит Малопургинская районная библиотека; Глазовская районная библиотека предлагает «Интерактив выходного дня» , включающий викторины, а для детей на сайте библиотеки создана детская страничка , где размещены ребусы, кроссворды, виртуальные выставки, рекомендательные списки для чтения. Красногорская районная библиотека выкладывает кроссворды, мини-тесты на знание книг. Краеведческий онлайн-марафон «Спеши узнавать родное» начала Национальная библиотека УР.

К важным датам и событиям создаются виртуальные выставки, которые размещаются на библиотечных сайтах: Глазовская районная библиотеки создала выставку к юбилею Гоголя, по творчеству Солженицына, Пушкина.

Национальная библиотека Коми предлагает пользователям удаленную сервисную услугу по заполнению налоговых деклараций .

Продолжается работа по созданию тематических подборок книг (в том числе со ссылками на электронные библиотеки), поскольку наблюдается тенденция повышенного внимания к чтению. Например, Библиотека им. Н. А. Некрасова ведет рубрику ПредпоЧТЕНИЯ Литрес: подборки «Скажем "нет" хандре и унынию!» , «Разбираемся в экономике и финансах!»

Библиотеки, имеющие подписку на электронную библиотеку Литрес, оказались в большем выигрыше: библиотека осуществляет документовыдачу, регистрирует новых пользователей и имеет возможность учитывать удаленные обращения для статистики. Калининградская областная научная библиотека за 9 дней открытой онлайн-записи к электронным библиотекам получила 1470 посещений и 760 запросов на книги .

На сегодняшний день издательство Директ-медиа предлагает библиотекам открыть для их посетителей бесплатный доступ к электронному ресурсу «Библиотека NON-FICTION» (lib.biblioclub.ru) до 1 июня 2020 года. После подачи библиотекой заявки издательство выдает один администраторский логин и пароль, с которого записываются читатели и можно смотреть статистику. Также открыт полный бесплатный доступ к ресурсам ЭБС «Национальный цифровой ресурс РУКОНТ». Данные для входа также присылаются после подачи заявки. Издательский дом «Гребенников» предлагает учреждениям культуры подключение бесплатного удалённого доступа к электронной библиотеке Grebennikon до 30 июня 2020 г.

Большой вопрос вызывает необходимость и обязательность выполнения государственного и муниципального заданий. К сожалению, цифрами из социальных сетей пользоваться нельзя, максимум, что можно взять – это удаленные мероприятия и обращения (запросы пользователей, справки) при должном оформлении документации.

Виртуальные посещения разрешено брать в учет исключительно с официальных счетчиков сайтов, веб-страниц. Поэтому, формируя наполнение сайта, нужно дополнять его перекрестными ссылками с соцсетей. Социальные сети могут сильно помочь в рекламе имеющегося на сайте контента. Сейчас самое время напоминать о том, какими собственными ресурсами вы обладаете: литературные и краеведческие карты, электронные библиотеки на сайте и многое другое. Библиотеки, не имеющие своих сайтов, могут воспользоваться порталом библиотек республики

Кроме того, есть вариант наладить надомное обслуживание с привлечением волонтеров. Однако в данном случае необходимо будет обеспечить санобработку принимаемых документов, либо обустроить так называемые отстойники – изолированные помещения, в которых возвращенные документы будут находиться «на карантине» 4–7 дней, поскольку вирус некоторое время жизнеспособен на бумаге

Таким образом, даже находясь на самоизоляции, библиотеки имеют сегодня массу возможностей для налаживания дистанционной работы по обслуживанию пользователей. Целенаправленная, систематически налаженная работа должна сформировать у пользователей постоянную потребность в библиотеке и ее услугах.

Евдокимова С.Н.

Электронные услуги библиотек: методические рекомендации

Электронная среда создает условия для обеспечения доступа к информационным ресурсам широкому кругу пользователей, в том числе удаленным, способствует, как и реальная среда, решению библиотекой социокультурных, образовательных, культурно-информационных и культурно-просветительских задач.

Среди форм по продвижению чтения в электронной среде – вебсайты, мобильная связь и QR-коды, блоги, социальные сети, видеохостинги.

Веб-сайт является одним из важнейших элементов пространства библиотеки, совмещающий в себе информационные, поисковые, образовательные, рекламные, навигаторские функции. Контент веб-сайта должен включать следующие сведения:

- информацию о современном состоянии и истории библиотеки, режиме работы, составе работников, контактах; библиотечные новости и события;

- электронный каталог; обзоры литературы; электронные выставки; библиографические списки новых поступлений и рекомендательные тематические списки; рейтинги книг, читательские отзывы на форумах; собственные базы данных и иные информационные продукты библиотеки; веб-списки и веб-обзоры открытых литературных ресурсов Интернета и т. д.;

- коллекции ссылок, аккумулирующие сетевые ресурсы российских средств массовой информации (онлайн-версии газет и журналов), электронных библиотек, ресурсов и рекомендательных сервисов, тематических блогов по проблемам чтения, которые пользователь впоследствии хочет посещать. Прошедшие профессиональную библиотечную экспертизу коллекции ссылок помогут пользователям найти качественные ресурсы художественной литературы, что будет способствовать их продвижению;

- сервис для местных авторов, разместив на нем их произведения, основываясь на принципе свободной публикации, тем самым осуществляя в регионе популяризацию творчества малоизвестных и неизвестных авторов, организуя встречи с ними как онлайн, так и в стенах библиотеки.

- службы «Виртуальная справка» и «Электронная доставка документов», являющиеся основой для системы удалённого библиографического информирования и библиотечного обслуживания;

- доступ к ресурсу для незрячих (слабовидящих) пользователей.

Библиотеки могут вынести информацию о библиотечных событиях по продвижению чтения за пределы веб-сайта библиотеки; создать RSS-поток (способ получить заголовки и анонсы последних новостей и иных публикаций, не посещая специально для этого сам сайт) и сообщить о нем всем членам сообщества библиотеки (кафедрам и факультетам учебных заведений, другим библиотекам, коллегам, читателям), для того, чтобы они смогли добавить заголовки содержания на свои сайты.

По итогам мониторинга веб-сайтов муниципальных библиотек, проведенного Национальной библиотекой РС(Я) в 2019 году, можно с уверенностью утверждать, что электронные услуги активно внедряются в центральных районных (городских) библиотеках (ЦРБ). Более 60% ЦРБ оказывают основные электронные услуги, которые ожидает найти пользователь: электронный каталог, виртуальная справочная служба, электронная библиотека. Однако 30% сайтов вообще не предусматривают обслуживание удаленных пользователей, в том числе посредством электронного каталога.

Примерно такое же количество библиотек можно отнести к категории высокого уровня внедрения электронных услуг. Они предлагают своим удаленным читателям онлайн-запись в библиотеку, виртуальные выставки, продление и бронирование документов, электрону доставку документов, фактографические продукции библиотеки.

В общей картине состояния сайтов муниципальных библиотек выгодно отличаются сайты следующих библиотек:

1. Сайт Якутской централизованной библиотечной системы ( https://cbsykt.ru/) является точкой доступа к ее электронному каталогу ( http://80.73.89.123:81/opacg/), электронной библиотеке, в том числе включающей методические и библиографические издания учреждения ( https://cbsykt.ru/e-lib/), электронным услугам: виртуальной справочной службе ( https://cbsykt.ru/services/vss/ ), продлению книг онлайн ( https://cbsykt.ru/books/ext/), предзаказу книг онлайн ( https://cbsykt.ru/books/order/ ), электронной доставки документов ( https://cbsykt.ru/services/edd/ ).

2. Нерюнгринская централизованная библиотечная система ( https://nerulibr.ru/) оказывает в электронном виде следующие услуги: доступ к электронному каталогу ( http://79.133.68.139/opacg/), собственным электронным изданиям ( https://nerulibr.ru/index.php/resursi/izdaniya-biblioteki/ ), полнотекстовым газетным статьям об истории Нерюнгринского района с 1944 по 1976 гг. ( https://nerulibr.ru/index.php/resursi/e-library/aldan_rabochiy/ ), а также продление и предзаказ книг онлайн и виртуальная выставка ( https://nerulibr.ru/index.php/uslugi/virtual-vistavka/ ) и др.

Около 90% библиотек обеспечивают онлайн-доступ к универсальным библиографическим базам данных, в большинстве случае содержащим сведения о печатных изданиях в библиотечном фонде библиотек. Тенденцией становится отражение в электронных каталогах всех видов информации, доступных для читателей конкретной библиотеки: ноты, пластинки, диски с мультимедийными данными, а также записи на электронные ресурсы из собственных и подписных баз данных. Библиотеки предоставляют удаленным пользователям и доступ к аналитическим материалам фонда – специализированным библиографическим базам (краеведческим, отраслевым, проблемно-ориентированным и т.д.).

Надо отметить, что наличие самого факта электронного каталога на сайте библиотеки, разумеется, не гарантирует его эффективного использования. Кроме этого, должны быть соблюдены и следующие условия: круглосуточная бесперебойная работа каталога, высокий процент отраженного в каталоге фонда по сравнению с его общим объемом, многоаспектный поиск, удобный и современный способ работы с полученными после запроса результатами (возможности вывести список, сохранить записи в пользовательском документе, распечатать требование на книгу и т.д.).

Мобильная связь и QR-коды («дополнительная реальность») для библиотек являются перспективными формами в плане продвижения чтения. Мобильная связь обеспечивает прямую текстовую и голосовую связь с пользователем. Чаще всего библиотеками она используется для пересылки текстовых сообщений (SMS) о задолженностях книг. С ее помощью можно оповещать пользователя о новой литературе, поступившей в библиотеку (по предварительной подписке), пересылать краткие фрагменты текстов книг, короткие видео (при соблюдении авторского права), анонсы предстоящих литературных и других мероприятий.

Информация в графической картинке или QR-код, – новый для библиотек способ продвижения образа библиотеки, ее фонда.

Самое главное преимущество данной инновации – это ее повсеместность. Основное достоинство QR-кода – это легкое распознавание сканирующим оборудованием. Также преимущество QR-кода заключается в хранении большого объема данных при небольшой площади их размещения.

В виде QR-кода можно представить достаточно широкий спектр информационных объектов: события календаря; контактную информацию; электронную почту; телефонные номера; небольшие тексты; ссылки на Интернет-ресурсы и многое другое. Для считывания кода требуется мобильное устройство с встроенной веб-камерой и подключенное к Интернету. QR-коды эффективно используются там, где нужно быстро захватить и сохранить полезную информацию: в магазинах, в аэропортах, в библиотеках и т.д.

Библиотека сегодня – это уже далеко не только книги. Современная библиотека – это информационный центр, центр общественной жизни, ориентирующийся на личность и ее меняющиеся потребности. Чтобы идти в ногу с новыми и быстро изменяющимися мобильными технологиями и побудить читателей всех возрастов пользоваться библиотечными услугами, в библиотеках активно используются QR-коды.

Преимущество использования QR-кодов в библиотеках:

– QR-код выступает как инновационная технология для содействия популяризации книг, авторов и компетенции самой библиотеки;

– QR-код – это эффективный способ предоставления дополнительной информации для читателя;

– QR-код – мобильность, широкий охват посетителей, компактность. Все это делает данный вид QR-библиотек самым популярным и распространенным.

Наиболее актуальное использование QR-кодов в библиотеках:

в рекламно-информационных материалах. Закладки, визитки, листовки, плакаты – это всего лишь несколько мест, где вы можете разместить QR-коды. Для использования изображений различных кодов в Интернете, нанесение на визитные карточки, футболки, рекламные вывески, плакаты и многое другое. Эти коды могут ссылаться на ваш сайт, проект, сообщество, календарь плана мероприятий, электронные базы данных или другие важные ресурсы. QR коды можно размещать на информационных стендах с информацией, как видео или мультимедиа комментарий (в виде ссылок), к объявлению анонсу или иному материалу. Это позволит значительно обогатить информационное насыщение стандартных информационных стендов библиотек.

в культурно-просветительских мероприятиях. Использование QR-кодов позволило разнообразить привычные мероприятия, сделать их более привлекательными как для читателей, так и для библиотекарей: экскурсии, игры, акции, квесты, выставки, всевозможные викторины и тематические конкурсы. Помимо этого, к культурно-просветительским мероприятиям можно отнести «книга с подключением», где QR-коды используются на обложках книг, чтобы обеспечить доступ к справочным материалам об авторе или дополнительной информации о книге.

в презентационных материалах. На библиотечном мероприятии при показе слайдов или видеоматериалов презентации можно обеспечить читателей раздаточным материалом с QR-кодами для доступа к стенограмме презентации или дополнительным материалам сайта. Можно разместить QR-коды и на самом PowerPoint слайде. Пользователи смогут сканировать их с экрана.

Национальная библиотека Республики Саха (Якутия) и Центр детского чтения QR-коды активно применяют для продвижения электронной библиотеки. Основной целью проекта является предоставление доступа к электронному фонду. Любой желающий с помощью своего мобильного устройства может считывать QR-коды с тематических плакатов «умной полки», флаеров, и тем самым автоматически получать доступ к произведениям, размещенных в электронной библиотеке.

В Алданской межпоселенческой центральной библиотеке им Н.А. Некрасова был завершен проект "Все в наших руках" "ПАМЯТНИК В ОДИН КЛИК" в рамках выигранного конкурса на получение грантов социально-значимых проектов, организованного Администрацией МО "Алданский район". Установлены 13 памятных табличек с целью обеспечения быстрого способа получения информации о памятниках г. Алдана с помощью QR-кода. Проведена вся информационно-разъяснительная работа с населением города. В октябре месяце прошло несколько ознакомительных групповых экскурсий.

Таким образом, QR-коды – технология современного «мобильного» коммуникационного процесса, позволяющая помещать большое количество информации в небольшую картинку. Использование QR-кодов в библиотеках открывает новые возможности в информационной, рекламной, культурно-просветительской деятельности и при разумном подходе способствует решению задачи по созданию современной комфортной зоны, направленной на предоставление широкого спектра интегрированных услуг, востребованных читателями.

Все более популярным в продвижении качественного чтения становится процесс создания и ведения библиотечными работниками блогов – своеобразных дневников, где записи, изображения или мультимедиа, открытые для чтения, просмотра и комментирования, расположены в обратном хронологическом порядке. Используя блоги, библиотекари привлекают новых пользователей, рекламируют библиотеку и ее сервисы в профессиональном библиотечном сообществе. Блог может стать достаточно эффективным инструментом для завоевания интернет-аудитории, состоящей из читателей поколения Next. Важной особенностью блога является то, что читатели могут публиковать свои комментарии к сообщениям, что делает его уникальным интерактивным ресурсом. Блоги свободно соединены друг с другом с помощью гиперссылок, самым важным аспектом является его диалоговый характер. Для результативного развития блогов библиотекам необходимо:

- информировать пользователей о новых поступлениях в библиотечный фонд; создать в блоге разделы, посвященные различным жанрам, таким как исторические, любовные романы, приключения, мистика, научная фантастика и т. д.;

- публиковать обзоры и рецензии новых книг и списки книжных премий, комментарии и предложения читателей; дать читателям возможность обсуждать прочитанные книги и рекомендовать понравившиеся им издания или критиковать не понравившиеся;

- обмениваться опытом по продвижению книги и чтения;

- создавать онлайн-клубы любителей чтения;

- постоянно помещать информацию (афишу) о различных библиотечных литературных событиях и программах;

- выделить свой блог из огромного количества других блогов, чтобы завладеть интересом читателей, включив в него особенный контент (фотографии, цитаты из шедевров мировой литературы, опросы или тесты, интересные моменты из жизни библиотеки).

Блогерство повышает профессиональную квалификацию, способствует самообразованию, т. к. библиотекарь вынужден просматривать и перерабатывать большое количество новостных лент. Он должен быть готов к ответам на любой комментарий и вопросы читателей, уметь интересно подавать материал и излагать свои мысли. Блоги библиотек являются ценным дополнением к сайтам, т. к. события библиотек написаны более доступным языком, и в итоге устанавливается непосредственный контакт библиотекарей с пользователями.

Существуют всевозможные каталоги библиотечных блогов. На информационно-справочном портале «Library.ru» представлено около 200 адресов российских библиотечных блогов и ближнего зарубежья (library.ru/3/biblionet/?rub=35#found).

Блоги позволяют рассказать о жизни библиотек и библиотечных услугах, мероприятиях и юбилейных датах: привлечь внимание к книгам, публикуя посты о чтении, рекомендательные списки и рейтинги произведений, впечатления о прочитанном, обзоры новинок, тематические обзоры литературы.

Одним из перспективных инновационных направлений библиотечной деятельности в продвижении чтения является использование социальных сетей – интерактивных многопользовательских веб-сайтов, контент которых наполняется самими участниками сетей, объединяющимися в различные социальные группы по формальным (одноклассники, одногруппники) и содержательным (увлечения, хобби, профессиональные интересы) критериям.

В 2019 году работу в социальных сетях ведут 187 муниципальных библиотек, что составляет 40 % от общего количества библиотек. Среди них большой популярностью пользуется сеть Instagram: Мегино-Кангаласская ЦБС имеет 24 аккаунта, Хангаласская -21, Якутская -18, Намская -15. Амгинская и Верхневилюйская -14.

Материалы, предлагаемые в этих информационных ресурсах, пользуются огромным вниманием среди населения. На своих страницах они освещают проведенные мероприятия, проводят обзор новых книг, прочитанной литературы.

В Ленской ЦБС на странице Instagram 641 подписчиков, сделано 155 публикаций (анонсы, пост-анонсы, уникальный контент, раскрытие фонда, литературные даты). Также отслеживается статистика посещений и реакция аудитории на тот или иной контент, характеристика аудитории, наиболее популярное время посещений страницы (для выбора более выгодного времени публикаций). 48 % аудитории молодые люди в возрасте от 25-35

Верхневилюйская ЦБС имеет странички «Вконтакте» и Instagram. Основной контент аккаунтов – анонсы и отчеты о проводимых мероприятиях, посты о книгах, писателях, есть материалы, представляющие краеведческий компонент (например, о знаменитых и интересных односельчанах, о книгах писателей-земляков, о героях войны и тыла).

Библиотеки Алданского района увеличивают свою аудиторию в сетях "ВКонтакте", "Одноклассники", "Фейсбук", "Инстаграм" за счет информирования о культурных мероприятиях и событиях, о книжных новинках, возможности получить справку или консультацию. В настоящий момент определены основные лидеры работы в социальных сетях – библиотеки городов Алдана, Томмот, п. Нижний Куранах, которые постоянно улучшают качество своего контента, оптимизируют свою работу в социальных сетях.

Аудитория социальных сетей растет стремительно, поэтому библиотекам необходимо активно использовать возможности интернет-сообществ социальных сетей, блогов для своего позиционирования. Принцип построения социальных сетей делает их универсальным инструментом для общения, особенно с молодыми людьми. Публикуемая информация своевременно обновляется, актуальна и интересна для пользователей, при продвижении страниц учитывается целевая и возрастная аудитория социальных сетей.

Наиболее популярными социальными сетями, содержание которых фрагментарно связано с поддержкой чтения, являются ВКонтакте, Twitter, Facebook, Instagram, YouTube, ЖЖ («Живой Журнал»). Как правило, библиотеки создают свои представительства сразу в нескольких социальных сетях. Библиотеки получают возможность разместить на сайте собственное представительство – личный аккаунт, страницу – своеобразную площадку для общения, обмена мнениями.

Представительство библиотеки в социальных сетях дает возможность:

- мгновенно сообщить большой аудитории о новых изданиях, мероприятиях, конкурсах, сетевых акциях по продвижению чтения (например, Библионочь, Библиосумерки);

- познакомить читателей с отзывами на любую прочитанную книгу на странице группы, сопровождая их фотографиями полюбившихся изданий, авторскими иллюстрациями и распространить эту информацию дальше;

- осуществить библиографическое информирование по проблемам чтения;

- провести литературные викторины, виртуальные экскурсии, онлайн-квесты, онлайн-встречи с писателями, библиотечные уроки («Как читать книгу», «Выбор книги в библиотеке», «Структура книги» и др.);

- узнать мнение пользователей по поводу услуг библиотеки, изменения режима работы, выяснить их пожелания и предпочтения.

Группа библиотеки в социальной сети – это прямое общение с читателями, которые могут стать друзьями и партнерами. Библиотекам необходимо на своих официальных сайтах дать ссылки на представительства в социальных сетях, что значительно облегчит пользователям процесс их обнаружения. Работая с социальными сетями, библиотекарям и пользователям необходимо набрать в поисковой строке ключевые слова «книги», «чтение», «библиотека», «что почитать». На страницах, посвященных книгам и чтению, информация обновляется систематически.

На Портале «Культура.РФ» представлено «Методическое пособие по работе в соцсетях» (2018). Это первое издание в России, ориентированное на работников отрасли культуры. Рекомендации подготовлены с учетом общемировых тенденций в области развития социальных сетей и опыта ведущих учреждений культуры России. Цель методического пособия – популяризация стратегического подхода к ведению страниц учреждений в социальных сетях. Достоинство социальных сетей – присутствие в них сообществ, посвященных книгам и чтению. Определение политики библиотек по отношению к таким сообществам должно базироваться на понимании современной ситуации в области чтения в целом: демографических характеристиках аудитории, жанровых предпочтениях, стремлении к активному обмену мнениями.

Библиотекарям необходимо информировать пользователей о существующих книжных социальных сетях, т. к. данные сервисы предлагают участникам сориентироваться в литературных направлениях, авторах и изданиях, в книгах самых разных жанров российских и зарубежных издателей, найти новых друзей и единомышленников, организовать собственные группы, обсудить прочитанные книги и создать собственную электронную библиотеку.

В Республике Саха (Якутия) наблюдается положительная тенденция позиционирования муниципальных библиотек как центров коммуникаций и социализации, которые с успехом продвигают книгу и чтение в интернет среде. В основном, библиотеки публикуют информацию о юбилейных датах авторов и книг, мероприятиях.

Одной из ведущих тенденций интернет-пространства является повышенный интерес к видеоконтенту, представленному как на отдельных сайтах, так и в социальных сетях, блогах. Удобным и эффективным способом для распространения собственного видео в Интернете является размещение роликов на видеохостингах.

Библиотеками активно используется видеохостинг YouTube. Это связано с тем, что он является наиболее удобным, предоставляет максимальное количество возможностей и позволяет создавать собственные видеоканалы. Создание канала необходимо, чтобы пользователям было легче искать остальные ролики библиотеки. На видеохостингах библиотеки размещают сюжеты о различных аспектах своей деятельности, самостоятельно созданные ролики о книгах и писателях, записи с конференций и библиотечных мероприятий, интервью с сотрудниками библиотеки, новостные сюжеты, посвященные библиотечной жизни. Здесь же публикуются буктрейлеры – короткие видеоролики, рассказывающие в произвольной художественной форме о какой-либо книге.

С лучшими буктрейлерами, размещёнными в социальных сетях, можно познакомиться на сайте Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и Некоммерческого фонда поддержки книгоиздания, образования и новых информационных технологий «Пушкинская библиотека» «Чтение-21» (http://chtenie21.ru/publications/booktrailer). Для загрузки видео на хостинг необходимо создать аккаунт, пройдя процедуру регистрации. После регистрации каждый пользователь может загружать видео размером не более 2 Гб, имеющее продолжительность не более 15 мин. При необходимости можно увеличить лимит своего аккаунта.

Библиотечным работникам важно понимать, что для получения желаемого эффекта недостаточно создать канал библиотеки на видеохостинге или загрузить несколько видеороликов. Информация о предоставляемых библиотекой услугах или направлениях ее деятельности должна не только быть размещена на хостинге, но и доведена до максимального количества потенциальных пользователей с помощью различных коммуникационных каналов. С этой целью при продвижении необходимо задействовать как можно большее количество внешних ресурсов. Можно рассказать о канале или отдельных видео друзьям в социальных сетях, продвигать их при помощи запросов в поисковых системах, давать ссылки в комментариях и публиковать на тематических форумах и блогах. Также можно отправлять приглашения, создавать подписки, публиковать ссылки на сторонних ресурсах. О присутствии на видеохостингах необходимо рассказывать и пользователям библиотеки, размещая рекламные объявления, раздавая визитки, сообщая на мероприятиях, беседуя при обслуживании читателей.

В заключении предлагаем воспользоваться нехитрыми советами по освоению новых форм продвижения книги и чтения:

1) Внедрение новых форм не должно быть самоцелью: они должны иметь преимущества перед использовавшимися ранее и применяться для повышения эффективности деятельности учреждения, а не для разнообразия деятельности библиотекаря;

2) Работу нужно начинать с изучения отечественного и зарубежного опыта внедрения новаций: возможно, то, что специалист планирует внедрить в свою работу, уже существуют в деятельности другой библиотеки, и можно воспользоваться опытом, либо создать на ее базе собственную новацию;

3) Рекомендуем создавать картотеку форм, применяемых в библиотеке, учреждениях области, страны и мира с описанием их методик и примерами. Это позволит систематизировать опыт, иметь быстрый доступ к необходимой информации;

4) Специалист должен быть готов внедрять новое: иметь опыт работы в этой сфере, необходимые знания, творческий потенциал, обладать такими личностными 9 свойствами как целеустремленность, любознательность, умение рисковать, усвоение способов развития, терпение;

5) После внедрения новой формы необходимо провести оценку ее эффективности: определение плюсов и минусов, степени применимости в деятельности других библиотек, дальнейших путей развития и усовершенствования.

Сегодня специалистам библиотек предоставлен большой выбор современных форм продвижения книги и чтения. Необходимо выбрать наиболее интересный опыт, применимый в условиях конкретной библиотеки. В данной рекомендации были представлены лишь несколько разных форм, которые позволят по-новому взглянуть на процесс популяризации чтения в библиотеке.

Учет удаленных пользователей

Консультация

Расширение ассортимента библиотечных услуг, внедрение новых технологий влияют на систему учѐта библиотечной работы и на библиотечную статистику. Одна из основных единиц учѐта библиотечного обслуживания – количество пользователей. С расширением спектра библиотечных услуг (от выдачи книг на дом до сложного поиска информации в сети интернет) меняется содержание понятие «пользователь библиотеки». Само понятие Пользователь впервые появляется как библиотечный термин с вступлением в силу Федерального закона «О библиотечном деле» от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ. Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185ФЗ внес изменения и дополнения, которые вступили в силу 1 сентября 2013 г. Согласно ст. 1 закона пользователь – физическое или юридическое лицо, пользующееся библиотечно-информационными услугами в библиотеке и вне еѐ. С введением понятия пользователь понятие читатель библиотеки стало более узким. Читатель библиотеки – пользователь, физически посещающий библиотеку регулярно с определенной периодичностью и записанный в библиотеку согласно правилам пользования библиотекой. Основные категории пользователей:

Постоянный пользователь, заключивший с библиотекой Договор на обслуживание, давший письменное Согласие на внесение его персональных данных в Форму учета персональных данных пользователя и использование его персональных данных (без авторизации) для ведения библиотечной статистики. При электронной записи пользователя: Постоянный пользователь получает читательский билет с индивидуальным штрихкодом. При ежегодной перерегистрации корректировке подлежат все данные, кроме номера читательского билета (штрихкода). Постоянный пользователь имеет право на все виды библиотечных услуг, в том числе на получение во временное пользование документов из библиотечных фондов: на абонементе, в читальном зале, в других структурных подразделениях, с правом выноса за пределы библиотеки (если подобная услуга предусмотрена перечнем услуг структурного подразделения).

Временный пользователь, получивший одну/несколько библиотечных услуг при разовом посещении библиотеки или опосредованно за пределами библиотеки (услуги, связанные с использованием результатов интеллектуальной деятельности библиотеки; компьютерной, копировально-множительной техники; посетитель массового мероприятия в помещении и вне стен библиотеки, не являющийся постоянным пользователем, и т. д.). Временный пользователь имеет право получать все виды библиотечных услуг за исключением услуг, получение которых связано с возникновением отношений материальной ответственности между библиотекой и пользователем. К этим услугам относится, в том числе, получение литературы на дом из фонда библиотеки и фондов структурных подразделений.

К пользователям библиотеки относятся:

– Юридические лица – предприятия, учреждения, организации, компании, общественные объединения, получающие услуги по разовым запросам и договорам в рамках уставной деятельности библиотеки.

– Физические лица – индивидуальные пользователи, получающие библиотечно-информационные услуги независимо от содержания и места получения.

– Абоненты системы информирования – коллективные и индивидуальные, зарегистрированные в картотеке или базе данных абонентов.

– Специалисты других библиотек независимо от ведомственной принадлежности, получающие консультационные, информационные, методические услуги данной библиотеки.

– Удалѐнные пользователи – физические или юридические лица, пользующиеся услугами библиотеки вне еѐ стен, в том числе посредством информационно-коммуникационных сетей.

В соответствии с приказом Росстата 07.12.16 №764, к удаленным пользователям относятся и пользователи внестационарной сети. В ГОСТе и указаниях по заполнению формы 6-НК нет более подробных разъяснений о том, какие именно категории пользователей относятся к удаленным. Но если обратиться к Указаниям по заполнению Раздела 5 строки 17 «Выдано в удаленном режиме», где речь идет выдаче документов пользователям внестационарных пунктов обслуживания, пользователям других библиотек по системе МБА, пользователям сервиса ЭДД, то логично отнести к удаленным пользователям не только пользователей сайтов, но и абонентов МБА и ЭДД, абонентов индивидуальной и групповой информации, пользователей, обслуживаемых на внестационарных пунктах выдачи, а также пользователей с ограниченными возможностями здоровья, обслуживаемых на дому, т.к. все они фактически являются физическими или юридическими лицами и пользуются библиотекой вне ее стен.

Итак, количество удаленных пользователей библиотеки складывается из:

 Количество абонентов (пользователей) МБА и ЭДД

 Количество пользователей виртуальной справочной службы

 Количество пользователей сайта библиотеки

 Количество пользователей внестационарной сети

 Количество пользователей аккаунтов в социальных сетях (в 6-НК не учитываются)

 Количество пользователей виртуальных читальных залов

Обращения в библиотеку по телефону, телеграфу считаются как удаленные обращения.

Формы первичной учётной документации для статистического учета удаленных пользователей

Формы первичной учѐтной документации утверждаются приказом директора и являются основанием для статистического учѐта удаленных пользователей. Суммарный учет удаленных пользователей осуществляется в Дневнике работы библиотеки и структурных подразделений ежедневно. Итоги обслуживания удаленных пользователей подводятся в Дневнике работы ежемесячно. Показатели учѐта удаленных пользователей включаются в годовой отчет и статистическую форму № 6 -НК. Учѐт общего количества удаленных пользователей в библиотеке производится по числу удаленных пользователей, обслуженных суммарно всеми структурными подразделениями библиотеки.

Единицей учета удаленных пользователей, обратившихся в библиотеку через электронные информационные сети, является: код посетителя (IP адрес физического или юридического лица) официального сайта библиотеки, зарегистрированный автоматизированной системой интернет-статистики mail.ru, Яндекс статистика и пр.; учѐтная запись, под которой пользователь входит, авторизовавшись в OPAC Global средствами учета пользователей системы. Для авторизации необходимо заполнить определенные поля: фамилия имя, адрес электронной почты, придумать и запомнить пароль адрес электронной почты/номер телефона, факса физического или юридического лица, обратившегося в удаленном режиме в структурные подразделения библиотеки для получения библиотечных услуг; пользователь, обратившийся в библиотеку для получения информации или услуг через аккаунты в социальных сетях.

Учёт пользователей (абонентов) МБА и электронной доставки документов (ЭДД)

Единицей учета пользователей МБА и ЭДД является абонент, зарегистрированный в картотеке регистрации или базе данных (БД) абонентов МБА и ЭДД .

Учѐт общего числа пользователей МБА и ЭДД проводится по числу пользователей, зарегистрированных в картотеке или БД абонентов МБА и ЭДД. Абоненты МБА и ЭДД входят в общее число удаленных пользователей библиотеки.

Учет удаленных пользователей веб-сайта библиотеки

Учет общего числа удаленных пользователей, обращающихся в библиотеку через электронные информационные сети, осуществляется по количеству неодинаковых кодов пользователей, зарегистрированных на сервере библиотеки и зафиксированных специальными счетчиками, установленными на веб-сайтах библиотеки. Также учет числа удаленных пользователей ведется с использованием сервиса Яндекс-Метрика, счетчика mail.ru и др. Общее число удаленных пользователей сайта входит в общее число зарегистрированных пользователей библиотеки. Учет числа пользователей, обращающихся в библиотеку в режиме удаленного доступа через OPAC Global осуществляется средствами библиотечной системы. Показания счетчиков ежедневно снимаются и заносятся в журнал учета обслуживания удаленных пользователей библиотеки.

Учет удаленных пользователей аккаунтов в социальных сетях

Аккаунты в социальных сетях используются библиотеками, как локальный информационный ресурс, более приближенный к пользователю, чем сайт библиотеки. Практически все библиотеки сегодня имеют аккаунты в социальных сетях, пользователи которых также учитываются как удаленные пользователи. Единицей учета пользователя аккаунта социальной сети являются участники и подписчики групп в социальных сетях, а также пользователи социальных сетей, обращающиеся в библиотеку за информацией. Пользователи учитываются автоматизированной системой интернет-статистики в социальных сетях. Общее число пользователей аккаунтов складывается из пользователей всех аккаунтов (ВКонтакте, Одноклассники, Фейсбук, Твиттер, Инстаграм и др.), при этом в одной социальной сети библиотека может вести несколько аккаунтов. Общее число пользователей аккаунтов входит в общее число удаленных пользователей. Администратор аккаунтов библиотеки, назначенный директором, в социальных сетях ежеквартально фиксирует данные вкладки «Статистика сообщества»: охват аудитории, уникальные посетители и просмотры.

Учет пользователей внестационарной сети

Внестационарное библиотечное обслуживание активно используется и развивается и в настоящее время. Внестационарное библиотечное обслуживание населения – это обслуживание читателей вне стен библиотеки, обеспечивающее приближение библиотечных услуг к месту работы, учебы или жительства населения в библиотечных пунктах, передвижных библиотеках средствами бригадного, заочного абонемента и др. Библиотечный пункт – форма внестационарного обслуживания – территориально обособленное подразделение, организуемое по месту жительства, работы или учебы пользователей библиотек. Коллективный абонемент – форма библиотечного обслуживания, предусматривающая выдачу произведений печати и других документов коллективам небольших предприятий, учреждений и организаций для использования вне библиотеки на определенный срок. Выездной читальный зал (временный читальный зал) – наряду со стационарным читальным залом применяется нестационарная форма – выездной читальный зал – форма внестационарного библиотечного обслуживания населения, предусматривающая возможность читателям пользоваться произведениями печати, прежде всего, периодикой, на рабочем, учебном месте, в местах массового отдыха в определенные дни и часы месяца, с заключением договора между организацией и библиотекой Книгоношество – форма внестационарного библиотечного обслуживания, заключающаяся в доставке книг из стационарной библиотеки или библиотечного пункта по месту жительства или работы читателя. В последнее время всѐ чаще употребляется словосочетание "надомный абонемент". Надомный абонемент - обслуживание читателей, не имеющих возможности самостоятельно посещать библиотеку по причине ограничения физических возможностей здоровья на дому.

Время работы всех видов внестационарной сети определяется библиотекой в твердо установленные дни и часы. Учет пользователей вненестационарной сети, их обращений, запросов и оказанных библиотечно-информационных услуг ведется в соответствии с требованиями национального стандарта ГОСТ Р 7.20-2014 «Библиотечная статистика: показатели и единицы исчисления», а также принятыми в общедоступных библиотеках правилами и учетными документами, применяемыми в стационарных библиотеках.

Какое программное обеспечение используется для учета удаленных пользователей

Для того чтобы подсчитать количество удаленных пользователей, используется различные компьютерные программы: AWStats, WebLogExplorer и другие. Каждая из них имеет как преимущества, так и недостатки. К примеру, программное обеспечение AWStats является одним из средств, с помощью которого можно получить отчет о количестве посетителей не только веб-ресурса, но и каждой отдельной страницы. Среди его преимуществ стоит отметить следующие: генерирование результатов в виде веб-страницы и обеспечение их связи гиперссылками; возможность устройства в веб-сайт; возможность осуществления анализа времени сессии пользователя и прочее. При этом данная программа имеет некоторые недостатки. Например, для осуществления первичной настройки ее параметров необходимо владеть специальными знаниями и навыками, поскольку это довольно сложный процесс. Кроме того, для AWStats характерно отсутствие графического интерфейса, что усложняет осуществление учета удаленных пользователей в библиотеке. Если речь идет о таком программном обеспечении, как WebLogExplorer, то оно используется для анализа файлов-отчѐтов известных серверов и построения на их основе сравнительных таблиц. Такое ПО отличается простотой первичной настройки параметров, наличием графического интерфейса, гибкой настройкой системы фильтрации. Помимо этого, данная программа может идентифицировать «роботов» с целью корректировки этих посещений. Однако при таком количестве достоинств WebLogExplorer имеет и несколько недостатков. В отличие от AWStats она не предоставляет возможность для того, чтобы определить и проанализировать продолжительность времени сессии посетителя. А для каждого отдельного фильтра обеспечивается всего лишь один отчет.

Приложение №1. Перечень услуг, предоставляемых ГКУ РС (Я) «Национальная библиотека РС (Я)» в дистанционной форме в условиях распространения коронавирусной инфекции

Перечень услуг, предоставляемых ГКУ РС (Я) «Национальная библиотека РС (Я)» в дистанционной форме в условиях распространения коронавирусной инфекции

На период работы в дистанционной форме в условиях распространения коронавирусной инфекции в НБ РС (Я) разработано и утверждено Временное положение о дистанционной форме работы, где указаны виды деятельности в Библиотеке, которые могут осуществляться в дистанционной форме работы (в том числе по показателям государственного задания).

Согласно Положению, дистанционное обслуживание пользователей происходит по следующему перечню услуг:

1.1. Обслуживание пользователей:

1.1.1. Услуга 1. Предоставление доступа к электронной библиотеке;

1.1.2. Услуга 1. Выдача документов из библиотечного фонда во временное пользование через Электронный абонемент;

1.1.3. Услуга 2. Предоставление доступа к оцифрованным документам из библиотечного фонда с учетом законодательства об авторских и смежных правах (Деятельность по формированию Электронной библиотеки):

1.1.3.1. Формирование тематических подборок;

1.1.3.2. Продвижение ЭБ НБ;

- Усилена работа колл-центра библиотеки. Пользователи могут получить всю исчерпывающую информацию по своим вопросам, включая консультации по оформлению государственных и муниципальных услуг, по номеру горячей линии 455-855

- Услуга «Персональный библиотекарь» представляет собой особую форму дистанционного библиотечно-библиографического обслуживания. По заявке читателя к нему прикрепляется персональный библиотекарь, который ведет постоянное информационное сопровождение: информация об онлайн активностях библиотеки, помощь в поиске и получении электронных версий книг, проводит оперативную оцифровку фрагментов произведений печати и предоставляет к ним доступ, консультирует и оказывает поддержку в иных вопросах, включая использование электронной библиотеки и подписных ресурсов Национальной библиотеки.

- Услуга «Временный доступ к документу» (электронный абонемент ЭБ). Можно подать заявку на доступ к изданиям, которые разрешается читать только в помещении библиотеки, для чтения в Личном кабинете. Издания откроются на 14 дней с возможностью продления.

- Услуга «Заказ на оцифровку фрагмента». Заказ фрагментов журнальных или газетных статей, книг, подав заявку в Личном кабинете.

- Услуга «Групповой абонемент» в ЭБ. Можно создать свою группу в Личном кабинете и совместно читать издания из электронной библиотеки, вести диалоги в режиме чата с другими участниками группы по информационным интересам.

- С разрешения национального книжного издательства «Бичик» электронная библиотека открывает доступ к книгам издательства, вышедшим ранее 2004 года.

1.2. Массовая работа:

1.2.1. Услуга 3. Организация и проведение виртуальных книжных выставок, выставок других документов из библиотечного;

1.2.2. Услуга 3. Организация и проведение виртуальных презентаций, рекомендаций и обзоров, создание и выпуск подкастов;

1.2.3. Услуга 3. Организация и проведение виртуальных конкурсов среди населения и пользователей библиотеки (конкурсы чтецов, конкурсы на лучшего читателя, читающих семей;

1.2.4. Услуга 3. Организация и проведение виртуальных лекций и уроков, в том числе научно-популярного характера;

1.2.5. Услуга 3. Организация и проведение виртуальных культурно-массовых мероприятий: видеороликов, акций, флешмобов, встреч с писателями, музыкальных вечеров.

- В социальных сетях библиотеки усилена работа по созданию авторского контента по продвижению чтения и дистанционных сервисов библиотеки.

1.3. Справочная и информационная работа:

1.3.1. Дистанционное консультирование и справочно-библиографическое обслуживание посредством телефонной связи и Интернета, мессенджеров, личного кабинета, cоциальных сетей, электронной почты, Jivosite.

1.3.2. Подготовка аналитического обзора.

- Сервис «Задать вопрос» осуществляет связь с виртуальным библиотекарем, даёт возможность получить ответы на интересующие вас вопросы. Услуга доступна на сайте библиотеки и в Личном кабинете для всех пользователей https://e.nlrs.ru/register .

- Проект по оказанию методической поддержки по оформлению электронных услуг перешла в режим телефонного консультирования. Теперь граждане, которые испытывают сложности по навигации на портале e-yakutia.ru, смогут получить помощь по специально выделенным телефонам библиотеки и в режиме чата на официальном сайте nlrs.ru.

1.4. Работа 1. Сканирование, техническая обработка, сбор электронной книги:

1.4.1. Сканирование и обработка изображений;

1.4.2. Сканирование и распознавание текста;

- Налажена работа по оцифровке книг в электронную библиотеку по заказам читателей. В электронной библиотеке создаются различные подборки книг для чтения в период самоизоляции граждан.

Также молодыми специалистами организовано волонтерское движение для поддержки пожилых работников и ветеранов библиотеки. На дом доставляются продукты питания и лекарства. Ветераны и пожилые работники могут связаться со своими курирующими волонтерами в любое время.

Директор С.В. Максимова

Приложение №2. Временные правила пользования Национальной библиотекой РС(Я) в целях сокращения рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)

СОГЛАСОВАНО

Директор ГКУ РС(Я)

Национальная библиотека РС(Я)

________________С.В. Максимова

«____»________________________2020 г

Приложение №2

УТВЕРЖДАЮ

Министр культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия)

_________________Ю. С. Куприянов

«____»________________________2020 г

Временные правила пользования Национальной библиотекой РС(Я)

в целях сокращения рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)

Требования, предъявляемые ко всем учреждениям и организациям, которые участвуют в процессах обслуживания граждан, изложены в нормативных документах: Письмо Роспотребнадзора от 10.03.2020 N 02/3853-2020- 27 «О мерах по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (вместе с «Рекомендациями по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID19) среди работников»); МР 3.1.0178-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. Методические рекомендации. Определение комплекса мероприятий, а также показателей, являющихся основанием для поэтапного снятия ограничительных мероприятий в условиях эпидемического распространения COVID-19 (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 08.05.2020).

Настоящие Временные правила разработаны на основе рекомендаций Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) по организации работы в условиях сохранения риска распространения COVID-19 от 23.04.2020 г. №14-00-08/47-3139-2020 (а также приложение к Письму Роспотребнадзора от 20.04.2020 г.), рекомендаций по проведению профилактических мероприятий по предупреждению коронавирусной инфекции (COVID-19) в библиотеках, утвержденных руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19.06.2020 г., рекомендаций Российской библиотечной ассоциации по открытию библиотек после карантина от 04.06.2020.

1. Мероприятия, направленные на

обеспечение безопасной деятельности сотрудников библиотеки:

1.1 Ограничить контакты между коллективами отдельных участков, отделов, смен, не связанных общими задачами и производственными процессами (принцип групповой ячейки). Разделение рабочих потоков и разобщение коллектива посредством размещения сотрудников на разных этажах, в отдельных кабинетах, организации работы в несколько смен.

1.2 Не допускать превышения предельного количества лиц, которые могут одновременно находиться в одном помещении: до 50 кв.м - не более 5 человек; до 100 кв.м - не более 10 человек; до 200 кв.м – не более 25 человек; свыше 200 кв.м – не более 50 человек;

1.3 Организовать перед началом рабочей смены ежедневный «входной фильтр» с проведением бесконтактного контроля температуры тела работника с обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой тела и/или признаками инфекционного заболевания. При измерении температуры тела контактными средствами измерения, обеспечить обязательную дезинфекцию приборов для контактного применения после каждого использования способом протирания рекомендованными для этих целей средствами;

1.4 Организовать при входе в библиотеку, а также на рабочих местах, в комнате приема пищи, читальных и компьютерных залах, иных место возможного скопления посетителей, места обработки рук кожными антисептиками, предназначенными для этих целей (в том числе с помощью установленных дозаторов);

1.5 Обеспечить проведение ежедневной влажной уборки всех помещений учреждения, производственных помещений и мест общественного пользования (комната приема пищи, отдыха, туалетных комнат) с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия каждые 2 часа для всех контактных поверхностей;

1.6 Обеспечить условия для соблюдения правил личной гигиены сотрудников, а именно частое мытье рук мылом, использование кожных антисептиков; обработку рук и/или перчаток кожными антисептиками не реже, чем каждые два часа;

1.7 Обеспечить сотрудников на рабочих местах одноразовыми или многоразовыми масками перчатками (исходя из смены масок и перчаток не реже 1 раза в 3 часа), а также кожными антисептиками, дезинфицирующими средствами для обработки рук;

1.8 Осуществлять контроль за использованием сотрудниками библиотеки при обслуживании посетителей и при работе с книгами и журналами защитных масок и перчаток;

1.9 Организовать централизованный сбор использованных одноразовых масок и перчаток. Перед их утилизацией хранить в контейнерах для сбора отходов (герметичная упаковка в 2 полиэтиленовых пакета) с последующей утилизацией как ТБО;

1.10 При централизованном питании работников организация посещения столовой в строго определенное время по отдельно утвержденному графику. Запрет приема пищи на рабочих местах (кроме воды), прием пищи осуществляется в столовой для сотрудников или специально отведенной комнаты по заранее установленному графику с учетом соблюдения дистанции 1,5 метра;

1.11 Организация измерения температуры тела работников библиотеки в течение дня, показатели тепловизора хранить в специальном журнале;

1.12 При выявлении повышенной температуры и простудных заболеваний у работника отстранить его от нахождения на рабочем месте и направить в медучреждение;

1.13 Обеспечить контроль соблюдения самоизоляции работников на дому на установленный срок (14 календарных дней) при возвращении из стран, где зарегистрированы случаи новой короновирусной инфекции (COVID-19);

1.14 В случае положительного анализа на COVID-19, выявленного у сотрудника, необходимо после его изоляции провести противоэпидемические мероприятия, включая заключительную дезинфекцию силами специализированных организаций с применением дезинфицирующих средств на основе хлорактивных и кислородактивных соединений. Обеззараживанию подлежат все поверхности, оборудование и инвентарь производственных помещений, санузлов;

1.15 Запретить вход в библиотеку лиц, не связанных с его деятельностью за исключением работ, связанных с производственными процессами (ремонт и обслуживание технологического оборудования);

1.16 Организовать информирование посетителей и сотрудников путем размещения текстовой и визуальной информации о необходимости соблюдения мер по предоствращению короновируса. Необходимая информация размещается на сайте библиотеки.

2. Мероприятия, направленные на обеспечение безопасности

обслуживания пользователей

2.1 Организовать предварительную запись посещения библиотеки (см. приложение 1) (в т. ч. для детей до 14 лет, детей до 10 лет в присутствии родителей или законных представителей) по номеру телефона Call-центра (8(4112)455-855) или через специальную форму на сайте библиотеки;

2.2 Ограничить посещение библиотеки: абонемента и сектора электронных услуг – до 30 минут; читальных залов (в т.ч. ЭЧЗ) – до 3 часов; в случае, если пользователю требуется более длительное пребывание в библиотеке, он резервирует дополнительное время, но в сумме не более 6 часов в день;

2.3 Обслуживание пользователей, посещающих библиотеку в период ограничений, осуществляется в Основном здании библиотеки в:

  • Отделе периодических изданий;
  • Секторе электронных услуг;
  • Абонементе;
  • Электронном читальном зале;
  • Универсальном читальном зале №1;
  • Универсальном читальном зале №2.

В Историческом здании библиотеки в:

  • Отделе национальных и краеведческих фондов;
  • Историческом зале.

2.4 Дополнительно работают следующие залы и пункты обслуживания в основном здании:

· библиографический отдел, отдел спецвидов – в качестве резервных помещений с определенным количеством посадочных мест;

  • пункт регистрации пользователей;

· пункты ксерокопирования организованы в Отделе периодических изданий, у кафедр библиотекарей в УЧЗ, в ОНКФ. Ксерокопии выполняются сотрудниками библиотеки.

· пункты бесконтактной оплаты услуг – в пункте регистрации пользователей и в УЧЗ.

2.5 Организовать с центрального входа на 1 этаже библиотеки (гардероб) пункт приема книг от пользователей, с последующим ежедневным отнесением их в карантинную комнату для книг (каб. №11) и соответствующей обработкой (см. раздел 3); установить дежурство в пункте приема книг из числа сотрудников абонемента;

2.6 После заполнения установленного числа мест, регистрация новых пользователей возможна только на свободное время с обязательным санитарным перерывом (10 мин.) между посетителями или на следующий день. По истечении установленного времени библиотекарь читального зала сообщает об освободившемся посадочном месте дежурному ЦКО по CommFort;

2.7 Для пользователей, не имеющих технических возможностей произвести бронь посадочных мест, организовать посадочные места в библиографическом отделе, отделе спецвидов (см. п. 2.4);

2.8 Запретить вход в библиотеку пользователей без средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски) и индивидуальной защиты рук (перчатки);

2.9 Организовать «входной фильтр» пользователей с проведением бесконтактного контроля температуры тела;

2.10 Контролировать у входа пользователей на предмет обработки рук и перчаток кожными антисептиками, предназначенными для этих целей (в том числе с помощью установленных дозаторов), или дезинфицирующими салфетками, расположенными у входа в библиотеку;

2.11 Обеспечить соблюдение физической дистанции между пользователями не менее полутора метров (социальное дистанцирование), для этого нанести соответствующую сигнальную разметку в здании библиотеки и на ее входной лестнице (центральный вход);

2.12 Обеспечить соблюдение дистанции между рабочими местами пользователей не менее 1 посадочного места на 10 кв. м. (социальное дистанцирование), для этого рекомендуется расставить посадочные места соответствующим образом (см. приложение 2);

2.13 Обеспечить возможность заказа необходимых изданий до посещения библиотеки. Заказы, поступившие до 16:00, выполняются в этот же день, заказы, поступившие после 16:00, выполняются на следующий день;

2.14 Доставка заказов на документы из книгохранилища №2 осуществляется 1 раз в неделю;

2.15 Ограничить самостоятельный выбор книг в абонементе до отмены ограничительных мероприятий;

2.16 Обеспечить посадочные места подушками для смачивания пальцев с антисептическими свойствами;

2.17 После завершения обслуживания каждого пользователя провести обработку всех контактных поверхностей: кафедры, спинок стульев, поверхностных столов, выключателей, поручней, перил, компьютеров, клавиатуры, др. оргтехники и т.д. с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия, используются одноразовые наушники;

2.18 Проводить проветривание помещений каждые 2 часа или (после каждого пользователя);

2.19 Организовать обеззараживание воздуха путем использования бактерицидных облучателей-рециркуляторов, разрешенных для применения в присутствии людей, в соответствии с сертификатом соответствия;

2.20 Ограничить контакты между работниками и пользователями путем установки прозрачных перегородок (защитных экранов) на стойках регистрации и кафедрах выдачи литературы;

2.21 Организовать движение посетителей в залах обслуживания в одну сторону;

2.22 Запретить пользователям прием пищи в залах обслуживания, кроме бутилированной воды;

2.23 Запретить в помещениях библиотеки массовые мероприятия, деятельность, требующую длительного пребывания в библиотеке как в досуговых, так и в учебных или рабочих целях, в том числе: использование библиотеки как учебного помещения или коворкинга, использование компьютерного оборудования для иных целей, кроме заказа изданий, просмотра документов электронной библиотеки, сетевых лицензионных изданий, работе с порталом государственных услуг;

2.24 Обеспечить подтверждение проведения дезинфекционных мероприятий, позволяющее оценить объем, качество и своевременность проведенных дезинфекционных мероприятий (фото и/или видео фиксация).

3. Работа с фондом и его обработка

3.1 Все издания, поступающие в библиотеку с целью комплектования фондов, проходят режим карантина в закрытых пластиковых коробах длительностью не менее 5 дней после получения;

3.2 Для изданий, поступивших в библиотеку в упакованном виде (посылка, бандероль и т. п.), срок карантина может исчисляться с даты отправки посылки, зафиксированной в сопроводительных документах;

3.3 Поступившие издания складываются сотрудником библиотеки в перчатках и маске в пластиковые короба с крышками. На коробе проставляется текущая дата и время. По истечении срока карантина издания поступают в обработку в общем порядке;

3.4 Карантин документов, возвращённых пользователями.

Карантин распространяется на:

• документы, возвращённые на абонемент после использования вне стен библиотеки. Книги, возвращенные пользователем, проходят карантин по схеме, изложенной в п. 2.5.

• документы, взятые пользователем из фонда для чтения в читальном зале. Книги и др. издания, выданные пользователям в читальном зале, при возврате также складываются в контейнер и проходят карантинное содержание.

В том случае, если пользователь планирует обратиться к этим изданиям повторно, они не передаются на карантин, а укладываются в полиэтиленовый пакет и с пометкой даты размещения оставляются на специально выделенном стеллаже (бронеполке) для повторной выдачи пользователю. В случае если пользователь не обратился к ним в течение трёх дней, книги передаются в расстановку как прошедшие карантин;

3.5 В работе с библиотечным фондом в обслуживающих отделах:

·организовать зону карантина документов: отдельное сухое хорошо вентилируемое помещение (площадка) (УЧЗ, сектор спецвиды документов, абонемент в кабинете № 31, ОПИ, БО, ОНКФ в кабинете № 11);

·документы, возвращенные пользователями, рекомендуется размещать в пластиковые контейнеры, коробки и маркировать их с указанием даты и даты расстановки документов после истечения срока карантина;

·пластиковые контейнеры, бумажные коробки с книгами разместить в зоне карантина и хранить в течение 3 дней. Производить с ними внутренние работы (расстановка) и осуществлять их выдачу в этот период запрещено;

·в карантинных комнатах ведется «Журнал учета, помещенных на карантин документов», где фиксируются день сдачи и возврата документов, подписи ответственных (вход в карантинные комнаты разрешаются строго только ответственным лицам от отделов);

·в отделах составляется картотека «Карантин», на карточках записываются инвентарный номер документа, названия газет, журналов с выходными данными;

·по истечении срока карантина аннулируется карточка из картотеки, документы могут быть расставлены на полки и выданы пользователям, сданы в книгохранилище;

·после освобождения контейнера, коробок от книг, газет, журналов рекомендуется их обработать хлорактивными средствами и просушить, после чего его можно использовать повторно с новой маркировкой.

3.6 Использование облучения бумажных документов кварцевыми лампами (ультрафиолетовое облучение), жидких дезинфицирующих средств категорически запрещается. Настольные игры и другие игровые предметы необходимо обрабатывать дезинфицирующими средствами после каждого использования ребенком (при отсутствии возможности дезинфекции необходимо изъять их из открытого доступа: прежде всего это касается мягких игрушек).

I V. Ответственность пользователей за нарушение временных правил пользования библиотекой и «Правил пользования ГКУ РС(Я) «НБ РС(Я)»»

4.1 Пользователи, нарушившие настоящие Правила, «Правила пользования ГКУ РС(Я) «НБ РС(Я)»» и причинившие ущерб библиотеке, несут административную, материальную и уголовную ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации и «Правилами пользования ГКУ РС(Я) «НБ РС(Я)»» (подробнее см. раздел VI «Правил пользования ГКУ РС(Я) «НБ РС(Я)»).

4.2. Пользователям, не соблюдающим настоящие Временные правила и «Правила пользования ГКУ РС(Я) «НБ РС(Я)», может быть сделано предупреждение/замечание, проведена беседа, предложено покинуть здание библиотеки; возможно приостановление действия пользовательского билета до выяснения всех обстоятельств нарушения.

V. Национальная библиотека обязана:

5.1. Обеспечивать реализацию прав пользователей библиотеки в соответствии с «Правилами пользования ГКУ РС(Я) «НБ РС(Я)»» и Временными правилами пользования в период действия ограничений.

5.2. Обеспечивать:

– пользователей оперативной информацией об ограничениях доступа в помещения библиотеки; обо всех видах предоставляемых библиотекой услуг в период ограничений; изменениях в режиме работы библиотеки, ее подразделений и порядке обслуживания; об изменениях и дополнениях, вносимых в настоящие Правила и иные документы, регламентирующие взаимоотношения библиотеки и ее пользователей;

– возможность социального дистанционирования в библиотеке;

– уборку помещений с применением дезинфицирующих средств;

– регулярное проветривание помещений каждые 2 часа;

– соблюдение использования работниками средств индивидуальной защиты органов дыхания, а также использования средств индивидуальной защиты рук (перчаток) на рабочих местах;

– качество и культуру обслуживания пользователей;

– необходимые удобства и комфорт в читальных залах.

Приложение 1

Залы обслуживания для бронирования посадочных мест

(в период с 1 июля по 31 августа 2020 г.)

Залы обслуживания для бронирования

Местонахождение

Кол-во посадочных мест

Время ограничения

Право продления (доп. время бронирования)

1

Отдел периодических изданий

Основное здание, 2 этаж

5

3 часа

3 часа

2

Сектор электронных услуг

Основное здание, 2 этаж

4

30 мин.

нет

3

Абонемент

Основное здание, 3 этаж

4

30 мин.

нет

4

Универсальный читальный зал №1

Основное здание, 4 этаж

8

3 часа

3 часа

5

Универсальный читальный зал №2

Основное здание, 4 этаж

8

3 часа

3 часа

6

Отдел национальных и краеведческих фондов

Историческое здание, 1 этаж

5

3 часа

3 часа

График работы с 1 июля по 31 августа 2020 г.: понедельник-пятница с 9 до 18 часов (для читателей – с 10 часов).

Перерывы на дезинфекцию посадочного места после каждого пользователя – 10 минут.

Выходные: суббота, воскр., праздничные дни, каждый последний четверг месяца – санитарный день.

Приложение 2

Предельно допустимое количество единовременного пребывания людей в залах обслуживания (в период с 1 июля по 31 августа 2020 г.)

Залы обслуживания

Допустимое кол-во людей

Из них библиотекари

Кол-во пользователей

1

Отдел периодических изданий

8

3

5

2

Библиографический отдел

6

1

5

3

Сектор электронных услуг, пункт регистрации

8

4

4

4

Зал каталогов

2

1

1

5

Абонемент

5

1

4

6

Учебный зал

4

4

7

Электронный читальный зал

6

2

4

8

Универсальный читальный зал №1

9

1

8

9

Универсальный читальный зал №2

8

8

10

Сектор спецвидов

2

1

1

11

Отдел национальных и краеведческих фондов

7

2

5

12

Исторический зал

6

2

4

ИТОГО

71

18

53

Приложение №3.

Нормативно-правовые документы и рекомендации

1. Методические рекомендации по организации работы организаций отрасли культуры в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID – 19) в целях обеспечения прав инвалидов на доступ к культурным ценностям 25.09.2020 № 3262-06-02/Министерство культуры РФ

2. Профилактика инфекционных болезней: Методические рекомендации 3.1.0178-20/Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)

3. Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID – 19) среди работников от 10.03.2020 № 02/3853-2020-27/Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)

4. Рекомендации по организации работы предприятий в условиях сохранения рисков распространения COVID – 19 23.04.2020 № 14-00-08/473139-2020/ Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)

5. Рекомендации Российской библиотечной ассоциации по открытию библиотек после карантина/РБА. 2020

6. Рекомендации по проведению профилактических мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID – 19) в библиотеках МР 3.1/2.1-0195-20/ Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)