Дар речи : роман
Юрий Буйда
Юрий Васильевич Буйда— русский прозаик, журналист. Он - автор романов "Пятое царство", "Вор, шпион и убийца" (премия "Большая книга"), "Прусская невеста" (шорт-лист премии "Русский Букер"), "Синяя кровь" и др. Его книги выходят во Франции, Великобритании, Эстонии, Польше, Венгрии, Словакии, Норвегии и других странах.
В романе «Дар речи» Юрий Буйда прослеживает историю России ХХ–XXI веков, от революции до 2020 года, через историю одной семьи, разветвленного клана Шкуратовых. Главный герой романа, Илья Штамм, в свой день рождения в 1983 году внезапно узнает, что его биологический отец — не кто иной как Борис Шкуратов, известный на всю страну журналист и телеведущий. Знакомство с отцом дарит юноше полноценную семью: старый московский клан советской аристократии, в котором царят вольные нравы, свободолюбие, аристократизм. Илья обретает отца и единокровного брата, антипода и образца для подражания, любимую женщину — а также лучшее образование, блестящую карьеру и надежную защиту на всю жизнь.
Здесь богемствующие журналисты, офицеры КГБ и красивые женщины ведут остроумные беседы, они ироничны и циничны, блестяще эрудированы и владеют несколькими языками, не боятся свободомыслия и фрондёрства. У каждого из них, помимо общих грехов, есть личный набор скелетов из прошлого, — и некоторые тайны ведут в тридцатые и даже дореволюционные годы… Илья Штамм погружается в страшный водоворот событий истории своей семьи, путешествуя по десятилетиям в поисках ответа на вопрос: кем же были его отец, его дед и прадед, как сложился устойчивый и оригинальный быт его клана. Поиски приводят его в роскошную квартиру в центре Парижа, в застенки Лубянки, в мастерскую художника, в не достроенный «братками» в 90-е дом и в богемную гостиную, населенную страшными манекенами. Здесь случайно найденный архив полузабытого художника приводит в квартиру в центре Москвы, а любовные письма одних людей становятся памятью других. Здесь молчит настоящее и внезапно звучит голос прошлого. Здесь правда, месть, любовь и ненависть сплетаются так тесно, что их оказывается невозможно отделить друг от друга.
«Дар речи» — это прежде всего роман о памяти и о том, как важно и нужно говорить о своем прошлом. Ведь именно оно в конечном итоге и определяет человека, уравнивая великих и малых. «У человека, которому не суждено построить великое царство, взойти на крест или продать душу дьяволу, остается один выход — рассказать историю», — замечает Буйда.
"Мы рассказываем друг другу истории по той же причине, что заставляет нас очертя голову отдаваться любви: чтобы услышать отклик, услышать другого — и таким образом стать с ним одним целым. Мы дарим любовь, безотчетно следуя древнему правилу: do ut des — даю, чтобы ты дал. Именно ради этого Господь и наделил нас даром речи. Именно поэтому немота страшнее слепоты. Нас порождает Дух, но жизнь дает нам Буква"
Книга есть в фонде Национальной библиотеки РС (Я)
Юрий Васильевич Буйда— русский прозаик, журналист. Он - автор романов "Пятое царство", "Вор, шпион и убийца" (премия "Большая книга"), "Прусская невеста" (шорт-лист премии "Русский Букер"), "Синяя кровь" и др. Его книги выходят во Франции, Великобритании, Эстонии, Польше, Венгрии, Словакии, Норвегии и других странах.
В романе «Дар речи» Юрий Буйда прослеживает историю России ХХ–XXI веков, от революции до 2020 года, через историю одной семьи, разветвленного клана Шкуратовых. Главный герой романа, Илья Штамм, в свой день рождения в 1983 году внезапно узнает, что его биологический отец — не кто иной как Борис Шкуратов, известный на всю страну журналист и телеведущий. Знакомство с отцом дарит юноше полноценную семью: старый московский клан советской аристократии, в котором царят вольные нравы, свободолюбие, аристократизм. Илья обретает отца и единокровного брата, антипода и образца для подражания, любимую женщину — а также лучшее образование, блестящую карьеру и надежную защиту на всю жизнь.
Здесь богемствующие журналисты, офицеры КГБ и красивые женщины ведут остроумные беседы, они ироничны и циничны, блестяще эрудированы и владеют несколькими языками, не боятся свободомыслия и фрондёрства. У каждого из них, помимо общих грехов, есть личный набор скелетов из прошлого, — и некоторые тайны ведут в тридцатые и даже дореволюционные годы… Илья Штамм погружается в страшный водоворот событий истории своей семьи, путешествуя по десятилетиям в поисках ответа на вопрос: кем же были его отец, его дед и прадед, как сложился устойчивый и оригинальный быт его клана. Поиски приводят его в роскошную квартиру в центре Парижа, в застенки Лубянки, в мастерскую художника, в не достроенный «братками» в 90-е дом и в богемную гостиную, населенную страшными манекенами. Здесь случайно найденный архив полузабытого художника приводит в квартиру в центре Москвы, а любовные письма одних людей становятся памятью других. Здесь молчит настоящее и внезапно звучит голос прошлого. Здесь правда, месть, любовь и ненависть сплетаются так тесно, что их оказывается невозможно отделить друг от друга.
«Дар речи» — это прежде всего роман о памяти и о том, как важно и нужно говорить о своем прошлом. Ведь именно оно в конечном итоге и определяет человека, уравнивая великих и малых. «У человека, которому не суждено построить великое царство, взойти на крест или продать душу дьяволу, остается один выход — рассказать историю», — замечает Буйда.
"Мы рассказываем друг другу истории по той же причине, что заставляет нас очертя голову отдаваться любви: чтобы услышать отклик, услышать другого — и таким образом стать с ним одним целым. Мы дарим любовь, безотчетно следуя древнему правилу: do ut des — даю, чтобы ты дал. Именно ради этого Господь и наделил нас даром речи. Именно поэтому немота страшнее слепоты. Нас порождает Дух, но жизнь дает нам Буква"
Книга есть в фонде Национальной библиотеки РС (Я)