Чагин: роман

Евгений Водолазкин

Евгений Водолазкин – автор романов «Лавр», «Авиатор», «Соловьёв и Ларионов», «Брисбен», «Оправдание Острова», сборников короткой прозы «Идти бестрепетно» и «Инструмент языка», лауреат премий «Большая книга», «Ясная Поляна» и «Книга года». Каждая книга Водолазкина — событие в литературном мире, которого с нетерпением ждут читатели и критики.
Память — важный персонаж многих книг Евгения Водолазкина.

Евгений Водолазкин – автор романов «Лавр», «Авиатор», «Соловьёв и Ларионов», «Брисбен», «Оправдание Острова», сборников короткой прозы «Идти бестрепетно» и «Инструмент языка», лауреат премий «Большая книга», «Ясная Поляна» и «Книга года». Каждая книга Водолазкина — событие в литературном мире, которого с нетерпением ждут читатели и критики.

Память — важный персонаж многих книг Евгения Водолазкина. В романе «Чагин» память становится главным героем в буквальном смысле: книга рассказывает историю Исидора Чагина, уникального мнемониста, который лишён простого человеческого дара – забывать.

«Когда-то Исидор Чагин был знаменит. Его удивительная память вызывала восхищение. Иногда — сомнение: не являлись ли опыты с его участием результатом тщательно подготовленной манипуляции? Не верилось, что человек способен запомнить текст любой сложности и хранить его в голове как угодно долго. Потом выдающегося мнемониста забыли — что звучит почти скандально. Многие свидетели его славы уже в могиле, а те, что живы, поглощены противостоянием неизбежному». Феноменальные способности становятся для героя тяжким испытанием, ведь Чагин лишен простой человеческой радости — забывать. Рассказывая историю жизни мнемониста Чагина с позиции трех разных героев, Евгений Водолазкин продолжает собственный «роман о памяти и неразрывности времени».

Голос самого Чагина здесь почти не звучит. Роман состоит из четырех частей — «Дневник Чагина», «Операция "Биг-Бен"», «Незабываемое» и «Лета и Эвноя». Они представляют четыре периода в жизни героя, четыре его ипостаси. В первой и последней рассказывается трагическая история любви, предательства, утраты и нового обретения. Вторая и третья разительно отличаются от них не только сюжетом, но и жанром: одна походит на шпионский сериал, другая — на латиноамериканскую мелодраму. И четыре рассказчика, каждый со своим взглядом на образ центрального персонажа. Рассказчик в первой части – Павел Мещерский, который работает с Дневником мнемониста (причём мы с самого начала знаем, что Дневник уже утрачен и Павел – последний, кто его читал). Из него мы узнаем о детстве Исидора, его учебе в университете и нечаянном обнаружении уникального дара.

Вторая часть – наиболее, пожалуй, странная, написана от лица сотрудника «городской библиотеки» Николая Ивановича. Он рассказчик весьма ненадёжный, может что-то и позабыть, и перепутать. К тому же, склонен к художественному вымыслу, к «нас возвышающему обману». Третья часть, в которой друг Исидора актёр Эдвард Григ, повествует о событиях после Дневника. Григ упоминает, что Чагин – чеховский герой. Основной его конфликт и главная трагедия – не в каких бы то ни было событиях. Это конфликт между тем, как сложилась жизнь, и как мечталось. Четвертая часть — эпистолярная, повествование ведут снова Павел и его любимая девушка Ника.

Чагин, обладатель фотографической памяти, парадоксальным образом не сохранился полностью в памяти других героев, и читателю остается лишь догадываться о том, что же на самом деле происходило в жизни скромного архивиста. Меж тем в романе дано детальное описание Ленинграда второй половины ХХ века, университетской и библиотечной среды с ее тайной жизнью, интересом «органов» и интеллектуальной свободой — всего того, что пронизывало и определяло жизнь Чагина и людей его поколения.

Чагин спасает от забвения имена, даты, факты, сохраняя их для будущего. Мир в романе предстает как пространство памяти — актуализированной или уже утраченной, но всегда готовой вернуться.

В одном из своих интервью Евгений Водолазкин говорил, что у Чагина был прототип — знаменитый мнемонист Соломон Шерешевский, и нейрофизиологические моменты взяты из книги, которую написал о нем один из основателей нейропсихологии, советский ученый Александр Лурия.

Пересечения есть, но в целом события жизни у Чагина другие, нужные писателю, чтобы показать: дар даром, а человеком надо оставаться в любых обстоятельствах.

Книгу можно найти в фонде Национальной библиотеки РС (Я).

Евгений Водолазкин – автор романов «Лавр», «Авиатор», «Соловьёв и Ларионов», «Брисбен», «Оправдание Острова», сборников короткой прозы «Идти бестрепетно» и «Инструмент языка», лауреат премий «Большая книга», «Ясная Поляна» и «Книга года». Каждая книга Водолазкина — событие в литературном мире, которого с нетерпением ждут читатели и критики.

Память — важный персонаж многих книг Евгения Водолазкина. В романе «Чагин» память становится главным героем в буквальном смысле: книга рассказывает историю Исидора Чагина, уникального мнемониста, который лишён простого человеческого дара – забывать.

«Когда-то Исидор Чагин был знаменит. Его удивительная память вызывала восхищение. Иногда — сомнение: не являлись ли опыты с его участием результатом тщательно подготовленной манипуляции? Не верилось, что человек способен запомнить текст любой сложности и хранить его в голове как угодно долго. Потом выдающегося мнемониста забыли — что звучит почти скандально. Многие свидетели его славы уже в могиле, а те, что живы, поглощены противостоянием неизбежному». Феноменальные способности становятся для героя тяжким испытанием, ведь Чагин лишен простой человеческой радости — забывать. Рассказывая историю жизни мнемониста Чагина с позиции трех разных героев, Евгений Водолазкин продолжает собственный «роман о памяти и неразрывности времени».

Голос самого Чагина здесь почти не звучит. Роман состоит из четырех частей — «Дневник Чагина», «Операция "Биг-Бен"», «Незабываемое» и «Лета и Эвноя». Они представляют четыре периода в жизни героя, четыре его ипостаси. В первой и последней рассказывается трагическая история любви, предательства, утраты и нового обретения. Вторая и третья разительно отличаются от них не только сюжетом, но и жанром: одна походит на шпионский сериал, другая — на латиноамериканскую мелодраму. И четыре рассказчика, каждый со своим взглядом на образ центрального персонажа. Рассказчик в первой части – Павел Мещерский, который работает с Дневником мнемониста (причём мы с самого начала знаем, что Дневник уже утрачен и Павел – последний, кто его читал). Из него мы узнаем о детстве Исидора, его учебе в университете и нечаянном обнаружении уникального дара.

Вторая часть – наиболее, пожалуй, странная, написана от лица сотрудника «городской библиотеки» Николая Ивановича. Он рассказчик весьма ненадёжный, может что-то и позабыть, и перепутать. К тому же, склонен к художественному вымыслу, к «нас возвышающему обману». Третья часть, в которой друг Исидора актёр Эдвард Григ, повествует о событиях после Дневника. Григ упоминает, что Чагин – чеховский герой. Основной его конфликт и главная трагедия – не в каких бы то ни было событиях. Это конфликт между тем, как сложилась жизнь, и как мечталось. Четвертая часть — эпистолярная, повествование ведут снова Павел и его любимая девушка Ника.

Чагин, обладатель фотографической памяти, парадоксальным образом не сохранился полностью в памяти других героев, и читателю остается лишь догадываться о том, что же на самом деле происходило в жизни скромного архивиста. Меж тем в романе дано детальное описание Ленинграда второй половины ХХ века, университетской и библиотечной среды с ее тайной жизнью, интересом «органов» и интеллектуальной свободой — всего того, что пронизывало и определяло жизнь Чагина и людей его поколения.

Чагин спасает от забвения имена, даты, факты, сохраняя их для будущего. Мир в романе предстает как пространство памяти — актуализированной или уже утраченной, но всегда готовой вернуться.

В одном из своих интервью Евгений Водолазкин говорил, что у Чагина был прототип — знаменитый мнемонист Соломон Шерешевский, и нейрофизиологические моменты взяты из книги, которую написал о нем один из основателей нейропсихологии, советский ученый Александр Лурия.

Пересечения есть, но в целом события жизни у Чагина другие, нужные писателю, чтобы показать: дар даром, а человеком надо оставаться в любых обстоятельствах.

Книгу можно найти в фонде Национальной библиотеки РС (Я).