Сотворение Земли: эвенкийские народные сказки

Книга "Сотворение земли" - собрание эвенкийского фольклора, в которое вошли сказки, предания, приметы, загадки, наставления древнего народа, собранные известным эвенкийским поэтом Николаем Оёгиром.
В эвенкийских сказках о животных иносказательно рассказывается о человеческих отношениях - победе правды над ложью, добра над злом, разума над глупостью. В сказочных сюжетах, герои которых люди, нашла отражение история эвенков, в частности отголоски вражды с древними аборигенными племенами.

Книга "Сотворение земли" - собрание эвенкийского фольклора, в которое вошли сказки, предания, приметы, загадки, наставления древнего народа, собранные известным эвенкийским поэтом Николаем Оёгиром.

В эвенкийских сказках о животных иносказательно рассказывается о человеческих отношениях - победе правды над ложью, добра над злом, разума над глупостью. В сказочных сюжетах, герои которых люди, нашла отражение история эвенков, в частности отголоски вражды с древними аборигенными племенами. По ним можно судить также, как складывалось мировоззрение народа, основанное на бережливом, уважительном отношении ко всему сущему. С раннего возраста, как только ребенок начинал понимать речь, он впитывал эти знания. Первые сведения о животных дети получали из сказок, рассказываемых во время отдыха по вечерам и днем во время домашней работы. «Почему гагара по земле ходит?» или «Почему у кукушки на голове завитые перья?» Ответ всегда давался в художественной, поэтической форме. До сих пор большинство эвенкийских сказок сохраняют этимологическую концовку. Имелись и специальные детские сказки, из которых дети узнавали, чем питаются животные, и сказки, в которых раскрываются качества и свойства предметов, говорилось о способах их починки, если они сломались. Для усвоения счета были считалки, благодаря которым порядок счета до десяти запоминался с помощью сочетания чисел со словами, имеющими сходные первые один – два слога. Во время рассказа старики рисовали на земле следы птиц и животных, затем их показывали наяву.

Загадки тренировали сообразительность: их начинала рассказывать детям, когда они осваивали стрельбу из игрушечного лука. Считалось, что охотник, впервые убивший копытного зверя, должен уметь быстро отгадать любую загадку. Все загадки, как и сказки, начинались с вопросов «Что это?». Наряду со сказками, загадками подростки слушали мифы о сотворении Вселенной, о происхождении человека и животных, о древних шаманах и другие.

Достоинство книги в том, что она издана на русском и эвенкийском языках. Тексты на русском и эвенкийском языках органично дополняют друг друга, несмотря на то что русский вариант - вольное изложение эвенкийского сказочного сюжета, иногда с другими героями. Записи Н.К. Оёгира представляют огромнейший интерес. Тексты сказок, преданий, легенд, былей, поговорок, загадок, созданные народом, в художественной форме отображают разные этапы истории эвенкийского народа и могут послужить источником при изучении историко – этнографических проблем.

Книга есть в фонде Национальной библиотеки РС (Я).

Книга "Сотворение земли" - собрание эвенкийского фольклора, в которое вошли сказки, предания, приметы, загадки, наставления древнего народа, собранные известным эвенкийским поэтом Николаем Оёгиром.

В эвенкийских сказках о животных иносказательно рассказывается о человеческих отношениях - победе правды над ложью, добра над злом, разума над глупостью. В сказочных сюжетах, герои которых люди, нашла отражение история эвенков, в частности отголоски вражды с древними аборигенными племенами. По ним можно судить также, как складывалось мировоззрение народа, основанное на бережливом, уважительном отношении ко всему сущему. С раннего возраста, как только ребенок начинал понимать речь, он впитывал эти знания. Первые сведения о животных дети получали из сказок, рассказываемых во время отдыха по вечерам и днем во время домашней работы. «Почему гагара по земле ходит?» или «Почему у кукушки на голове завитые перья?» Ответ всегда давался в художественной, поэтической форме. До сих пор большинство эвенкийских сказок сохраняют этимологическую концовку. Имелись и специальные детские сказки, из которых дети узнавали, чем питаются животные, и сказки, в которых раскрываются качества и свойства предметов, говорилось о способах их починки, если они сломались. Для усвоения счета были считалки, благодаря которым порядок счета до десяти запоминался с помощью сочетания чисел со словами, имеющими сходные первые один – два слога. Во время рассказа старики рисовали на земле следы птиц и животных, затем их показывали наяву.

Загадки тренировали сообразительность: их начинала рассказывать детям, когда они осваивали стрельбу из игрушечного лука. Считалось, что охотник, впервые убивший копытного зверя, должен уметь быстро отгадать любую загадку. Все загадки, как и сказки, начинались с вопросов «Что это?». Наряду со сказками, загадками подростки слушали мифы о сотворении Вселенной, о происхождении человека и животных, о древних шаманах и другие.

Достоинство книги в том, что она издана на русском и эвенкийском языках. Тексты на русском и эвенкийском языках органично дополняют друг друга, несмотря на то что русский вариант - вольное изложение эвенкийского сказочного сюжета, иногда с другими героями. Записи Н.К. Оёгира представляют огромнейший интерес. Тексты сказок, преданий, легенд, былей, поговорок, загадок, созданные народом, в художественной форме отображают разные этапы истории эвенкийского народа и могут послужить источником при изучении историко – этнографических проблем.

Книга есть в фонде Национальной библиотеки РС (Я).