Бродский за границей: империя, туризм, ностальгия

Санна Турома

Санна Турома — доктор литературоведения, научный сотрудник Александровского института Хельсинкского университета (Финляндия). известный славист и автор книги о Бродском.
Санна Турома обозначила основные темы монографии в предисловии: «Вместо того чтобы следовать общепринятой концепции рассмотрения Бродского как наследника главных поэтов русского и англоязычного модернизма, я пытаюсь критически рассмотреть это мнение через призму его путевой и прозы и стихов. Еще одно общее место, которое подвергается сомнению в этой работе, - это понятие изгнания, которое до сих пор было отправной точкой (как биографической, так и концептуальной) для большинства научных работ о произведениях Бродского.

Санна Турома — доктор литературоведения, научный сотрудник Александровского института Хельсинкского университета (Финляндия). известный славист и автор книги о Бродском.

Санна Турома обозначила основные темы монографии в предисловии: «Вместо того чтобы следовать общепринятой концепции рассмотрения Бродского как наследника главных поэтов русского и англоязычного модернизма, я пытаюсь критически рассмотреть это мнение через призму его путевой и прозы и стихов. Еще одно общее место, которое подвергается сомнению в этой работе, - это понятие изгнания, которое до сих пор было отправной точкой (как биографической, так и концептуальной) для большинства научных работ о произведениях Бродского. Не фокусируясь на проблеме изгнания, книга исследует стихи и прозу Бродского в жанре путешествия не столько вопреки модернистскому дискурсу изгнания, сколько вне его. Анализ перемещается в область современного изучения путешествий как объекта литературоведения и травелогов»

После эмиграции Бродский много путешествовал по миру и писал о нем. Опыт путешествий, полученный им в этот период жизни, отражен в стихотворениях о европейских странах и городах, эссе, посвященном Венеции, и трех произведениях, относящихся к его поездкам за пределы Европы и Северной Америки, - поэтическом цикле «Мексиканский дивертисмент» и двух эссе, «После путешествия, или Посвящается позвоночнику» и «Путешествие в Стамбул», отражающих его визиты в Рио – де - Жанейро и Стамбул. Два последних текста представляют литературу путешествий в том смысле, в котором о ней обычно говорят: рассказ автора о поездке в некоторое место с описанием иностранных обычаев и встреченных людей, но, кроме того, они дают представление о чрезвычайно субъективном историческом и географическом воображении автора. Венецианское эссе «Набережная неисцелимых» подчеркивает другой важный аспект литературных путешествий, а именно что путешествие всегда является автобиографией.

В центре внимания автора монографии — анализ стихов и эссе Бродского о Мексике, Бразилии, Турции и Венеции. Автор видит в путевых заметках Бродского его реакцию не только на свое изгнание, но и на постмодернистский и постколониальный ландшафт, изначально сформировавший эти тексты. В своих латиноамериканских стихах Бродский прибегает к жанру иронической элегии, отвергая таким способом постколониальные реалии Мексики. В эссе о Стамбуле поэт вступает в противоречивый спор об ориентализме, опираясь на привычное представление о России как о месте, где Восток встречает Запад. А Венеция, эталонный туристический город, становится для Бродского местом переосмысления его лирической сущности. Турома прочерчивает ранее не исследованную траекторию эволюции поэта от одинокого диссидента до прославленного литератора и предлагает новый взгляд на геополитические, философские и лингвистические предпосылки его поэтического воображения.

Книгу можно найти в фонде Национальной библиотеки РС (Я).

Санна Турома — доктор литературоведения, научный сотрудник Александровского института Хельсинкского университета (Финляндия). известный славист и автор книги о Бродском.

Санна Турома обозначила основные темы монографии в предисловии: «Вместо того чтобы следовать общепринятой концепции рассмотрения Бродского как наследника главных поэтов русского и англоязычного модернизма, я пытаюсь критически рассмотреть это мнение через призму его путевой и прозы и стихов. Еще одно общее место, которое подвергается сомнению в этой работе, - это понятие изгнания, которое до сих пор было отправной точкой (как биографической, так и концептуальной) для большинства научных работ о произведениях Бродского. Не фокусируясь на проблеме изгнания, книга исследует стихи и прозу Бродского в жанре путешествия не столько вопреки модернистскому дискурсу изгнания, сколько вне его. Анализ перемещается в область современного изучения путешествий как объекта литературоведения и травелогов»

После эмиграции Бродский много путешествовал по миру и писал о нем. Опыт путешествий, полученный им в этот период жизни, отражен в стихотворениях о европейских странах и городах, эссе, посвященном Венеции, и трех произведениях, относящихся к его поездкам за пределы Европы и Северной Америки, - поэтическом цикле «Мексиканский дивертисмент» и двух эссе, «После путешествия, или Посвящается позвоночнику» и «Путешествие в Стамбул», отражающих его визиты в Рио – де - Жанейро и Стамбул. Два последних текста представляют литературу путешествий в том смысле, в котором о ней обычно говорят: рассказ автора о поездке в некоторое место с описанием иностранных обычаев и встреченных людей, но, кроме того, они дают представление о чрезвычайно субъективном историческом и географическом воображении автора. Венецианское эссе «Набережная неисцелимых» подчеркивает другой важный аспект литературных путешествий, а именно что путешествие всегда является автобиографией.

В центре внимания автора монографии — анализ стихов и эссе Бродского о Мексике, Бразилии, Турции и Венеции. Автор видит в путевых заметках Бродского его реакцию не только на свое изгнание, но и на постмодернистский и постколониальный ландшафт, изначально сформировавший эти тексты. В своих латиноамериканских стихах Бродский прибегает к жанру иронической элегии, отвергая таким способом постколониальные реалии Мексики. В эссе о Стамбуле поэт вступает в противоречивый спор об ориентализме, опираясь на привычное представление о России как о месте, где Восток встречает Запад. А Венеция, эталонный туристический город, становится для Бродского местом переосмысления его лирической сущности. Турома прочерчивает ранее не исследованную траекторию эволюции поэта от одинокого диссидента до прославленного литератора и предлагает новый взгляд на геополитические, философские и лингвистические предпосылки его поэтического воображения.

Книгу можно найти в фонде Национальной библиотеки РС (Я).