История меланхолии: о страхе, скуке и чувствительности в прежние времена и теперь

Карин Юханнисон

Невероятно интересная книга шведского профессора и историка, в которой подробно рассмотрен феномен меланхолии в западноевропейском контексте. Карин Юханнисон исследует, как по-разному каждая культурная эпоха оценивала это состояние, как оно устно или письменно описывалось людьми и как переживалось. Есть общие признаки меланхолии для разных эпох – страх, неуверенность, навязчивые мысли, чувство потери и одиночества. По сути, в книге описаны некие пограничные состояния, которые «допускают различные способы выражения душевного страдания — как соответствующие норме, так и выходящие за ее рамки... они колеблются не только между представлениями о здоровье и болезни, но и между адаптацией и бунтом, ...в прямом смысле слова находятся на стыке личного и общественного» (с. 20).

Невероятно интересная книга шведского профессора и историка, в которой подробно рассмотрен феномен меланхолии в западноевропейском контексте. Карин Юханнисон исследует, как по-разному каждая культурная эпоха оценивала это состояние, как оно устно или письменно описывалось людьми и как переживалось. Есть общие признаки меланхолии для разных эпох – страх, неуверенность, навязчивые мысли, чувство потери и одиночества. По сути, в книге описаны некие пограничные состояния, которые «допускают различные способы выражения душевного страдания — как соответствующие норме, так и выходящие за ее рамки... они колеблются не только между представлениями о здоровье и болезни, но и между адаптацией и бунтом, ...в прямом смысле слова находятся на стыке личного и общественного» (с. 20).
Выбрав в качестве предмета исследования меланхолию, автор надеется дать оценку нынешнему состоянию общества, которое явно сократило диапазон номинаций негативных эмоциональных состояний своих членов и склонно «любое мрачное состояние духа называть депрессией».
Автор предлагает изучать феномен меланхолии «на примере трех исторических форм, которые представляют собой три различные структуры чувств» (хотя границы между ними расплывчаты).
Первая разновидность - чёрная меланхолия XVII–XVIII веков развилась в эпоху войн и других катастроф, подчинялась античному учению о жидкостях и апокалиптическим настроениям – дикому ужасу и отчаянию, описывалась в этом контексте, имела яркие телесные проявления и отличалась бурным проявлением чувств.  
Следующий тип развился в конце XVIII—XIX веке, он отличался более закрытым и депрессивным языком (серая меланхолия). За серой меланхолией XIX века скрывался бунт. Человек откликался на индустриализацию и модернизацию общества состоянием полной опустошенности и отчуждения. Меланхолия стала менее полярной, более спокойной и закрытой, "потому что бурные проявления чувств противоречили современным рациональным нормам жизни ... дикие и маниакальные проявления подпали под разряд психических патологий."
Третья форма — современная — существует сейчас, ей «сопутствуют чувства усталости и опустошенности» (белая меланхолия). Современная белая меланхолия – стресс, эмоциональное выгорание, психическое истощение – это выражение пустоты и потери связи с реальностью, вызванные стремительным развитием общества и жёсткими требованиями к человеку.
Каждая эпоха по-своему определяет границы допустимого и расставляет приоритеты относительно формы выражения чувств. Симптомы отвергаются или подтверждаются, получают или теряют статус. Старые формы переживаний исчезают, рождаются новые ... Важно только, что страдание всегда отражает конкретный период времени.
По итогам проделанной работы автор предлагает читателю не претендующий на полноту список из восьми меланхолических состояний: каждому в книге отведена своя глава, из их суммы «складывается карта признаков меланхолии, которые могут сочетаться, распадаться и перераспределяться».   Меланхолия, по Юханнисон бывает восьми видов. Это уныние (акедия), ранимость (сенсетивность), скука (сплин, хандра), ужас (инсомния), бегство или бродяжничество (фуга), тревога (нервозность), усталость (фатиг-синдром) и растерянность (аномия). Итак, меланхолия многогранна, но ей всегда сопутствует тема утраты (смысла жизни, активности, сил или чего-то непонятного и трудно выразимого), которая делает человека в той или иной степени несчастным вследствие конфликта с миром, причем это состояние не только осознается им самим, но и очевидно для окружающих. Меланхолия может обретать как минимум три воплощения — чувства (преходящее расположение духа, варьирующее от мрачности и страхов до неугомонности и полного нежелания вставать с кровати), настроения (коллективное мироощущение утраты иллюзий, реакция на социальную неустроенность или бесправность) и болезни (медицинский диагноз «высокого страдания»)
Глубокий анализ феномена меланхолии и той роли, какую она играла и играет в западной культуре, проиллюстрирован многочисленными примерами из жизни, литературы и кино. Среди главных героев книги Франц Кафка, Вирджиния Вулф, Макс Вебер, Марсель Пруст и многие другие.
Книга предназначена для широкого круга читателей.

Невероятно интересная книга шведского профессора и историка, в которой подробно рассмотрен феномен меланхолии в западноевропейском контексте. Карин Юханнисон исследует, как по-разному каждая культурная эпоха оценивала это состояние, как оно устно или письменно описывалось людьми и как переживалось. Есть общие признаки меланхолии для разных эпох – страх, неуверенность, навязчивые мысли, чувство потери и одиночества. По сути, в книге описаны некие пограничные состояния, которые «допускают различные способы выражения душевного страдания — как соответствующие норме, так и выходящие за ее рамки... они колеблются не только между представлениями о здоровье и болезни, но и между адаптацией и бунтом, ...в прямом смысле слова находятся на стыке личного и общественного» (с. 20).
Выбрав в качестве предмета исследования меланхолию, автор надеется дать оценку нынешнему состоянию общества, которое явно сократило диапазон номинаций негативных эмоциональных состояний своих членов и склонно «любое мрачное состояние духа называть депрессией».
Автор предлагает изучать феномен меланхолии «на примере трех исторических форм, которые представляют собой три различные структуры чувств» (хотя границы между ними расплывчаты).
Первая разновидность - чёрная меланхолия XVII–XVIII веков развилась в эпоху войн и других катастроф, подчинялась античному учению о жидкостях и апокалиптическим настроениям – дикому ужасу и отчаянию, описывалась в этом контексте, имела яркие телесные проявления и отличалась бурным проявлением чувств.  
Следующий тип развился в конце XVIII—XIX веке, он отличался более закрытым и депрессивным языком (серая меланхолия). За серой меланхолией XIX века скрывался бунт. Человек откликался на индустриализацию и модернизацию общества состоянием полной опустошенности и отчуждения. Меланхолия стала менее полярной, более спокойной и закрытой, "потому что бурные проявления чувств противоречили современным рациональным нормам жизни ... дикие и маниакальные проявления подпали под разряд психических патологий."
Третья форма — современная — существует сейчас, ей «сопутствуют чувства усталости и опустошенности» (белая меланхолия). Современная белая меланхолия – стресс, эмоциональное выгорание, психическое истощение – это выражение пустоты и потери связи с реальностью, вызванные стремительным развитием общества и жёсткими требованиями к человеку.
Каждая эпоха по-своему определяет границы допустимого и расставляет приоритеты относительно формы выражения чувств. Симптомы отвергаются или подтверждаются, получают или теряют статус. Старые формы переживаний исчезают, рождаются новые ... Важно только, что страдание всегда отражает конкретный период времени.
По итогам проделанной работы автор предлагает читателю не претендующий на полноту список из восьми меланхолических состояний: каждому в книге отведена своя глава, из их суммы «складывается карта признаков меланхолии, которые могут сочетаться, распадаться и перераспределяться».   Меланхолия, по Юханнисон бывает восьми видов. Это уныние (акедия), ранимость (сенсетивность), скука (сплин, хандра), ужас (инсомния), бегство или бродяжничество (фуга), тревога (нервозность), усталость (фатиг-синдром) и растерянность (аномия). Итак, меланхолия многогранна, но ей всегда сопутствует тема утраты (смысла жизни, активности, сил или чего-то непонятного и трудно выразимого), которая делает человека в той или иной степени несчастным вследствие конфликта с миром, причем это состояние не только осознается им самим, но и очевидно для окружающих. Меланхолия может обретать как минимум три воплощения — чувства (преходящее расположение духа, варьирующее от мрачности и страхов до неугомонности и полного нежелания вставать с кровати), настроения (коллективное мироощущение утраты иллюзий, реакция на социальную неустроенность или бесправность) и болезни (медицинский диагноз «высокого страдания»)
Глубокий анализ феномена меланхолии и той роли, какую она играла и играет в западной культуре, проиллюстрирован многочисленными примерами из жизни, литературы и кино. Среди главных героев книги Франц Кафка, Вирджиния Вулф, Макс Вебер, Марсель Пруст и многие другие.
Книга предназначена для широкого круга читателей.