Мифы северных народов России: от творца Нума и ворона Кутха до демонов кулей и злых духов кана
Ольга Христофорова
Книга посвящена мифологии сорока северных народов России. Ольга Христофорова исследует жанры фольклора народов Севера и причины, по которым у разных народов и этнических групп формируются свои мифологические представления и ритуалы.
Ольга Христофорова — антрополог, фольклорист, доктор филологических наук, автор более 200 работ по мифологии народов Севера.
Книга посвящена мифологии сорока северных народов России. Ольга Христофорова исследует жанры фольклора народов Севера и причины, по которым у разных народов и этнических групп формируются свои мифологические представления и ритуалы.
Автор рассказывает о теме книги в предисловии: «Фольклор в значительной степени зависит от ландшафтно-климатической зоны, в которой живут люди, а также от их типа хозяйства и социальной организации. Дело не только в том, что в мифах чукчей будут фигурировать кит и белый медведь, у нанайцев Амура — тигр, а где-нибудь в Полинезии — кокосовый краб. Дело еще и в том, что у народов с присваивающей экономикой и семейно-родовой организацией сами жанры фольклора будут иными, чем у плужных земледельцев, у которых уже сформировалась государственность и письменность. Фольклор первых принято называть архаическим, фольклор вторых — классическим. Наверное, вы удивитесь, но в архаическом фольклоре нет многих привычных для нас жанров — например, пословиц, анекдотов, волшебных сказок. Зато гораздо больше распространены этиологические мифы, повествующие о происхождении мира и всего сущего, а также всевозможные запреты и предписания — короткие тексты, в которых «упакованы» правила поведения в мире и социуме».
Автор анализирует два типа источников — вербальные (мифы, легенды) и визуальные (изображения на шаманских бубнах, предметы быта, рисунки, созданные по просьбе исследователей, археологические находки).
Из книги можно узнать, как разные народы Севера объясняли происхождение вселенной и ее устройство. Какие тайны мироздания можно открыть, посмотрев на шаманский бубен, откуда на луне пятна и как появились созвездия. Как связаны между собой Верхний, Средний и Нижний миры, кто их населяет, а кто является посредником между ними. Как в мифологии разных народов описываются процессы сотворения людей, животных и всего сущего. Кто подарил людям важные знания и законы.
А рассказ о мифологии дополняется историей освоения Севера, Сибири и Дальнего Востока. Читатели вспомнят имена великих русских путешественников и этнографов, узнают, как русские люди общались с местным населением и почему боялись его, чем интересен фольклор северных народов и как мифологические мотивы позволяют ученым заглянуть в прошлое нашей планеты.
В конце книги имеется список обширной библиографии на 81 работу и огромный список рекомендуемой автором литературы по теме.
Эта книга предназначена для всех, кто хочет получить цельное представление о традициях и верованиях северных народов и ценителей истории и мифологии.
Ольга Христофорова — антрополог, фольклорист, доктор филологических наук, автор более 200 работ по мифологии народов Севера.
Книга посвящена мифологии сорока северных народов России. Ольга Христофорова исследует жанры фольклора народов Севера и причины, по которым у разных народов и этнических групп формируются свои мифологические представления и ритуалы.
Автор рассказывает о теме книги в предисловии: «Фольклор в значительной степени зависит от ландшафтно-климатической зоны, в которой живут люди, а также от их типа хозяйства и социальной организации. Дело не только в том, что в мифах чукчей будут фигурировать кит и белый медведь, у нанайцев Амура — тигр, а где-нибудь в Полинезии — кокосовый краб. Дело еще и в том, что у народов с присваивающей экономикой и семейно-родовой организацией сами жанры фольклора будут иными, чем у плужных земледельцев, у которых уже сформировалась государственность и письменность. Фольклор первых принято называть архаическим, фольклор вторых — классическим. Наверное, вы удивитесь, но в архаическом фольклоре нет многих привычных для нас жанров — например, пословиц, анекдотов, волшебных сказок. Зато гораздо больше распространены этиологические мифы, повествующие о происхождении мира и всего сущего, а также всевозможные запреты и предписания — короткие тексты, в которых «упакованы» правила поведения в мире и социуме».
Автор анализирует два типа источников — вербальные (мифы, легенды) и визуальные (изображения на шаманских бубнах, предметы быта, рисунки, созданные по просьбе исследователей, археологические находки).
Из книги можно узнать, как разные народы Севера объясняли происхождение вселенной и ее устройство. Какие тайны мироздания можно открыть, посмотрев на шаманский бубен, откуда на луне пятна и как появились созвездия. Как связаны между собой Верхний, Средний и Нижний миры, кто их населяет, а кто является посредником между ними. Как в мифологии разных народов описываются процессы сотворения людей, животных и всего сущего. Кто подарил людям важные знания и законы.
А рассказ о мифологии дополняется историей освоения Севера, Сибири и Дальнего Востока. Читатели вспомнят имена великих русских путешественников и этнографов, узнают, как русские люди общались с местным населением и почему боялись его, чем интересен фольклор северных народов и как мифологические мотивы позволяют ученым заглянуть в прошлое нашей планеты.
В конце книги имеется список обширной библиографии на 81 работу и огромный список рекомендуемой автором литературы по теме.
Эта книга предназначена для всех, кто хочет получить цельное представление о традициях и верованиях северных народов и ценителей истории и мифологии.