Венедикт Ерофеев и о Венедикте Ерофееве: интервью, статьи, письма, документы

Олег Лекманов, Илья Симановский

Венедикт Ерофеев – одна из самых загадочных фигур в истории русской литературы. Широкому читателю, знакомому с ним по «Москве – Петушкам», может казаться, что Веничка из поэмы – это и есть настоящий Ерофеев. Но так ли это? Однозначного ответа не найдется ни в трудах его биографов, ни в мемуарах знакомых и друзей. Цель этого сборника – представить малоизвестные страницы биографии Ерофеева и дать срез самых показательных работ о его жизни и творчестве. Составители книги – Олег Лекманов, доктор филологических наук, профессор школы филологии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, и Илья Симановский, исследователь биографии и творчества Венедикта Ерофеева.

Венедикт Ерофеев – одна из самых загадочных фигур в истории русской литературы. Широкому читателю, знакомому с ним по «Москве – Петушкам», может казаться, что Веничка из поэмы – это и есть настоящий Ерофеев. Но так ли это? Однозначного ответа не найдется ни в трудах его биографов, ни в мемуарах знакомых и друзей. Цель этого сборника – представить малоизвестные страницы биографии Ерофеева и дать срез самых показательных работ о его жизни и творчестве. Составители книги – Олег Лекманов, доктор филологических наук, профессор школы филологии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, и Илья Симановский, исследователь биографии и творчества Венедикта Ерофеева.
Авторы - составители распределили материалы сборника по разделам таким образом, чтобы у читателя была возможность увидеть Венедикта Ерофеева  с разных сторон и в разной подсветке.
Первый раздел «Венедикт Ерофеев...»  составлен из нескольких набросков к ерофеевскому автопортрету. Открывается раздел автобиографией, написанной Ерофеевым в шестнадцатилетнем возрасте, а продолжается — расшифровкой его устного выступления на квартирном вечере у Александра Кривомазова и текстами пяти интервью писателя — Дафни Скиллен, Павлу Павликовскому, польским кинематографистам и Леониду Прудовскому (два интервью).
Второй раздел «...и...» включает документы из архива Орехово-Зуевского  педагогического  института,  в  котором  Ерофеев  учился  в  1959–1960  годах,  и  его  переписку.  В отправленных и полученных письмах автор «Москвы — Петушков» раскрывается сам и предстает увиденным глазами любивших его женщин — Валентины Ерофеевой, Галины Ерофеевой и Яны Щедриной, а также друзей и приятелей — Вадима Делоне, Ольги Седаковой, Михаила Генделева, Вадима Тихонова. Особняком стоит обмен письмами с переводчицей Эржебет Вари, в которых большей частью обсуждается текст «Москвы — Петушков». Подчас не менее интересный материал для историка литературы и читателя представляют приложения к некоторым письмам. Так, Ольга Седакова специально для сборника написала короткие воспоминания о своей попытке опубликовать в СССР «Цветочки святого Франциска Ассизского» (история, упоминаемая в ее письме к Ерофееву); кроме того, помещен в сборнике наиболее полный вариант наброска Вадима Тихонова к так и не написанному им тексту, посвященному дружбе с Венедиктом Ерофеевым. Бóльшая часть материалов первых двух разделов и бóльшая часть фотографий печатаются впервые. В комментариях и вступительных заметках к этим материалам приводятся отрывки из никогда не публиковавшихся интервью с друзьями и знакомыми Ерофеева.
В третьем разделе этого сборника («...о Венедикте Ерофееве»), автор «Москвы — Петушков» увиден глазами профессионально пишущих людей.  Раздел составлен из откликов на произведения Ерофеева известных писателей (Виктора Некрасова, Владимира Войновича, Татьяны Толстой, Зиновия Зиника, Виктора Пелевина и др.)  и статей критиков и литературоведов.  Некоторые из них уже успели стать филологической классикой, часть печатается впервые. Тексты расположены в хронологии их первых публикаций.  Составители сожалеют, что трудности с авторским правом не позволили включить в третий раздел все статьи западных исследователей о Ерофееве, которые первоначально планировались к публикации.  По той же причине невозможно было поместить в сборнике текст Сергея Довлатова о «Москве — Петушках».
Книга будет интересна всем тем, кто изучает и любит творчество Венедикта Ерофеева.

Венедикт Ерофеев – одна из самых загадочных фигур в истории русской литературы. Широкому читателю, знакомому с ним по «Москве – Петушкам», может казаться, что Веничка из поэмы – это и есть настоящий Ерофеев. Но так ли это? Однозначного ответа не найдется ни в трудах его биографов, ни в мемуарах знакомых и друзей. Цель этого сборника – представить малоизвестные страницы биографии Ерофеева и дать срез самых показательных работ о его жизни и творчестве. Составители книги – Олег Лекманов, доктор филологических наук, профессор школы филологии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, и Илья Симановский, исследователь биографии и творчества Венедикта Ерофеева.
Авторы - составители распределили материалы сборника по разделам таким образом, чтобы у читателя была возможность увидеть Венедикта Ерофеева  с разных сторон и в разной подсветке.
Первый раздел «Венедикт Ерофеев...»  составлен из нескольких набросков к ерофеевскому автопортрету. Открывается раздел автобиографией, написанной Ерофеевым в шестнадцатилетнем возрасте, а продолжается — расшифровкой его устного выступления на квартирном вечере у Александра Кривомазова и текстами пяти интервью писателя — Дафни Скиллен, Павлу Павликовскому, польским кинематографистам и Леониду Прудовскому (два интервью).
Второй раздел «...и...» включает документы из архива Орехово-Зуевского  педагогического  института,  в  котором  Ерофеев  учился  в  1959–1960  годах,  и  его  переписку.  В отправленных и полученных письмах автор «Москвы — Петушков» раскрывается сам и предстает увиденным глазами любивших его женщин — Валентины Ерофеевой, Галины Ерофеевой и Яны Щедриной, а также друзей и приятелей — Вадима Делоне, Ольги Седаковой, Михаила Генделева, Вадима Тихонова. Особняком стоит обмен письмами с переводчицей Эржебет Вари, в которых большей частью обсуждается текст «Москвы — Петушков». Подчас не менее интересный материал для историка литературы и читателя представляют приложения к некоторым письмам. Так, Ольга Седакова специально для сборника написала короткие воспоминания о своей попытке опубликовать в СССР «Цветочки святого Франциска Ассизского» (история, упоминаемая в ее письме к Ерофееву); кроме того, помещен в сборнике наиболее полный вариант наброска Вадима Тихонова к так и не написанному им тексту, посвященному дружбе с Венедиктом Ерофеевым. Бóльшая часть материалов первых двух разделов и бóльшая часть фотографий печатаются впервые. В комментариях и вступительных заметках к этим материалам приводятся отрывки из никогда не публиковавшихся интервью с друзьями и знакомыми Ерофеева.
В третьем разделе этого сборника («...о Венедикте Ерофееве»), автор «Москвы — Петушков» увиден глазами профессионально пишущих людей.  Раздел составлен из откликов на произведения Ерофеева известных писателей (Виктора Некрасова, Владимира Войновича, Татьяны Толстой, Зиновия Зиника, Виктора Пелевина и др.)  и статей критиков и литературоведов.  Некоторые из них уже успели стать филологической классикой, часть печатается впервые. Тексты расположены в хронологии их первых публикаций.  Составители сожалеют, что трудности с авторским правом не позволили включить в третий раздел все статьи западных исследователей о Ерофееве, которые первоначально планировались к публикации.  По той же причине невозможно было поместить в сборнике текст Сергея Довлатова о «Москве — Петушках».
Книга будет интересна всем тем, кто изучает и любит творчество Венедикта Ерофеева.