Денди: мода. Литература. Стиль жизни
Ольга Вайнштейн
Ольга Борисовна Вайнштейн — доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований им. Е. М. Мелетинского при РГГУ. Значительная часть её исследований посвящена проблематике зрения, телесности, костюма, теме одежды как текста ("dress codes"). Особое место в ее работах занимает дендизм как мода, эстетика и стиль жизни, кодекс поведения в европейской культуре XIX—XX веков.
Книга Ольги Вайнштейн – об истории дендизма, её главный герой – денди, харизматический модник со всеми своими причудами и обыкновениями.
Какие ассоциации может вызвать сейчас слово «денди»? Воображение сразу рисует картинку: элегантный мужчина, безупречный костюм, возможно, смокинг, галстук—бабочка, дорогая курительная трубка, ленивые отточенные движения, презрительная улыбка... Значит ли это, что дендизм — прежде всего мода, поза и стиль изысканной жизни?
Труд Вайнштейн является почти детективной попыткой автора отыскать более или менее конструктивное определение «дендизма». Ради этого Вайнштейн проделывает обстоятельный экскурс в додендистские времена, к Алкивиаду и «мюскаденам», а затем нападает на след первого из денди — великого Джорджа Брайана Браммелла, «самого знаменитого денди всех времен и народов», которому на сломе XVIII–XIX веков «подражал всеми силами каждый второй молодой аристократ». Также среди главных героев книги – французские щеголи граф д’Орсе, Барбе Д’Оревильи и Шарль Бодлер, декаденты Оскар Уайльд и граф Робер де Монтескье. Европейский дендизм впервые предстает как отчетливая культурная традиция, подразумевающая не только модный костюм, но и повседневный стиль жизни, изысканную манеру поведения, специальные техники тела и тайную харизму.
В погоне за сутью дендизма Вайнштейн исследует дендистскую литературу, историю парфюмерии, вопросы гендерной теории в применении к дендизму и старательно демонстрирует, что понятие «денди» никаким образом не поддается стандартизации. В книге подробно рассказывается об английских клубах и джентльменских розыгрышах, о городском фланировании и «оптических дуэлях», о светских приемах и виртуальном аристократизме. Особый раздел посвящен истории российского дендизма и отечественным стилягам, всегда находившегося под прицелом некоторого презрения — всегда, даже в лучшие свои годы, немного «недо-дендизма», как если бы русским денди не хватало роста, чтобы смотреть чуть свысока не только на весь мир, но и на свой собственный дендизм, на себя самих. О сегодняшних российских денди речь у Вайнштейн не идет — последними упомянутыми ею представителями этого сложного племени в наших краях оказываются советские стиляги, частью истребленные, частью сдавшиеся добровольно.
Слово «денди» до сих пор сохраняет неизъяснимый оттенок таинственного шарма, а сами денди видятся нам эксцентричными эстетами, творцами гениальных причуд. Но кого можно назвать современным денди? Как возник современный канон мужской элегантности? Зачем денди выводили на прогулку черепашек? Об этих серьезных, а порой и забавных вещах Вы узнаете, прочитав книгу Ольги Вайнштейн «Денди».
Ольга Борисовна Вайнштейн — доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований им. Е. М. Мелетинского при РГГУ. Значительная часть её исследований посвящена проблематике зрения, телесности, костюма, теме одежды как текста ("dress codes"). Особое место в ее работах занимает дендизм как мода, эстетика и стиль жизни, кодекс поведения в европейской культуре XIX—XX веков.
Книга Ольги Вайнштейн – об истории дендизма, её главный герой – денди, харизматический модник со всеми своими причудами и обыкновениями.
Какие ассоциации может вызвать сейчас слово «денди»? Воображение сразу рисует картинку: элегантный мужчина, безупречный костюм, возможно, смокинг, галстук—бабочка, дорогая курительная трубка, ленивые отточенные движения, презрительная улыбка... Значит ли это, что дендизм — прежде всего мода, поза и стиль изысканной жизни?
Труд Вайнштейн является почти детективной попыткой автора отыскать более или менее конструктивное определение «дендизма». Ради этого Вайнштейн проделывает обстоятельный экскурс в додендистские времена, к Алкивиаду и «мюскаденам», а затем нападает на след первого из денди — великого Джорджа Брайана Браммелла, «самого знаменитого денди всех времен и народов», которому на сломе XVIII–XIX веков «подражал всеми силами каждый второй молодой аристократ». Также среди главных героев книги – французские щеголи граф д’Орсе, Барбе Д’Оревильи и Шарль Бодлер, декаденты Оскар Уайльд и граф Робер де Монтескье. Европейский дендизм впервые предстает как отчетливая культурная традиция, подразумевающая не только модный костюм, но и повседневный стиль жизни, изысканную манеру поведения, специальные техники тела и тайную харизму.
В погоне за сутью дендизма Вайнштейн исследует дендистскую литературу, историю парфюмерии, вопросы гендерной теории в применении к дендизму и старательно демонстрирует, что понятие «денди» никаким образом не поддается стандартизации. В книге подробно рассказывается об английских клубах и джентльменских розыгрышах, о городском фланировании и «оптических дуэлях», о светских приемах и виртуальном аристократизме. Особый раздел посвящен истории российского дендизма и отечественным стилягам, всегда находившегося под прицелом некоторого презрения — всегда, даже в лучшие свои годы, немного «недо-дендизма», как если бы русским денди не хватало роста, чтобы смотреть чуть свысока не только на весь мир, но и на свой собственный дендизм, на себя самих. О сегодняшних российских денди речь у Вайнштейн не идет — последними упомянутыми ею представителями этого сложного племени в наших краях оказываются советские стиляги, частью истребленные, частью сдавшиеся добровольно.
Слово «денди» до сих пор сохраняет неизъяснимый оттенок таинственного шарма, а сами денди видятся нам эксцентричными эстетами, творцами гениальных причуд. Но кого можно назвать современным денди? Как возник современный канон мужской элегантности? Зачем денди выводили на прогулку черепашек? Об этих серьезных, а порой и забавных вещах Вы узнаете, прочитав книгу Ольги Вайнштейн «Денди».