"Товарищ Керенский": антимонархическая революция и формирование культа "вождя народа" март-июнь 1917 года

Борис Колоницкий

Борис Иванович Колоницкий — советский и российский историк, специалист по истории революции 1917 года в России. Профессор факультета истории Европейского университета в Санкт-Петербурге, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН.

Борис Иванович Колоницкий — советский и российский историк, специалист по истории революции 1917 года в России. Профессор факультета истории Европейского университета в Санкт-Петербурге, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН.
Историческое исследование Бориса Колоницкого «Товарищ Керенский» посвящено одной из главных фигур Февральской революции в России. «Товарищ Керенский? Нет, для толпы нет товарища, пред нею был вчера бог, кумир, неприкосновенный фетиш, ниспосланный небом для спасения России», — писал журналист-современник об одном из выступлений революционного вождя.
Трудно даже представить, насколько популярен был весной 1917 года Александр Федорович Керенский. политик, которого при советской власти изображали исключительно в карикатурном образе, бегущим из Зимнего дворца в женском платье. Еще интереснее, что культ личности Керенского, который отчасти возник стихийно, но при этом вполне осознанно создавался лидером Временного правительства и его окружением, предвосхитил культы личности советских вождей — Ленина и Сталина.
Автор пишет во вступлении: «Над этим проектом я стал задумываться еще в середине 1980-х годов. Сами источники по истории революции подталкивали меня к этому. Я был поражен тем, насколько восторженный язык описания революционных лидеров в 1917 году предвосхищал восхваления советских вождей в 1930-е годы, и это никак нельзя было объяснить принуждением. Сильное впечатление на меня произвела и «Синяя книга» Зинаиды Гиппиус: этот текст, в основу которого легли и дневник автора, и другие источники, отражал динамику отношения части интеллигенции к Керенскому. Я был поражен тем, что люди, сами активно и креативно участвовавшие в создании культа вождя-спасителя весной 1917 года, уже осенью считали именно выдвинутого ими лидера главным, а иногда и единственным виновником углубления политического кризиса, не осознавая своей собственной ответственности за действия своего избранника».
Данная книга посвящена прежде всего политической культуре революции, она не претендует на создание новой биографии Керенского. В настоящем исследовании предметом изучения будет «культ Керенского» – тактики укрепления и ниспровержения его авторитета, культурные формы репрезентации этого политика и их восприятие. Соответственно, рассматриваются тексты и визуальные образы, символические жесты и ритуалы, с помощью которых создавались разнообразные, порой противостоящие друг другу образы вождя. Выбор объекта исследования обусловлен тем авторитетом, которым этот политик первоначально обладал.
Каким образом, с помощью каких приемов укреплялся (и ослаблялся) авторитет Керенского в марте – июне 1917 года? Какие культурные формы его авторитет принимал, какая тактика при этом использовалась? Какие фазы прошел данный процесс? Как особенности политической борьбы в марте – июне 1917 года влияли на различные проекты легитимации/делегитимации Керенского? Какие силы и какие интересы за этим стояли?
Об этом книга историка Бориса Колоницкого «Товарищ Керенский», которая вышла в серии «Historia Rossica».

Борис Иванович Колоницкий — советский и российский историк, специалист по истории революции 1917 года в России. Профессор факультета истории Европейского университета в Санкт-Петербурге, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН.
Историческое исследование Бориса Колоницкого «Товарищ Керенский» посвящено одной из главных фигур Февральской революции в России. «Товарищ Керенский? Нет, для толпы нет товарища, пред нею был вчера бог, кумир, неприкосновенный фетиш, ниспосланный небом для спасения России», — писал журналист-современник об одном из выступлений революционного вождя.
Трудно даже представить, насколько популярен был весной 1917 года Александр Федорович Керенский. политик, которого при советской власти изображали исключительно в карикатурном образе, бегущим из Зимнего дворца в женском платье. Еще интереснее, что культ личности Керенского, который отчасти возник стихийно, но при этом вполне осознанно создавался лидером Временного правительства и его окружением, предвосхитил культы личности советских вождей — Ленина и Сталина.
Автор пишет во вступлении: «Над этим проектом я стал задумываться еще в середине 1980-х годов. Сами источники по истории революции подталкивали меня к этому. Я был поражен тем, насколько восторженный язык описания революционных лидеров в 1917 году предвосхищал восхваления советских вождей в 1930-е годы, и это никак нельзя было объяснить принуждением. Сильное впечатление на меня произвела и «Синяя книга» Зинаиды Гиппиус: этот текст, в основу которого легли и дневник автора, и другие источники, отражал динамику отношения части интеллигенции к Керенскому. Я был поражен тем, что люди, сами активно и креативно участвовавшие в создании культа вождя-спасителя весной 1917 года, уже осенью считали именно выдвинутого ими лидера главным, а иногда и единственным виновником углубления политического кризиса, не осознавая своей собственной ответственности за действия своего избранника».
Данная книга посвящена прежде всего политической культуре революции, она не претендует на создание новой биографии Керенского. В настоящем исследовании предметом изучения будет «культ Керенского» – тактики укрепления и ниспровержения его авторитета, культурные формы репрезентации этого политика и их восприятие. Соответственно, рассматриваются тексты и визуальные образы, символические жесты и ритуалы, с помощью которых создавались разнообразные, порой противостоящие друг другу образы вождя. Выбор объекта исследования обусловлен тем авторитетом, которым этот политик первоначально обладал.
Каким образом, с помощью каких приемов укреплялся (и ослаблялся) авторитет Керенского в марте – июне 1917 года? Какие культурные формы его авторитет принимал, какая тактика при этом использовалась? Какие фазы прошел данный процесс? Как особенности политической борьбы в марте – июне 1917 года влияли на различные проекты легитимации/делегитимации Керенского? Какие силы и какие интересы за этим стояли?
Об этом книга историка Бориса Колоницкого «Товарищ Керенский», которая вышла в серии «Historia Rossica».