Мифологические сказки и исторические предания нганасан.
Нганасаны живут в Дудинском и Хатангском районах Таймырского национального округа Красноярского края. В недавнем прошлом, когда нганасаны на лето откочевывали в глубь полуострова Таймыр, они были самым северным народом Евразии.
Всю свою творческую жизнь составитель сборника Борис Осипович Долгих посвятил изучению народов Сибири. Особенно его интересовали народы самодийской языковой группы — энцы и нганасаны. Основной темой его исследований был этногенез народов Севера, родовой и племенной состав народов Сибири к приходу русских в XVII в., эволюция родоплеменной структуры. Он - автор пяти монографий и более 70 научных статей, посвященных проблемам истории и этнографии Сибири.
В своих исследованиях Борис Осипович широко использовал фольклор народов Севера. Интерес к фольклору у него проявился очень давно: в 1938 г. выходит книга «Легенды и сказки нганасан», в 1961 г. был выпущен сборник «Мифологические сказки и исторические предания энцев», а в 1962 г.— «Бытовые рассказы энцев». Настоящая книга продолжает эту серию работ Б. О. Долгих. Сборник нганасанских сказок и преданий дает представление о сложных этногенетических процессах на Крайнем Севере, о древнейшей мифологии и религиозных верованиях северо - азиатских аборигенов. Почти все тексты, вошедшие в сборник, записаны Б. О. Долгих. Следует подчеркнуть, что все тексты рассказывались нганасанами по-русски и поэтому, естественно, имеют ряд отклонений от норм современного русского языка.
Свой фольклор сами нганасаны делят на две большие части: ситаби — героические поэмы о богатырях и дюрумэ, куда входят все остальные прозаические жанры. Подавляющее большинство текстов книги относится к той части фольклора нганасан, которую они называют дюрумэ.
В настоящий сборник включены записи о происхождении земли и жизни на ней, первых людях и мифических народах, записи о сверхъестественных существах и взаимоотношениях с ними, а также те рассказы о шаманах, которые дают материал по истории развития первобытных верований. Все эти рассказы и сказки мифологического характера выделены в особый раздел «Мифологические сказки». Во второй раздел «Исторические предания» включены исторические и этногенетические предания нганасан, в том числе и предания, примыкающие к Оленекскому хосунному эпосу.
Тексты предваряет содержательный исследовательский очерк покойного ученого о нганасанах, их происхождении, этнической истории, современном быте и основных жанрах их фольклора. Этот очерк — итог многолетней работы этнографа.
Настоящая публикация этого фольклора ставит перед собой задачу ознакомить с творчеством нганасан лиц, интересующихся историей развития фольклора, этнографов и историков.
Нганасаны живут в Дудинском и Хатангском районах Таймырского национального округа Красноярского края. В недавнем прошлом, когда нганасаны на лето откочевывали в глубь полуострова Таймыр, они были самым северным народом Евразии.
Всю свою творческую жизнь составитель сборника Борис Осипович Долгих посвятил изучению народов Сибири. Особенно его интересовали народы самодийской языковой группы — энцы и нганасаны. Основной темой его исследований был этногенез народов Севера, родовой и племенной состав народов Сибири к приходу русских в XVII в., эволюция родоплеменной структуры. Он - автор пяти монографий и более 70 научных статей, посвященных проблемам истории и этнографии Сибири.
В своих исследованиях Борис Осипович широко использовал фольклор народов Севера. Интерес к фольклору у него проявился очень давно: в 1938 г. выходит книга «Легенды и сказки нганасан», в 1961 г. был выпущен сборник «Мифологические сказки и исторические предания энцев», а в 1962 г.— «Бытовые рассказы энцев». Настоящая книга продолжает эту серию работ Б. О. Долгих. Сборник нганасанских сказок и преданий дает представление о сложных этногенетических процессах на Крайнем Севере, о древнейшей мифологии и религиозных верованиях северо - азиатских аборигенов. Почти все тексты, вошедшие в сборник, записаны Б. О. Долгих. Следует подчеркнуть, что все тексты рассказывались нганасанами по-русски и поэтому, естественно, имеют ряд отклонений от норм современного русского языка.
Свой фольклор сами нганасаны делят на две большие части: ситаби — героические поэмы о богатырях и дюрумэ, куда входят все остальные прозаические жанры. Подавляющее большинство текстов книги относится к той части фольклора нганасан, которую они называют дюрумэ.
В настоящий сборник включены записи о происхождении земли и жизни на ней, первых людях и мифических народах, записи о сверхъестественных существах и взаимоотношениях с ними, а также те рассказы о шаманах, которые дают материал по истории развития первобытных верований. Все эти рассказы и сказки мифологического характера выделены в особый раздел «Мифологические сказки». Во второй раздел «Исторические предания» включены исторические и этногенетические предания нганасан, в том числе и предания, примыкающие к Оленекскому хосунному эпосу.
Тексты предваряет содержательный исследовательский очерк покойного ученого о нганасанах, их происхождении, этнической истории, современном быте и основных жанрах их фольклора. Этот очерк — итог многолетней работы этнографа.
Настоящая публикация этого фольклора ставит перед собой задачу ознакомить с творчеством нганасан лиц, интересующихся историей развития фольклора, этнографов и историков.