Деятельность протоиерея Григория Слепцова в Среднеколымском комиссарстве

Мария Старостина

Как известно, до 1917 г. в России православие было государственной религией.  Еще Петр I издал указ о христианизации всех иноверцев Сибири. Было время, когда православные миссионеры и все служители христианской веры вели неустанную работу в обращении «идолопоклонников» в христианство во всех уголках Якутии.  Перед ними стояла задача насильно сломать, искоренить язычество - религию местных жителей. Нет сомнения, что это была борьба двух непримиримых сторон, повлекшая за собой чрезвычайно трудный процесс изменения духовного мира и всех сторон жизни иноверцев-язычников.

Как известно, до 1917 г. в России православие было государственной религией.  Еще Петр I издал указ о христианизации всех иноверцев Сибири. Было время, когда православные миссионеры и все служители христианской веры вели неустанную работу в обращении «идолопоклонников» в христианство во всех уголках Якутии.  Перед ними стояла задача насильно сломать, искоренить язычество - религию местных жителей. Нет сомнения, что это была борьба двух непримиримых сторон, повлекшая за собой чрезвычайно трудный процесс изменения духовного мира и всех сторон жизни иноверцев-язычников.
Исследование кандидата исторических наук Старостиной Марии Ивановны посвящено деятельности известного веропроповедника Григория Слепцова (1754 - 1817) в Среднеколымском комиссарстве, где он состоял во главе Якутской духовной миссии, целью которой было крещение чукчей и склонение их в российское подданство, а также утверждение христианства у новокрещеных «инородцев». В конце XVIII и начале XIX вв. протоиерей и проповедник Григорий Слепцов был одним из миссионеров, достигших больших успехов в христианизации иноверцев Якутии, особенно якутов.  Он также известен как зачинатель Колымско-Чукотской миссии, просуществовавшей более века. Успешный опыт христианизации якутского населения протоиереем и проповедником Григорием Слепцовым, хорошо знающим якутский язык, несомненно, был принят последующим поколением православных миссионеров и других священнослужителей. Более того, пример протоиерея Г.А. Слепцова, безусловно, способствовал появлению первых церковных книг на якутском и других языках «инородцев».
Деятельность проповедника Г. Слепцова высоко оценил «высокопреосвященнейший историк» Филарет, исследователь миссионерства Сумароков, епископ якутский и вилюйский Дионисий и другие. Напротив, некоторые считали протоиерея Г. Слепцова пройдохой, человеком, не признающим над собою никакой власти, заносчивым, разъезжавшим по Якутскому краю для надувательства и обирания доверчивых инородцев.
На основании новых архивных документов автор дает оценку действий проповедника, существенно отличающуюся от ставшей традиционной апологетики «якутского апостола», заставляет усомниться в устоявшихся стереотипах, позволяет шире взглянуть на проблему христианизации народов Сибири. В работе присутствует ценный материал, иллюстрирующий характер взаимоотношений местных светской и духовной властей. Автор также приводит свидетельства о степени проникновения православия в быт и культуру коренных народов, что до сих пор является недостаточно изученным и дискуссионным вопросом.
Книга рассчитана для исследователей и всех, кто интересуется историей края.

Как известно, до 1917 г. в России православие было государственной религией.  Еще Петр I издал указ о христианизации всех иноверцев Сибири. Было время, когда православные миссионеры и все служители христианской веры вели неустанную работу в обращении «идолопоклонников» в христианство во всех уголках Якутии.  Перед ними стояла задача насильно сломать, искоренить язычество - религию местных жителей. Нет сомнения, что это была борьба двух непримиримых сторон, повлекшая за собой чрезвычайно трудный процесс изменения духовного мира и всех сторон жизни иноверцев-язычников.
Исследование кандидата исторических наук Старостиной Марии Ивановны посвящено деятельности известного веропроповедника Григория Слепцова (1754 - 1817) в Среднеколымском комиссарстве, где он состоял во главе Якутской духовной миссии, целью которой было крещение чукчей и склонение их в российское подданство, а также утверждение христианства у новокрещеных «инородцев». В конце XVIII и начале XIX вв. протоиерей и проповедник Григорий Слепцов был одним из миссионеров, достигших больших успехов в христианизации иноверцев Якутии, особенно якутов.  Он также известен как зачинатель Колымско-Чукотской миссии, просуществовавшей более века. Успешный опыт христианизации якутского населения протоиереем и проповедником Григорием Слепцовым, хорошо знающим якутский язык, несомненно, был принят последующим поколением православных миссионеров и других священнослужителей. Более того, пример протоиерея Г.А. Слепцова, безусловно, способствовал появлению первых церковных книг на якутском и других языках «инородцев».
Деятельность проповедника Г. Слепцова высоко оценил «высокопреосвященнейший историк» Филарет, исследователь миссионерства Сумароков, епископ якутский и вилюйский Дионисий и другие. Напротив, некоторые считали протоиерея Г. Слепцова пройдохой, человеком, не признающим над собою никакой власти, заносчивым, разъезжавшим по Якутскому краю для надувательства и обирания доверчивых инородцев.
На основании новых архивных документов автор дает оценку действий проповедника, существенно отличающуюся от ставшей традиционной апологетики «якутского апостола», заставляет усомниться в устоявшихся стереотипах, позволяет шире взглянуть на проблему христианизации народов Сибири. В работе присутствует ценный материал, иллюстрирующий характер взаимоотношений местных светской и духовной властей. Автор также приводит свидетельства о степени проникновения православия в быт и культуру коренных народов, что до сих пор является недостаточно изученным и дискуссионным вопросом.
Книга рассчитана для исследователей и всех, кто интересуется историей края.