Путешествие писателя: мифологические структуры в литературе и кино

Кристофер Воглер

Кристофер Воглер (родился в 1949 году) - признанный мастер сценарного дела, консультирует сотрудников ведущих голливудских студий, проводит мастер-классы по всему миру.

Кристофер Воглер (родился в 1949 году) - признанный мастер сценарного дела, консультирует сотрудников ведущих голливудских студий, проводит мастер-классы по всему миру.
В основе любой увлекательной истории лежит путешествие героя: внутреннее или внешнее. Эта идея стала путеводной звездой для Кристофера Воглера, когда, работая в сценарном отделе диснеевской студии, он проверял на практике действенность мифологических схем, описанных в знаменитом труде Кэмпбелла «Тысячеликий герой».  На основе работ Кэмпбелла Кристофер Воглер создал свою легендарную семистраничную заметку для голливудских сценаристов "Практическое руководство по герою с тысячью лицами". Позже Воглер дополнил и развил свою заметку в книге "Путешествие писателя: мифическая структура для писателей".
«Путешествие писателя» – главный труд Кристофера Воглера, работу над которым он не прекращает вот уже четверть века. Это уже третье издание, в очередной раз дополненное, исправленное и откорректированное, приведённое в соответствие с новыми веяниями. Первый вариант книги вышел в 1992-м году, второй – в 1998-м, третий – в 2007-м. В книге есть информация из множества различных областей – психологии, философии, истории, мифологии, фольклорных исследований. Он с уважением рассказывает об исследователях, трудами которых пользовался при разработке своей методики. Среди них: Карл Юнг, Джозеф Кэмпбелл, Владимир Пропп, Роберт Джонсон, и многие другие авторы.
Книга Воглера разделена на две части: «Архетипы» и «Стадии путешествия». Отталкиваясь от концепции Юнга о коллективном бессознательном, Кэмпбелл и Воглер пришли к выводу о том, что архетипы окружают людей повсюду. Архетипов довольно много: сам Герой, Наставник, Вестник, Оборотень, Тень, Союзник и Плут. Кто именно является этими архетипами, и может ли один герой объединять несколько типов в разные моменты повествования — обо всем этом и пишет автор в первой части книги.
Вторая часть рассказывает про стадии путешествия Героя: его обыденный мир, зов к приключениям, встречу с наставником, и далее, до кульминации, победы и возвращения домой. Всего 12 стадий путешествий.
Каждая глава заканчивается блоком для практической работы, состоящим из конкретных вопросов, относящихся к изучаемой теме. В конце книги в качестве примера Воглер делает небольшой разбор фильмов «Титаник», «Криминальное чтиво», «Мужской стриптиз» и «Король Лев», наглядно демонстрируя, что разработанная им схема универсальна, и ею можно пользоваться при создании совершенно разных по смыслу, стилю и концептуальному решению картин.
Конечно, изложенные в книге «Путешествие писателя» приёмы и правила можно и нарушать, но для этого нужно эти самые правила знать. Книга Воглера входит в список обязательной литературы для всех, кто занимается кино, а лекции и семинары посещают кинодеятели и писатели из разных стран.
В конце книги Кристофер Воглер советует: «Окинув прощальным взглядом лес и горы, выпустившие меня из своих челюстей, я понял: фраза «Доверься тропе» — настоящий подарок. Теперь я хочу поделиться им с вами. Если вы потерялись и находитесь в смятении, просто идите по дороге, которую выбрали или которая выбрала вас. По вашему пути — пути писателя или сценариста — уже прошли многие. Вы не первый и не последний. То, как вы воспринимаете свое творчество, какой опыт в него вкладываете, уникально, но и это часть некоего всеобъемлющего целого — долгой традиции, уходящей корнями в истоки рода человеческого».

Кристофер Воглер (родился в 1949 году) - признанный мастер сценарного дела, консультирует сотрудников ведущих голливудских студий, проводит мастер-классы по всему миру.
В основе любой увлекательной истории лежит путешествие героя: внутреннее или внешнее. Эта идея стала путеводной звездой для Кристофера Воглера, когда, работая в сценарном отделе диснеевской студии, он проверял на практике действенность мифологических схем, описанных в знаменитом труде Кэмпбелла «Тысячеликий герой».  На основе работ Кэмпбелла Кристофер Воглер создал свою легендарную семистраничную заметку для голливудских сценаристов "Практическое руководство по герою с тысячью лицами". Позже Воглер дополнил и развил свою заметку в книге "Путешествие писателя: мифическая структура для писателей".
«Путешествие писателя» – главный труд Кристофера Воглера, работу над которым он не прекращает вот уже четверть века. Это уже третье издание, в очередной раз дополненное, исправленное и откорректированное, приведённое в соответствие с новыми веяниями. Первый вариант книги вышел в 1992-м году, второй – в 1998-м, третий – в 2007-м. В книге есть информация из множества различных областей – психологии, философии, истории, мифологии, фольклорных исследований. Он с уважением рассказывает об исследователях, трудами которых пользовался при разработке своей методики. Среди них: Карл Юнг, Джозеф Кэмпбелл, Владимир Пропп, Роберт Джонсон, и многие другие авторы.
Книга Воглера разделена на две части: «Архетипы» и «Стадии путешествия». Отталкиваясь от концепции Юнга о коллективном бессознательном, Кэмпбелл и Воглер пришли к выводу о том, что архетипы окружают людей повсюду. Архетипов довольно много: сам Герой, Наставник, Вестник, Оборотень, Тень, Союзник и Плут. Кто именно является этими архетипами, и может ли один герой объединять несколько типов в разные моменты повествования — обо всем этом и пишет автор в первой части книги.
Вторая часть рассказывает про стадии путешествия Героя: его обыденный мир, зов к приключениям, встречу с наставником, и далее, до кульминации, победы и возвращения домой. Всего 12 стадий путешествий.
Каждая глава заканчивается блоком для практической работы, состоящим из конкретных вопросов, относящихся к изучаемой теме. В конце книги в качестве примера Воглер делает небольшой разбор фильмов «Титаник», «Криминальное чтиво», «Мужской стриптиз» и «Король Лев», наглядно демонстрируя, что разработанная им схема универсальна, и ею можно пользоваться при создании совершенно разных по смыслу, стилю и концептуальному решению картин.
Конечно, изложенные в книге «Путешествие писателя» приёмы и правила можно и нарушать, но для этого нужно эти самые правила знать. Книга Воглера входит в список обязательной литературы для всех, кто занимается кино, а лекции и семинары посещают кинодеятели и писатели из разных стран.
В конце книги Кристофер Воглер советует: «Окинув прощальным взглядом лес и горы, выпустившие меня из своих челюстей, я понял: фраза «Доверься тропе» — настоящий подарок. Теперь я хочу поделиться им с вами. Если вы потерялись и находитесь в смятении, просто идите по дороге, которую выбрали или которая выбрала вас. По вашему пути — пути писателя или сценариста — уже прошли многие. Вы не первый и не последний. То, как вы воспринимаете свое творчество, какой опыт в него вкладываете, уникально, но и это часть некоего всеобъемлющего целого — долгой традиции, уходящей корнями в истоки рода человеческого».