Солдат империи. Генерал М.И. Драгомиров. Реформатор. Учитель.

Станислав Юдин

В последнее время среди отечественных историков отмечается повышенный интерес к военным реформам, проводившимся в России во второй половине XIX в. Это обстоятельство способствовало появлению биографических исследований жизни и деятельности военных и государственных деятелей того периода. В этом ряду биографических исследований необходимо обратить внимание на книгу российского историка Станислава Сергеевича Юдина «Солдат империи. Генерал М.И. Драгомиров. Реформатор. Учитель. Военачальник».  Книга получилась не только о герое, но и о времени. Драгомиров находился в самом центре военных реформ эпохи Александра II.

В последнее время среди отечественных историков отмечается повышенный интерес к военным реформам, проводившимся в России во второй половине XIX в. Это обстоятельство способствовало появлению биографических исследований жизни и деятельности военных и государственных деятелей того периода. В этом ряду биографических исследований необходимо обратить внимание на книгу российского историка Станислава Сергеевича Юдина «Солдат империи. Генерал М.И. Драгомиров. Реформатор. Учитель. Военачальник».  Книга получилась не только о герое, но и о времени. Драгомиров находился в самом центре военных реформ эпохи Александра II.
Через призму личности М.И. Драгомирова автор рассмотрел широкий исторический фон, осветил социальные и политические события в России и Европе второй половины XIX в., порядки и настроения, царившие в российском обществе и военной среде того периода. При этом автор не ограничился только изучением военно-государственной и полководческой деятельности генерала Драгомирова. Он показал читателю генерала как многогранную, разностороннюю личность, которой не чужды были прогрессивные взгляды.
Ознакомившись с биографией М.И. Драгомирова, мы можем сформировать представление об облике русского офицерства и генералитета эпохи Александровских реформ 1860-х – 1870-х годов. В свою очередь, это позволяет понять мотивы поступков большинства представителей русской военной элиты в годы Первой мировой войны, в ходе революционных событий 1917 года и Гражданской войны. Многие из них в своё время были либо учениками, либо подчинёнными М.И. Драгомирова.
Автор при работе над книгой привлек широкий массив документов из различных отечественных и зарубежных архивов, прежде всего, Российского государственного военно-исторического архива и Государственного архива Российской Федерации, Государственного исторического музея, Отдела рукописей Российской Государственной библиотеки, Дома русского зарубежья, Исторической службы Сухопутных войск Франции. Большинство из них публикуются впервые.
Другой положительной особенностью книги является использование большого пласта источников личного происхождения. Несмотря на субъективный характер, который носит мемуарная литература, автор смог подобрать и проанализировать их таким образом, чтобы наиболее объективно и всесторонне осветить личность и деятельность генерала М.И. Драгомирова. Станислав Сергеевич подчёркивает, что М.И. Драгомиров сумел заложить основы военной педагогики и военной психологии: «… развить его (солдата) ум и добиться сознательности исполнения обязанностей … максимально облегчить рекруту переход к солдатскому быту, … объём и характер … обучения строго сообразовать с тем, что ожидать от солдата на войне».
Книга будет интересна не только для историков и любителей, интересующихся отечественной и военной историей, но также может быть использована при подготовке и воспитании военных специалистов.
Данная книга получена в дар от Регионального отделения общероссийской
общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество» в Республике Саха (Якутия)

В последнее время среди отечественных историков отмечается повышенный интерес к военным реформам, проводившимся в России во второй половине XIX в. Это обстоятельство способствовало появлению биографических исследований жизни и деятельности военных и государственных деятелей того периода. В этом ряду биографических исследований необходимо обратить внимание на книгу российского историка Станислава Сергеевича Юдина «Солдат империи. Генерал М.И. Драгомиров. Реформатор. Учитель. Военачальник».  Книга получилась не только о герое, но и о времени. Драгомиров находился в самом центре военных реформ эпохи Александра II.
Через призму личности М.И. Драгомирова автор рассмотрел широкий исторический фон, осветил социальные и политические события в России и Европе второй половины XIX в., порядки и настроения, царившие в российском обществе и военной среде того периода. При этом автор не ограничился только изучением военно-государственной и полководческой деятельности генерала Драгомирова. Он показал читателю генерала как многогранную, разностороннюю личность, которой не чужды были прогрессивные взгляды.
Ознакомившись с биографией М.И. Драгомирова, мы можем сформировать представление об облике русского офицерства и генералитета эпохи Александровских реформ 1860-х – 1870-х годов. В свою очередь, это позволяет понять мотивы поступков большинства представителей русской военной элиты в годы Первой мировой войны, в ходе революционных событий 1917 года и Гражданской войны. Многие из них в своё время были либо учениками, либо подчинёнными М.И. Драгомирова.
Автор при работе над книгой привлек широкий массив документов из различных отечественных и зарубежных архивов, прежде всего, Российского государственного военно-исторического архива и Государственного архива Российской Федерации, Государственного исторического музея, Отдела рукописей Российской Государственной библиотеки, Дома русского зарубежья, Исторической службы Сухопутных войск Франции. Большинство из них публикуются впервые.
Другой положительной особенностью книги является использование большого пласта источников личного происхождения. Несмотря на субъективный характер, который носит мемуарная литература, автор смог подобрать и проанализировать их таким образом, чтобы наиболее объективно и всесторонне осветить личность и деятельность генерала М.И. Драгомирова. Станислав Сергеевич подчёркивает, что М.И. Драгомиров сумел заложить основы военной педагогики и военной психологии: «… развить его (солдата) ум и добиться сознательности исполнения обязанностей … максимально облегчить рекруту переход к солдатскому быту, … объём и характер … обучения строго сообразовать с тем, что ожидать от солдата на войне».
Книга будет интересна не только для историков и любителей, интересующихся отечественной и военной историей, но также может быть использована при подготовке и воспитании военных специалистов.
Данная книга получена в дар от Регионального отделения общероссийской
общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество» в Республике Саха (Якутия)