Горнозаводская цивилизация

Алексей Иванов

Алексей Иванов – культуролог, автор романов «Географ глобус пропил», «Золото бунта», «Блуда и МУДО» и др., продолжает начатое в книге «Хребет России» исследование уральской горнозаводской идентичности.

Алексей Иванов – культуролог, автор романов «Географ глобус пропил», «Золото бунта», «Блуда и МУДО» и др., продолжает начатое в книге «Хребет России» исследование уральской горнозаводской идентичности.
Термин «горнозаводская цивилизация» придумал в 1920-е годы пермский профессор Богословский. Что такое горнозаводская цивилизация? Иванову удалось исчерпывающе показать, что за словом кроется реальный, ощутимый и осмысленный феномен.  «Везде в мире промышленность была организована в виде бизнеса и только в крепостной России - в виде государства, - рассказывает писатель. - Это "государство" имело свою столицу - Екатеринбург, правительство - правление горных заводов, конституцию - Горный устав, административное деление - по горным округам, свое войско, свое крепостное право (рабочие были прикреплены не к хозяину, а к заводу или даже орудию труда вроде доменной печи или молота). Это такой интересный мир, который для нас сейчас в чем-то является эталоном социума созидания».  
Урал явил собой уникальный цивилизационный феномен. Здесь промышленность была организована как империя, и получилась «держава в державе», состоящая из горных заводов. «Государство» горных заводов существовало с 1719 года, когда заводы получили особые юридические права, по 1864 год — до отмены крепостной зависимости горнозаводского населения. На базе «горнозаводской державы» сформировалась «горнозаводская цивилизация», то есть набор особых жизненных и культурных практик. Это цивилизация, возникшая на Урале вокруг горных заводов, работавших на водобойных машинах. Эти заводы, производившие пушки, другое оружие и металл для них, были органично вписаны в горный уральский рельеф. Но дело не только в технологии, которая «привязывала» завод к конкретному местоположению. Сам характер производства, его экономическая основа, образ жизни рабочих и их семей составляли особый для России цивилизационный феномен, в основе которого — ценность труда. «В философском, что ли, измерении суть «горнозаводской цивилизации» в том, что труд здесь — главная ценность. Человек Урала самореализовывался через труд. Не через богатство, не через силу, не через славу, не через бунт, а через труд. И труду на Урале было подчинено всё — и в правовом смысле, и в промышленном, и в духовном. В Древней Греции поклонялись гармонии, в Древнем Египте — владыкам, в Древнем Риме — государству, а на Урале — труду», – подчеркивает автор.
Два года Иванов колесил по Уралу, посетив более сотни уральских городов и сел: от Алапаевска до Оренбурга, от Ижевска до Белорецка.  Он вдумчиво исследует феномен горнозаводской цивилизации, попутно проведя инвентаризацию наиболее интересных материальных свидетельств этой исчезнувшей цивилизации, например дворцового стиля в архитектуре заводов. На заповедных заводских территориях автор собрал массу местных преданий и легенд. Например, изучил сказания о якобы ушедших в землю пушках или танках (такие бытуют на заводах в Сатке и Салде), осмотрел каменные памятники, изображающие эти орудия, и сделал вывод, что горнозаводское население воспринимало пушки подобно тому, как представители других цивилизаций - священных животных. "Пусть это звучит несколько смешно, но именно так и устроена народная культура", - уверяет Алексей Иванов.
Горнозаводская цивилизация Урала, раскрытая Алексеем Ивановым, завораживает. В книге много больших качественных фотографий различных промышленных объектов, поселений и достопримечательностей.
Писатель делает вывод: необходимо осваивать промышленные территории, включать в туриндустрию заводы, пока они еще окончательно не ушли в небытие.

Алексей Иванов – культуролог, автор романов «Географ глобус пропил», «Золото бунта», «Блуда и МУДО» и др., продолжает начатое в книге «Хребет России» исследование уральской горнозаводской идентичности.
Термин «горнозаводская цивилизация» придумал в 1920-е годы пермский профессор Богословский. Что такое горнозаводская цивилизация? Иванову удалось исчерпывающе показать, что за словом кроется реальный, ощутимый и осмысленный феномен.  «Везде в мире промышленность была организована в виде бизнеса и только в крепостной России - в виде государства, - рассказывает писатель. - Это "государство" имело свою столицу - Екатеринбург, правительство - правление горных заводов, конституцию - Горный устав, административное деление - по горным округам, свое войско, свое крепостное право (рабочие были прикреплены не к хозяину, а к заводу или даже орудию труда вроде доменной печи или молота). Это такой интересный мир, который для нас сейчас в чем-то является эталоном социума созидания».  
Урал явил собой уникальный цивилизационный феномен. Здесь промышленность была организована как империя, и получилась «держава в державе», состоящая из горных заводов. «Государство» горных заводов существовало с 1719 года, когда заводы получили особые юридические права, по 1864 год — до отмены крепостной зависимости горнозаводского населения. На базе «горнозаводской державы» сформировалась «горнозаводская цивилизация», то есть набор особых жизненных и культурных практик. Это цивилизация, возникшая на Урале вокруг горных заводов, работавших на водобойных машинах. Эти заводы, производившие пушки, другое оружие и металл для них, были органично вписаны в горный уральский рельеф. Но дело не только в технологии, которая «привязывала» завод к конкретному местоположению. Сам характер производства, его экономическая основа, образ жизни рабочих и их семей составляли особый для России цивилизационный феномен, в основе которого — ценность труда. «В философском, что ли, измерении суть «горнозаводской цивилизации» в том, что труд здесь — главная ценность. Человек Урала самореализовывался через труд. Не через богатство, не через силу, не через славу, не через бунт, а через труд. И труду на Урале было подчинено всё — и в правовом смысле, и в промышленном, и в духовном. В Древней Греции поклонялись гармонии, в Древнем Египте — владыкам, в Древнем Риме — государству, а на Урале — труду», – подчеркивает автор.
Два года Иванов колесил по Уралу, посетив более сотни уральских городов и сел: от Алапаевска до Оренбурга, от Ижевска до Белорецка.  Он вдумчиво исследует феномен горнозаводской цивилизации, попутно проведя инвентаризацию наиболее интересных материальных свидетельств этой исчезнувшей цивилизации, например дворцового стиля в архитектуре заводов. На заповедных заводских территориях автор собрал массу местных преданий и легенд. Например, изучил сказания о якобы ушедших в землю пушках или танках (такие бытуют на заводах в Сатке и Салде), осмотрел каменные памятники, изображающие эти орудия, и сделал вывод, что горнозаводское население воспринимало пушки подобно тому, как представители других цивилизаций - священных животных. "Пусть это звучит несколько смешно, но именно так и устроена народная культура", - уверяет Алексей Иванов.
Горнозаводская цивилизация Урала, раскрытая Алексеем Ивановым, завораживает. В книге много больших качественных фотографий различных промышленных объектов, поселений и достопримечательностей.
Писатель делает вывод: необходимо осваивать промышленные территории, включать в туриндустрию заводы, пока они еще окончательно не ушли в небытие.