Друзья мои нганасаны: из таймырских дневников

Амалия Хазанович

Кто же такие нгасаны? Это один из самых древних, самых северных и, пожалуй, самых немногочисленных на сегодняшний день народов. Ня танса (самоназвание нганасан), что означает «олений народ», всего насчитывается от 700 до 900 человек — в равновесии с численностью оленей в Таймырской тундре. Нганасаны — природные тундровики, прекрасно приспособленные к суровой заполярной жизни.

Кто же такие нгасаны? Это один из самых древних, самых северных и, пожалуй, самых немногочисленных на сегодняшний день народов. Ня танса (самоназвание нганасан), что означает «олений народ», всего насчитывается от 700 до 900 человек — в равновесии с численностью оленей в Таймырской тундре. Нганасаны — природные тундровики, прекрасно приспособленные к суровой заполярной жизни.
Сибирячка Амалия Хазанович — важнейшая часть истории малого коренного народа нганасан: в честь нее на Таймыре установлен памятник, прах ее развеян над тундрой. Эта удивительная женщина буквально всю свою жизнь посвятила Арктике и просвещению местного населения.
Учительница Амалия Михайловна Хазанович приехала на Таймыр в 1936 году по комсомольской путевке. Ей было дано важное поручение — ликвидировать безграмотность среди коренного населения. Девушке было всего 24 года. Нганасаны сопротивлялись любым попыткам просвещения и влиянию на их традиционный жизненный уклад, убивая или вывозя в тундру всех присылаемых к ним учителей. Первоочередными задачами в непростом деле стало обучение нганасан элементарной гигиене, затем донести значение и пользу грамотности, а также повлиять на отношение к женщине — в то время у нганасан царил жестокий патриархат с унизительными традициями. В то время Хазанович записала у себя в дневнике: «Лично я, не жалея, отдаю свои знания, свой труд до конца, до предела моих сил, хотя переношу великие трудности. Здесь я учусь у жизни». Два кочевых года ее жизни на Севере были поистине звёздными. Весной 1938 года длительное кочевье по тундре с долганами и нганасанами для Амалии Хазанович закончилось, но проститься с Арктикой девушка не могла еще долгие 15 лет.
Уехав с Таймыра, Амалия Михайловна жила в Москве, занималась научной работой. Используя страницы своих тундровых дневников и записей, написала книгу «Друзья мои нганасаны». В ней искренне и объективно описала и о своей работе, и о дружбе, и об уважении к культуре северного народа.

Кто же такие нгасаны? Это один из самых древних, самых северных и, пожалуй, самых немногочисленных на сегодняшний день народов. Ня танса (самоназвание нганасан), что означает «олений народ», всего насчитывается от 700 до 900 человек — в равновесии с численностью оленей в Таймырской тундре. Нганасаны — природные тундровики, прекрасно приспособленные к суровой заполярной жизни.
Сибирячка Амалия Хазанович — важнейшая часть истории малого коренного народа нганасан: в честь нее на Таймыре установлен памятник, прах ее развеян над тундрой. Эта удивительная женщина буквально всю свою жизнь посвятила Арктике и просвещению местного населения.
Учительница Амалия Михайловна Хазанович приехала на Таймыр в 1936 году по комсомольской путевке. Ей было дано важное поручение — ликвидировать безграмотность среди коренного населения. Девушке было всего 24 года. Нганасаны сопротивлялись любым попыткам просвещения и влиянию на их традиционный жизненный уклад, убивая или вывозя в тундру всех присылаемых к ним учителей. Первоочередными задачами в непростом деле стало обучение нганасан элементарной гигиене, затем донести значение и пользу грамотности, а также повлиять на отношение к женщине — в то время у нганасан царил жестокий патриархат с унизительными традициями. В то время Хазанович записала у себя в дневнике: «Лично я, не жалея, отдаю свои знания, свой труд до конца, до предела моих сил, хотя переношу великие трудности. Здесь я учусь у жизни». Два кочевых года ее жизни на Севере были поистине звёздными. Весной 1938 года длительное кочевье по тундре с долганами и нганасанами для Амалии Хазанович закончилось, но проститься с Арктикой девушка не могла еще долгие 15 лет.
Уехав с Таймыра, Амалия Михайловна жила в Москве, занималась научной работой. Используя страницы своих тундровых дневников и записей, написала книгу «Друзья мои нганасаны». В ней искренне и объективно описала и о своей работе, и о дружбе, и об уважении к культуре северного народа.