Биология добра и зла: как наука объясняет наши поступки.
Роберт Сапольски
Последние годы ознаменовались всплеском интереса к наукам о человеке и человечестве: антропологии, когнитивной нейробиологии, психологии. Чтобы научиться «правильно» жить в новой реальности, нужно сперва разобраться, кто мы вообще такие, от кого произошли, какие механизмы управляют нашими действиями и можно ли их контролировать.
Лучшая краткая характеристика книги знаменитого нейробиолога Роберта Сапольски «Биологии добра и зла» дана в её начале самим автором: «В данной книге обсуждается биология насилия, агрессии и соперничества плюс связанные с ними поведение и поведенческие мотивации как отдельного человека, так и групп и целых государств; мы обсудим, когда эти действия хороши, а когда дурны. Эта книга о том, как люди причиняют друг другу зло. Но одновременно в ней рассказывается и о прямо противоположном: как люди умеют себя вести по-доброму. И каким же образом биология поможет нам судить о взаимопомощи, сотрудничестве, примирении, эмпатии и альтруизме?»
Роберта Сапольски интересуют истоки и причины агрессии, любви и ненависти, конкуренции и взаимопомощи, предательства и самопожертвования — весь спектр возможных действий, их эмоциональной и рациональной подоплеки и предпосылок. Он отдает отчет в том, какую непростую задачу поставил перед собой, и старается не углубляться в дополнительные философские и этические проблемы, которые неизбежны, если необходимо оперировать определениями добра / зла, блага / вреда и других многослойных понятий, которые несут в себе мощный эмоциональный заряд. Автор сосредотачивается на том, что толкает нас на конкретные поступки, вне зависимости от того, какое действие мы предпримем (или же выберем отказ от действия). Как говорит Роберт Сапольски, если вы хотите понять поведение человека и природу хорошего или плохого поступка, вам придется разобраться буквально во всем – и в том, что происходило за секунду до него, и в том, что было миллионы лет назад.
В первых главах рассматриваются особенности работы отдельных структур в головном мозге человека, которые определяют то, будет ли поступок человека контролироваться рассудком (лобная кора) или человек поведет себя под влиянием эмоциональных импульсов, которые рождаются в лимбической системе, отдельно обсуждая работу миндалины — зоны мозга, которая ответственна за агрессию и страх. Сапольски описывает влияние факторов, которые могут влиять на множество поступков в течение долгого времени — гормонов, стресса и алкоголя.
Сапольски объясняет, как работают разные части мозга, попутно разбираясь, можно ли говорить, что каждая из них отвечает лишь за какой-то конкретный набор функций. Рассуждает об истинной роли гормонов. Растолковывает, почему буквально на любой из наших поступков оказывают влияния события, которые происходили не только за минуту или за час, но и за десятилетия до него. Сам автор, понимая, что некоторые моменты сложны для восприятия, подбадривает примечаниями - сносками: «Внимание: не отключаемся!», «Не отвлекаемся!», «Понятия не имею, что я здесь написал» и др.
Вторая часть книги описывает то, как в нас переплетены биологическое и социальное начало. Как генетика, биология, социализация влияет (и влияет ли) на мировоззрение, отношение к Своим и Чужим, а также на такие явления, как альтруизм и эмпатия, агрессивность и жестокость. Действительно ли мы обладаем свободой воли, или все наши поступки и решения предопределены причудливой комбинацией генов? И самое важное: неужели война, стремление убивать друг друга, заложены в самой человеческой природе? Как признает сам Роберт Сапольски в конце книги, подводя итоги: «Всё очень непросто». Нет гена жестокости, есть совокупность биологических и социальных факторов, активизирующих агрессию у человека. Нет гена доброты, есть совокупность биологических и социальных факторов, активизирующих эмпатию и альтруизм. Причем для каждого человека эти совокупности будут индивидуальны и неповторимы, словно папиллярные узоры на пальцах. Тем не менее в целом мир становится лучше, делает вывод Роберт Сапольски: «По мере углубления в предмет я пришел к неожиданному осознанию: сферы действия человеческого зла и насилия не всеохватны и не фатальны, а научное знание открывает способы обойти их. Пессимисту внутри меня пришлось хоть и с трудом, но признать этот факт и подвинуться, освобождая место оптимисту», - и очень хочется ему верить.
Последние годы ознаменовались всплеском интереса к наукам о человеке и человечестве: антропологии, когнитивной нейробиологии, психологии. Чтобы научиться «правильно» жить в новой реальности, нужно сперва разобраться, кто мы вообще такие, от кого произошли, какие механизмы управляют нашими действиями и можно ли их контролировать.
Лучшая краткая характеристика книги знаменитого нейробиолога Роберта Сапольски «Биологии добра и зла» дана в её начале самим автором: «В данной книге обсуждается биология насилия, агрессии и соперничества плюс связанные с ними поведение и поведенческие мотивации как отдельного человека, так и групп и целых государств; мы обсудим, когда эти действия хороши, а когда дурны. Эта книга о том, как люди причиняют друг другу зло. Но одновременно в ней рассказывается и о прямо противоположном: как люди умеют себя вести по-доброму. И каким же образом биология поможет нам судить о взаимопомощи, сотрудничестве, примирении, эмпатии и альтруизме?»
Роберта Сапольски интересуют истоки и причины агрессии, любви и ненависти, конкуренции и взаимопомощи, предательства и самопожертвования — весь спектр возможных действий, их эмоциональной и рациональной подоплеки и предпосылок. Он отдает отчет в том, какую непростую задачу поставил перед собой, и старается не углубляться в дополнительные философские и этические проблемы, которые неизбежны, если необходимо оперировать определениями добра / зла, блага / вреда и других многослойных понятий, которые несут в себе мощный эмоциональный заряд. Автор сосредотачивается на том, что толкает нас на конкретные поступки, вне зависимости от того, какое действие мы предпримем (или же выберем отказ от действия). Как говорит Роберт Сапольски, если вы хотите понять поведение человека и природу хорошего или плохого поступка, вам придется разобраться буквально во всем – и в том, что происходило за секунду до него, и в том, что было миллионы лет назад.
В первых главах рассматриваются особенности работы отдельных структур в головном мозге человека, которые определяют то, будет ли поступок человека контролироваться рассудком (лобная кора) или человек поведет себя под влиянием эмоциональных импульсов, которые рождаются в лимбической системе, отдельно обсуждая работу миндалины — зоны мозга, которая ответственна за агрессию и страх. Сапольски описывает влияние факторов, которые могут влиять на множество поступков в течение долгого времени — гормонов, стресса и алкоголя.
Сапольски объясняет, как работают разные части мозга, попутно разбираясь, можно ли говорить, что каждая из них отвечает лишь за какой-то конкретный набор функций. Рассуждает об истинной роли гормонов. Растолковывает, почему буквально на любой из наших поступков оказывают влияния события, которые происходили не только за минуту или за час, но и за десятилетия до него. Сам автор, понимая, что некоторые моменты сложны для восприятия, подбадривает примечаниями - сносками: «Внимание: не отключаемся!», «Не отвлекаемся!», «Понятия не имею, что я здесь написал» и др.
Вторая часть книги описывает то, как в нас переплетены биологическое и социальное начало. Как генетика, биология, социализация влияет (и влияет ли) на мировоззрение, отношение к Своим и Чужим, а также на такие явления, как альтруизм и эмпатия, агрессивность и жестокость. Действительно ли мы обладаем свободой воли, или все наши поступки и решения предопределены причудливой комбинацией генов? И самое важное: неужели война, стремление убивать друг друга, заложены в самой человеческой природе? Как признает сам Роберт Сапольски в конце книги, подводя итоги: «Всё очень непросто». Нет гена жестокости, есть совокупность биологических и социальных факторов, активизирующих агрессию у человека. Нет гена доброты, есть совокупность биологических и социальных факторов, активизирующих эмпатию и альтруизм. Причем для каждого человека эти совокупности будут индивидуальны и неповторимы, словно папиллярные узоры на пальцах. Тем не менее в целом мир становится лучше, делает вывод Роберт Сапольски: «По мере углубления в предмет я пришел к неожиданному осознанию: сферы действия человеческого зла и насилия не всеохватны и не фатальны, а научное знание открывает способы обойти их. Пессимисту внутри меня пришлось хоть и с трудом, но признать этот факт и подвинуться, освобождая место оптимисту», - и очень хочется ему верить.