Ненастье : роман
Алексей Иванов.
Алексей Иванов – обладатель многих престижных литературных наград и один из самых неоднозначных писателей нашего времени. Его произведения полны энциклопедических сведений, сложных переплетений сюжетных линий и философских размышлений. Он работает в самых разных литературных жанрах. «Корабли и Галактика» - фантастика, «Общага-на-Крови», «Географ глобус пропил», «Блуда и МУДО», «Ненастье» - современная городская проза, «Золото бунта», «Сердце пармы», «Тобол», «Летоисчисление от Иоанна» - модернистские исторические романы, «Псоглавцы» и «Комьюнити» - интеллектуальные триллеры.
Впервые роман «Ненастье» был опубликован в 2015 году, а в 2018 году режиссёр Сергей Урсуляк снял по мотивам книги одноимённый телесериал.
В интервью Алексей Иванов называет тех, кого взял в свою книгу: «Герои этого романа — вполне конкретная социальная страта. Почему-то она довольно редко становится предметом художественного осмысления, хотя основная: те, кого аристократы называли «простонародьем». Демос. Плебс. «Пипл», который «хавает». Основной «электорат». Жлобы говорят — «быдло». Не люмпены и маргиналы, но и не мещане-обыватели, актуальный формат которых — офисный планктон. Это люди без образования и без особых амбиций: водители трамваев, установщики кондиционеров, охранники, продавцы, автослесари. Такие — база. Их большинство. Они не читают романов, но становятся солдатами на войнах, и на них опираются все реформы. Я не склонен «по-интеллигентски» провозглашать их носителями некой миссии, нет у них никакой миссии. Это — субстрат нации. К такой категории принадлежали бы, например, Григорий Мелехов и Аксинья, если бы жили в миллионом провинциальном городе. Гришка, предположим, был бы полицейским, а Аксинья — завскладом. И Аксинья могла бы показаться хабалкой не хуже моих героинь... Почему взял именно таких людей? Парадоксально, но девяностые — как раз эпоха «быдлячества». Не криминальных ценностей, тем более, не буржуазных, а именно «быдляческих». Жизнь строилась не по законам рынка и не по законам тюрьмы, а по законам уличной шпаны».
Эта книга одновременно – и детектив, и психологический триллер, и боевик, и социальная драма, и военная – времен афганской кампании. И – отчасти утопия. Главный герой, Герман Неволин, он же Немец, совершив "идеальное ограбление", мечтает навсегда уехать из ненастной России в солнечную Индию. И если не получится самому, то непременно отправить туда любимую. Так он видит пусть и запоздалое, но торжество справедливости.
О справедливости мечтает и другой герой – Сергей Лихолетов. Он пытается утвердить ее идеал лихо и громко, кулаками и глоткой. Но справедливости, и это отчетливо читается в романе Иванова, в России никогда не было, нет, и не будет, так же как никогда не встанет над ней безмятежное индийское солнце. Страна укрыта ненастьем, и им же – любовь. Кто-то из персонажей убеждает героя: «Ты решил искупить все грехи мира хотя бы перед одним человеком. Но это тебе нужна Индия. А твоей жене нужен ты сам. Подумай ещё, Немец..»
Но роман не про деньги и не про криминал, а про ненастье в душе. Про отчаянные поиски причины, по которой человек должен доверять человеку в мире, где торжествуют только хищники, – но без доверия жить невозможно. Роман о том, что величие и отчаянье имеют одни и те же корни. О том, что каждый из нас рискует ненароком попасть в ненастье и уже не вырваться оттуда никогда, потому что ненастье – это убежище и ловушка, спасение и погибель, великое утешение и вечная боль жизни.
Алексей Иванов – обладатель многих престижных литературных наград и один из самых неоднозначных писателей нашего времени. Его произведения полны энциклопедических сведений, сложных переплетений сюжетных линий и философских размышлений. Он работает в самых разных литературных жанрах. «Корабли и Галактика» - фантастика, «Общага-на-Крови», «Географ глобус пропил», «Блуда и МУДО», «Ненастье» - современная городская проза, «Золото бунта», «Сердце пармы», «Тобол», «Летоисчисление от Иоанна» - модернистские исторические романы, «Псоглавцы» и «Комьюнити» - интеллектуальные триллеры.
Впервые роман «Ненастье» был опубликован в 2015 году, а в 2018 году режиссёр Сергей Урсуляк снял по мотивам книги одноимённый телесериал.
В интервью Алексей Иванов называет тех, кого взял в свою книгу: «Герои этого романа — вполне конкретная социальная страта. Почему-то она довольно редко становится предметом художественного осмысления, хотя основная: те, кого аристократы называли «простонародьем». Демос. Плебс. «Пипл», который «хавает». Основной «электорат». Жлобы говорят — «быдло». Не люмпены и маргиналы, но и не мещане-обыватели, актуальный формат которых — офисный планктон. Это люди без образования и без особых амбиций: водители трамваев, установщики кондиционеров, охранники, продавцы, автослесари. Такие — база. Их большинство. Они не читают романов, но становятся солдатами на войнах, и на них опираются все реформы. Я не склонен «по-интеллигентски» провозглашать их носителями некой миссии, нет у них никакой миссии. Это — субстрат нации. К такой категории принадлежали бы, например, Григорий Мелехов и Аксинья, если бы жили в миллионом провинциальном городе. Гришка, предположим, был бы полицейским, а Аксинья — завскладом. И Аксинья могла бы показаться хабалкой не хуже моих героинь... Почему взял именно таких людей? Парадоксально, но девяностые — как раз эпоха «быдлячества». Не криминальных ценностей, тем более, не буржуазных, а именно «быдляческих». Жизнь строилась не по законам рынка и не по законам тюрьмы, а по законам уличной шпаны».
Эта книга одновременно – и детектив, и психологический триллер, и боевик, и социальная драма, и военная – времен афганской кампании. И – отчасти утопия. Главный герой, Герман Неволин, он же Немец, совершив "идеальное ограбление", мечтает навсегда уехать из ненастной России в солнечную Индию. И если не получится самому, то непременно отправить туда любимую. Так он видит пусть и запоздалое, но торжество справедливости.
О справедливости мечтает и другой герой – Сергей Лихолетов. Он пытается утвердить ее идеал лихо и громко, кулаками и глоткой. Но справедливости, и это отчетливо читается в романе Иванова, в России никогда не было, нет, и не будет, так же как никогда не встанет над ней безмятежное индийское солнце. Страна укрыта ненастьем, и им же – любовь. Кто-то из персонажей убеждает героя: «Ты решил искупить все грехи мира хотя бы перед одним человеком. Но это тебе нужна Индия. А твоей жене нужен ты сам. Подумай ещё, Немец..»
Но роман не про деньги и не про криминал, а про ненастье в душе. Про отчаянные поиски причины, по которой человек должен доверять человеку в мире, где торжествуют только хищники, – но без доверия жить невозможно. Роман о том, что величие и отчаянье имеют одни и те же корни. О том, что каждый из нас рискует ненароком попасть в ненастье и уже не вырваться оттуда никогда, потому что ненастье – это убежище и ловушка, спасение и погибель, великое утешение и вечная боль жизни.