Зулали: сборник
Абгарян Наринэ — современная российская писательница, лауреат Российской национальной литературной премии «Рукопись Года», лауреат премии «Ясная Поляна» и номинант «Большой книги». Автор знаменитого цикла «Манюня», а также романов «Понаехавшая», «Люди, которые всегда со мной» и «С неба упали три яблока». «Зулали» — небольшая книжечка, под обложкой которой уютно расположились несколько коротких текстов. Условно их можно разделить по темам: истории о чудиках из армянских деревень и эпизоды из жизни москвичей, воспоминания автора. Лучший рассказ книги, «Зулали», – о гармонии. Мальчик Назарос, бабушка Мамида, слабоумная молодая женщина Зулали живут вместе, каждому автор предоставляет слово – так, по кусочкам, складывается история этой странной троицы, вовлеченной в круговерть трагических событий. Герои рассказа видят мир видят его по-другому, подмечают детали, ускользающие от обычных людей, находят в обыденном прекрасное: «Растопив печь, Мамида направляется в хозяйственную комнату — пора скатать поднявшееся тесто в круги. Я могу часами любоваться тем, как она просеивает муку, добавляет в нее воды и полгорсти закваски, как тщательно месит, как чертит ребром ладони и костяшками пальцев на лепешках борозды, а в центре каждого каравая проделывает дырочку величиной с райское яблочко — через эту дырочку я иногда наблюдаю мир, Зулали, Мамиду. Зулали просто смотрит, Мамида работает, а вокруг ее головы вьется серебряным нимбом мучная пыль». Это мир армянской деревни, «край победивших старушек» (один из рассказов сборника так и называется «В краю победивших старушек»), в котором лаваш пекут сами, умеют плести ковры с гранатовыми ветвями и кувшинами, а ворс их пахнет брынзой и ветром, яйца подают прямо из-под кур, зелень – с огорода, мед – с пасеки. Главное событие здесь – свадьба, потом дети, там и внуки. Всякая новизна, всякое чуждое веяние и чужой человек будут исторгнуты. Об этом «Салон красоты «Пери», один из самых печальных здесь рассказов. По-другому и быть не может, все попытки нарушить заданный ход вещей чреваты гибелью. Торжество адекватности, предсказуемости и гармонии – вот что еще такое бытие в горной деревне. «Московские» истории окрашены в более темные тона. Главное, что объединяет их героев, — невыносимое одиночество, самое страшное, что может случиться с человеком. Кажется, об этом знает и ключник Ганс, герой одноименного рассказа. Именно поэтому он мирится с капризами своей фрау. В этом сборнике Наринэ Абгарян в очередной раз доказывает, что обладает голосом, который невозможно спутать ни с чьим иным. Благодаря ему все тексты, вне зависимости от темы и жанра, выстраиваются в стройный ряд, словно звенья одной цепи. Эта изумительная книга, которая призовет читателя не терять надежду, уметь прощать, как делают это одни персонажи, и с юмором смотреть на разные бытовые ситуации, как делают другие герои.
Использовано изображение: https://cdn.ast.ru/v2/ASE000000000826947/COVER/cover1__w600.jpg
Абгарян Наринэ — современная российская писательница, лауреат Российской национальной литературной премии «Рукопись Года», лауреат премии «Ясная Поляна» и номинант «Большой книги». Автор знаменитого цикла «Манюня», а также романов «Понаехавшая», «Люди, которые всегда со мной» и «С неба упали три яблока». «Зулали» — небольшая книжечка, под обложкой которой уютно расположились несколько коротких текстов. Условно их можно разделить по темам: истории о чудиках из армянских деревень и эпизоды из жизни москвичей, воспоминания автора. Лучший рассказ книги, «Зулали», – о гармонии. Мальчик Назарос, бабушка Мамида, слабоумная молодая женщина Зулали живут вместе, каждому автор предоставляет слово – так, по кусочкам, складывается история этой странной троицы, вовлеченной в круговерть трагических событий. Герои рассказа видят мир видят его по-другому, подмечают детали, ускользающие от обычных людей, находят в обыденном прекрасное: «Растопив печь, Мамида направляется в хозяйственную комнату — пора скатать поднявшееся тесто в круги. Я могу часами любоваться тем, как она просеивает муку, добавляет в нее воды и полгорсти закваски, как тщательно месит, как чертит ребром ладони и костяшками пальцев на лепешках борозды, а в центре каждого каравая проделывает дырочку величиной с райское яблочко — через эту дырочку я иногда наблюдаю мир, Зулали, Мамиду. Зулали просто смотрит, Мамида работает, а вокруг ее головы вьется серебряным нимбом мучная пыль». Это мир армянской деревни, «край победивших старушек» (один из рассказов сборника так и называется «В краю победивших старушек»), в котором лаваш пекут сами, умеют плести ковры с гранатовыми ветвями и кувшинами, а ворс их пахнет брынзой и ветром, яйца подают прямо из-под кур, зелень – с огорода, мед – с пасеки. Главное событие здесь – свадьба, потом дети, там и внуки. Всякая новизна, всякое чуждое веяние и чужой человек будут исторгнуты. Об этом «Салон красоты «Пери», один из самых печальных здесь рассказов. По-другому и быть не может, все попытки нарушить заданный ход вещей чреваты гибелью. Торжество адекватности, предсказуемости и гармонии – вот что еще такое бытие в горной деревне. «Московские» истории окрашены в более темные тона. Главное, что объединяет их героев, — невыносимое одиночество, самое страшное, что может случиться с человеком. Кажется, об этом знает и ключник Ганс, герой одноименного рассказа. Именно поэтому он мирится с капризами своей фрау. В этом сборнике Наринэ Абгарян в очередной раз доказывает, что обладает голосом, который невозможно спутать ни с чьим иным. Благодаря ему все тексты, вне зависимости от темы и жанра, выстраиваются в стройный ряд, словно звенья одной цепи. Эта изумительная книга, которая призовет читателя не терять надежду, уметь прощать, как делают это одни персонажи, и с юмором смотреть на разные бытовые ситуации, как делают другие герои.
Использовано изображение: https://cdn.ast.ru/v2/ASE000000000826947/COVER/cover1__w600.jpg