Эшелон на Самарканд: роман

Гузель Яхина

Гузель Яхина — лауреат премий «Большая книга» и «Ясная поляна». В 2015 году она дебютировала с романом «Зулейха открывает глаза» о раскулачивании и репрессиях 1930-х годов, а в 2018 году вышла ее вторая книга — «Дети мои», повествующая о жизни российского немца в раннем СССР.

Книга «Эшелон на Самарканд» — роман ‑ путешествие и своего рода «красный истерн». 9 октября 1923 года был издан приказ о формировании санитарного поезда из Казани в Туркестан. По детским домам и приёмникам собирали детей-сирот от 2 до 12 лет. 500 самых слабых, самых истощённых детей нужно было вывезти в тёплые, хлебные края, чтобы спасти их от голодной смерти.

Начальником эшелона на Самарканд назначили Деева — совсем молодого парня с мрачным боевым прошлым, которому и 25-ти ещё не исполнилось. Это был его первый детский эшелон. В пару к Дееву прислали опытного детского комиссара Белую, по возрасту годящуюся Дееву в старшие сёстры. Два главных героя — люди противоположные. Мягкий, но отчаянный Деев и железная дама Белая. Начальник поезда Деев, комиссар Белая, фельдшер, поварёнок и несколько женщин-сестёр — вот и вся команда, на чьи плечи легла задача спасти 500 детей.
Доставили детей к поезду, разместили по вагонам. И тронулись в путь длиной в 4 000 верст. Началась самоотверженная ежедневная борьба за жизнь, поиск питания, воды, дров, медикаментов, за то, чтоб в шестинедельном аду, "кутерьме этой мясорубочной", суметь выстоять и остаться при этом человеком.

Череда захватывающих и страшных приключений в пути, обширная география — от лесов Поволжья и казахских степей к пустыням Кызыл‑Кума и горам Туркестана, палитра судеб и характеров: крестьяне‑беженцы, чекисты, казаки, эксцентричный мир маленьких бродяг с их языком, психологией, суеверием и надеждами…
"Эшелон на Самарканд" — книга о голоде 20-х годов прошлого века, история о спасении детей. Спасая детей, главный герой спасает себя. На фоне реальных событий рассказывается художественная история...

«Могу сказать, что такие книги рождаются очень редко и меняют каждого, кто прочтет. Мы все помним это чувство от Платонова: прочитанное изменило тебя. В моей памяти маячили еще и путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина на недостижимый роскошный Восток, в край сытости и жестокого зверства, тяга к теплу, к страшному теплу, к жару, к миражу в пустыне. И еще это, слава богу, робинзонада. Жанр, который обещает спасение в финале...» - Елена Костюкович