Дневник фестиваля чтения «Читаем все»: проекты муниципальных библиотек
Лучшие библиотечные практики республики были сегодня рассмотрены на онлайн-вебинаре «Чтение в цифровую эпоху: инновационные методы привлечения читателей в библиотеках». Встреча библиотечных работников состоялась в рамках Межрегионального фестиваля чтения «Читаем все». Участие приняло более 150 библиотекарей со всей республики.
Выступления победителей республиканского конкурса «Лучший читающий район - 2023» показали, что проектный подход востребован библиотечным сообществом и решает многие задачи, которые стоят сегодня перед библиотеками, – это и организация досуга, и повышение информационной грамотности населения, и профориентация детей, и сохранения языкового наследия и многое другое. Так, к примеру, библиотеки Горного улуса постоянно актуализируют бренд родины народных писателей, братьев Софрона и Семена Даниловых. Литературный фестиваль на малой родине братьев «Бор көмүс күһүнэ» проводится библиотекарями раз в два года, в этом году состоится в девятый раз и уже при грантовой поддержке Главы РС(Я). Встречи с писателями, мастер-классы, литературные чтения – формат и содержание, требующие масштабирования, то есть расширения и выхода на республиканский уровень, наравне с Ысыахом Олонхо или выставкой народных мастеров ДПИ, набирающей популярность в последние годы.
Работа Нюрбинских библиотек показала эффективность клубного подхода в работе с читателями, клубы по интересам открыты практически для всех возрастов, что позволяет выполнять одну из главных функций библиотек – создание среды для общения.
Еще один опыт последовательной, системной работы показала Детская точка кипения-Центр детского чтения. Здесь на постоянной основе проводится, к примеру, Театральная гостиная, участники которой читают произведение вместе с театральными артистами, а затем смотрят постановку в театре. Библиопродленка, работающая посезонно, становится востребованным досугом для детей столицы.
В целом, все выступающие отметили снижение уровня чтения на якутском языке. Это показывают и социологические опросы, проведённые библиотекарями, и статистика читательских запросов. Потому много усилий направляется на продвижение якутской литературы. Создание аудиокниг современных авторов, марафоны громкого чтения в социальных сетях, чтение эпоса олонхо группой и даже уличные акции привлечения к чтению прохожих используются главными продвигателями чтения.
Выступления о технологиях раскрыли такие инструменты как подкастинг, площадка Genially, госпаблики и другие.
Модератор вебинара, заведующий Научно-методическим центром Национальной библиотеки РС(Я) Галина Леверьева сделала важный акцент, озвучиваемый сегодня ведущими библиотеко- и книговедами страны. Это необходимость создания условий для углубленного, качественного чтения, что зачастую упускается в культурно-досуговом направлении работы библиотек. Другой фактор, влияющий на осознанность чтения, это электронный формат. Учеными уже озвучено, что экранное чтение менее эффективно по сравнению с чтением с бумажных носителей. С гаджетов, по мнению исследователей, усваивается лишь 20% информации. «Бумажные книги настраивает мозг на работу, удаленные, цифровые тексты приводят к фрагментарности восприятия, функциональной неграмотности и лености мозга. Мы забываем, что чтение - это духовно-интеллектуальная практика», - отметила Галина Феодосьевна.
Ответом на вызов времени развивающихся цифровых технологий, возможно, станет новая программа обучения магистров, о которой рассказала доцент кафедры библиотечно-информационной деятельности и гуманитарных дисциплин Арктического государственного института культуры и искусств Ольга Афанасьева. АГИКИ совместно с Национальной библиотекой РС(Я) открывают программу «Теория и методология когнитологии библиотечной деятельности в цифровой среде», идеологом, инициатор которой выступает профессор, доктор педагогических наук, известный библиотековед из Санкт-Петербурга Валентина Бородина.
Вебинар показал, что такие встречи работников библиотек с раскрытием текущей работы необходимы. Было предложено сделать онлайн-встречи ежегодными.