Дневник фестиваля чтения «Читаем все»: традиции чтения обсудили за круглым столом

17.05.2024


Ни много ни мало чтением решается вопрос жизни и смерти – такой вывод напрашивается по результатам работы круглого стола «Цифровая культура/Книжная культура в практике чтения студентов», состоявшегося в рамках Межрегионального фестиваля «Читаем все» 16 мая 2024 года.

Ведущие исследователи и педагоги страны, а также Казахстана встретились в онлайн-формате. Встрече экспертов предшествовала большая исследовательская работа. Был проведен социологический опрос студентов трех вузов - Северо-Восточного федерального университета (Якутск), Уральского государственного горного университета (Екатеринбург), Алматинского университета энергетики и связи (Алма-Ата) – с целью определения места чтения в их жизни. Всего было опрошено 746 человек.

Детальный анализ результатов опроса представили кандидат философских наук, доцент СВФУ, научный сотрудник НИИ чтения им.Ю. Столярова Виктория Михайлова, кандидат филологических наук, доцент УГГУ Наталья Чащегорова, кандидат филологических наук, доцент АУЭС Гульнар Абрахматова, с докладом выступила также известный библиотековед, читателевед из Санкт-Петербурга, доктор педагогических наук, профессор Валентина Бородина.

Легендарный ученый-библиотековед Юрий Столяров подчеркивал, что понимание смысла жизни особенно важно в детском возрасте, дети познают его из сказок и других произведений. В одном из многочисленных выступлений, вспоминая случаи самоубийств детей, нападений с оружием на сверстников, Юрий Николаевич отнес тему семейного чтения к вопросам национальной безопасности. Об этом было упомянуто в ходе круглого стола.

Особую роль чтения родителем для детско-родительских отношений подчеркнула исследователь Виктория Михайлова: «Чтение вслух воздействует на ребенка более сильно, чем все другие модели чтения, при этом возникает психологическая и социальная близость между членами семьи. Можно сказать это индикатор семейной близости». Библиотековед, доктор педагогических наук Валентина Бородина считает, что читать ребенку нужно с внутриутробного периода: «Читатель вырастает из слушателя. Ребенок уже в утробе слушает, сенсорика развивается через слушание, через музыку. К моменту рождения у ребенка уже появляются предпосылки формирования его как личности».

При этом, как показал опрос студентов, только половине респондентов родители читали в их детстве книги вслух. Не менее важно значение обсуждения прочитанного в кругу семьи – говорят специалисты. И только 0,1% опрошенных отнесли обсуждение книг к семейным традициям. Для большинства респондентов устойчивые семейные традиции это празднование дней рождений, семейные обеды и ужины, совместный просмотр фильмов, у части опрошенных традиций не было и вовсе. Спорт и чтение оказались на последних позициях.

Таким образом, авторы исследования сделали вывод, что сужение и слабость практики чтения студентов, которые традиционно пополняют читательскую аудиторию, объясняется не только влиянием развития цифровых технологий, но и, прежде всего, слабостью или отсутствием опыта семейного чтения. Велика в этом роль матери: у 67,4% читающих матерей 54% читающие дети – показывает практика.


«Дилемма «книжная культура и цифровая культура», «естественный интеллект и искусственный интеллект» решается только при одном условии – формировании устойчивых традиций семейного чтения, а там, где осталась эта традиция, – при бережном сохранении и преумножении. Главную роль играют родители ребенка, в особенности – мама. Все последующие рекомендации должны учитывать, что истоком практики чтения является опыт семейного чтения», - подвела итоги кандидат философских наук Виктория Михайлова.

Дальнейшая траектория развития читателя уже в рамках учебного заведения была рассмотрена преподавателями вузов. Так, доцент Уральского государственного горного университета Наталья Чащегорова сообщила, что на первом месте по популярности в студенческой среде книга Р. Киосаки «Богатый папа, бедный папа» о финансовом благополучии, далее студенты назвали произведения «Война и мир» Л.Толстого, «Герой нашего времени» М.Лермонтова, «Мастер и Маргарита» М.Булгакова, «Мартин Иден» Д.Лондона. Выбор студентов педагог объяснила трендами в культурной среде, в частности, экранизацией классиков.

Профессор Валентина Бородина, чье выступление было связано с текстовой деятельностью в целом, призвала не противопоставлять цифровую и книжную культуру, от развивающихся технологий не укрыться. По ее мнение, в данное время профессиоаналам важно обратить внимание на общий мониторинг всех категорий населения на предмет читательского интереса. Также Валентина Александровна подчеркнула, что нужны профессионалы-читателеведы, и в педагогической сфере, и в библиотечной, это специалисты когнитолигического типа, которые знают и философию, и лингвистику, и психологию, и антропологию, и искусственный интеллект.

Общие рекомендации круглого стола включили в себя сотрудничество учебных заведений, детских библиотек с НИИ чтения им. Ю.Столярова, организацию и проведение ознакомительных экскурсий по библиотекам для первокурсников, ведение часов академического чтения для студентов, а также продолжение межрегионального исследования среди вузов по практике чтения в студенческой среде.


Программа Межрегионального фестиваля чтения "Читаем все"

 

Рубрики