Первые звукозаписи якутского фольклора
В дореволюционный период для сохранения якутского фольклора предприняли свои усилия политические ссыльные. В настоящее время о богатстве и самобытности якутского фольклора, таких как олонхо, и о других явлениях традиционной культуры, например, камлания шаманов можно говорить лишь на основе сделанных ими записей и их пояснений к ним, а также на основе немногих материалов послереволюционного периода.
Так, в фонде фонограммархива Института русской литературы (Пушкинский дом) Российской академии наук хранятся несколько дореволюционных фонозаписей якутского фольклора. Один из таких первых дореволюционных записей – фонозаписи Владимира (Вениамина) Ильича Йохельсона, который по просьбе Американского музея возглавил экспедицию Сибирского отряда в 1901 году. Якутская коллекция Йохельсона включала 917 якутских и 300 юкагирских артефактов, 400 фотографий, 225 антропометрических замеров, 20 гипсовых масок, 30 фонографических цилиндров с записями песен, рассказов и шаманских камланий, а также ботанические и зоологические экспонаты. Эти записи, судя по всему, представляют собой не только самые ранние образцы фонографических записей якутского фольклора, но и являются первоначальным опытом использования фонографа в экспедициях ученых-североведов. Большая часть материалов не опубликована. Авторские рукописи хранятся в Санкт-Петербургском филиале Архива Российской академии наук и в Нью-Йорской публичной библиотеке (New York Pablic Library)
Известный русский антрополог Дмитрий Николаевич Анучин в своей статье «О применении фонографа к этнографии и, в частности, о записи шаманского камлания в Средне-Колымске Якутской области. С приложением якутских песен по фонографическим записям Яна Строжецкого, снятых с валиков А. П. Масловым» пишет о том, как были записаны камлание шамана Федора Винокурова.
Когда валики с записями якутских сказов и шаманского камлания прибыли в Москву, Анучин передал их для расшифровки члену музыкально-этнографической комиссии Александру Маслову. Последний нотировал лишь 4 (а по существу только 3) пропевки из олонхо и несколько подражаний голосам животных и птиц.
Таким образом, дореволюционные записи Яна Строжецкого и Владимира Йохельсона были записаны почти в одно время. Мы видим, что с появлением звукозаписи возникло новое информационное пространство в сфере якутской культуры, требующее научного освещения. Современным исследователям фонозапись может послужить важным и ценным источником для сравнительного изучения народного творчества и фольклорного наследия народа саха.
Звукозапись предложила новые виды физических источников. Подобно книгам и художественным полотнам, аудионосители предполагали информационную коммуникацию с аудиторией посредством прослушивания. Сначала возникли архаичные цилиндры с восковым покрытием, которые быстро были заменены на граммофонные пластинки.
1. Анучин Д. Н.О применении фонографа в этнографии и в частности о записи шаманского камлания в Средне - Колымске, Якутской области / С прилож. якут. песен по фоногр. записям Я. Строжецкого (снятых с валиков А. Л. Масловым). - Б. м., Б.г. - 24 лист. + Б. ц. Приложение: "Ноты..." 7 л. - https://new.nlrs.ru/open/3221
2. Бурыкин А. А. Фонографические коллекции В. И. Йохельсона из фонда фонограммархива института русской литературы (Пушкинский дом) РАН /Север Азии в этнокультурных исследованиях: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 150-летию со дня рождения В. И. Йохельсонам (г. Якутск, 15-16 августа 2005 г.) – Новосибирск: Наука, 2008. – С. 31-39 - https://new.nlrs.ru/open/72233
3. Иохельсон В. И. Кумысный праздник и декоративное оформление кумысных сосудов / Владимир Иохельсон ; [сост. В. Коротов ; пер. с англ. на рус. В. Соловьева ; пер. с рус. на якут. В. Коротов, Н. Павлов- Халан ; авт. предисл. З. Иванова-Унарова]. - Якутск : СМИК-Мастер Полиграфия, 2015. - 84, [1] с. - https://new.nlrs.ru/open/13002
4. Ноговицына, Е. С. Из истории собирательства якутских этнографических коллекций: показательный ысыах в Намском улусе 1908 года / Е. С. Ноговицына // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Вопросы национальных литератур". - 2022. - N 2 (06). - С. 41-47. - https://new.nlrs.ru/open/84536
Сардана Васильевна Алексеева
главный библиотекарь Центра управления документными фондами
Национальной библиотеки РС (Я)