Руки, которые делают мир теплым

14.10.2022

матери.jpg

Существуют вечные ценности. И пусть время и технологии стачивают многие привычные вещи и вековые традиции меняются под давлением прогресса. Сакральное отношение к матери остается неизменным. Поколения сменяют друг друга, передавая знание: «мама» – это первое и самое важное слово, мама любит и учит, выслушает и поможет. Мама всегда рядом. Никто так не переживает за человека, как его мать.

Ко Дню Матери мы решили вспомнить, в каких художественных текстах можно выделить образы матери. Что значит «мама» для писателей? Это будут очень разные мамы: строгие и требовательные, мягкие и нежные, заботливые и смелые.

недоросль.jpg

Наверное, многие вспомнят, как высказался о роли матери в семье и обществе Денис Иванович Фонвизин в комедии «Недоросль» (1783 г.) – произведении, которое многие школьники по привычке забывают спустя год. Госпожа Простакова – женщина жесткая, властная, вспыльчивая и необразованная. В центре произведения – победа разума и честности над ленью и жадностью. Автор решил противопоставить Простакову, её брата Скотинина и сына Митрофана Стародуму, Софье и Правдину.

Однако… какая из Простаковой мама? Героиня – при всех недостатках, описанных Фонвизиным – старается быть хорошей матерью: «Одна моя забота, одна моя отрада – Митрофанушка». В меру сил она хочет выхлопотать Митрофану богатое, беззаботное и сытое будущее – например, когда думает поженить его на Софье. Можно возразить, что Простакова с малых лет не уделяла должного внимания воспитанию и образованию сына, но ведь по-другому она не умела: воспитывала по примеру предков (ее саму так воспитывали), наука и этикет для нее – чепуха, которой можно пренебречь.

Чего она боялась, так это несчастья сына, бедности, голода, болезни. Все норовила потеплее одеть и пирожок в руку всунуть. Итог: гиперопека привела к тому, что у Митрофана ничего материального не осталось, его разлучили с мамой, но хуже, что он имеет дурной нрав, жаден и не умеет работать.

Гроза.jpg

Продолжает работу над образом матери Александр Николаевич Островский в «Грозе» (1859 г.). Марфа Кабанова (известная как Кабаниха) – во многом похожа на Простакову: суровая, жестокая и хитрая купчиха держит в страхе все общество. Из той же школьной программы мы помним, что своей критикой и осуждением она (в числе прочих) довела Катерину до фатального прыжка в реку. Однако любопытно, что своих детей Кабаниха, безусловно, любит. Это странная и несправедливая любовь, ведь Варваре и Тихону мать прощает почти всё (в крайнем случае – отчитает и наорет), в то время как окружающих извести готова за те же проступки. Например, невестке Катерине Кабанова прохода не дает, критикует и все готовится поймать на лжи. Закономерно, что без должного воспитания сын Тихон вырос слабым и малодушным, а дочь Варвара – гулящей и циничной.

Вновь гиперлюбовь без меры, вновь в финале между сыном и матерью пролегает граница: Тихон, опечаленный и шокированный смертью жены, грубит и не принимает мать.

преступление и наказание.jpg

Но не все матери в русской литературе – тираны и ханжи. Следующий текст – психологический роман «Преступление и наказание» (1866) Федора Михайловича Достоевского. Нет, ничего про сверхчеловека, старух-процентщиц и тему искупления через грех говорить мы не будем. Но внимательно посмотрим героиню, обычно обделенную читательским вниманием: речь про Пульхерию Александровну, мать Родиона Раскольникова.

Она также готова на все ради детей: отправляет последние деньги голодному Родиону, а дочь Авдотью мечтает выдать – за богатого (Лужин) или хотя бы доброго и честного (Разумихин) мужа. Опять-таки Пульхерия Александровна делает это не ради себя, а чтобы дочь жила в достатке, а муж был ей опорой. Роль матери бедного студента в романе не столь значима, как роль Сонечки, но отрицать ее значение нельзя.

Символично и грустно, что Пульхерия Александровна стала как бы четвертой «жертвой» теории Раскольникова: волнуясь за сына и узнав, что он пришел с повинной, мать умирает.

Классическая проза показывает разных матерей. Кто-то вспомнит «Мать» Максима Горького, «Отцы и дети» Ивана Тургенева или «Матерь человеческую» Виталия Закруткина. Что же в свою очередь откроет нам лирика? Некоторые вспомнят трогательные стихотворения Сергея Есенина о маме:

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

 

Хотелось бы вспомнить, что много произведений писал о маме и Николай Алексеевич Некрасов. Его стихотворения, известные в первую очередь темой народа, с ранних лет хранят нежный образ матери, Елены Андреевны. Поэт всегда помнил ее тревоги, волнения, непростые условия, в которых она жила (отец Некрасова был деспотом, не выпускал жену из дома). Мечтательная, трогательная – такой Николай изобразил любимую маму, которая играла на рояле и пела. Слезы мамы Некрасов не забыл никогда, не простив своего отца.

Именно мама рассказала будущему литератору многие сюжеты из мировой литературы, поддержала стремление поступить в университет (отец был за военное училище). Ей Некрасов посвятил многие произведения, а позже создал сложный образ русской женщины, которая связана с «матерью сырой землей» и которую одолевают на Руси тяготы, труд и заботы.

И голос твой мне слышался впотьмах,

Исполненный мелодии и ласки,

Которым ты мне сказывала сказки

О рыцарях, монахах, королях.


 

гадкие лебеди.jpg

Не обделяли вниманием образ мамы и советские писатели. Например, фантасты Аркадий и Борис Стругацкие – которые в воспоминаниях и дневниках не раз с любовью отзывались о маме, Александре Ивановне, и в романе «Хромая судьба» (1982 г.) изобразили, как «новые люди» воспитывают и уводят детей. При этом потрясенные и испуганные матери и отцы то плачут и стонут, то готовы биться с врагом.

С одной стороны, Стругацкие устами своего героя Виктора Банева отметили, что система воспитания давно испортилась, дала трещину: «…Потому что волчица говорит своим волчатам: «Кусайте, как я», и этого достаточно, и зайчиха учит зайчат: «Удирайте, как я», и этого тоже достаточно, но человек-то учит детеныша: «Думай, как я», а это уже – преступление». С другой, собирательный образ мамы получился у Стругацких искренним, узнаваемым: «руки матери, ласковые руки, которые снимают боль и делают мир теплым».

В итоге Банев, хотя и жалеет хмурых матерей и отцов, принимает сторону будущего, отпускает дочь в руки «новых людей». Но герой отмечает про себя, что разумом нельзя понять высокую роль матери. Герой Стругацких понимает, что люди сделали из инстинкта родителя нечто большее, в прекрасном образе мамы есть почти что священные мотивы, нечто высоконравственное.

Европейская и американская литература говорит о роли матери не реже отечественной, многие героини столь же известны у нашего читателя, однако до глубины и силы образов, перечисленных выше, западным писателям, надо признать, далеко.

мумми тролль.jpg

Тем не менее, Туве Янсон в «Муми-тролле» сумела изобразить милую и нежную Муми-маму. Она всегда ждёт своего сына после приключений, выслушает и не будет сильно ругать. Иногда она путешествует вместе с Муми-троллем по миру сказки (например, в истории про наводнение), оберегает его и учит жизни. Чтобы ни случилось с непоседой, Муми-мама всегда рядом и любит его всем сердцем. Эта сказка и сейчас остается в России популярной и одной из все еще читаемых детям.

маленькие женщины.jpg

Американская писательница Луиза Мэй Олкотт известна прежде всего романом «Маленькие женщины» (1868 г.). История про быт и жизнь четверых сестер не представляется без миссис Марми Марч, их матери. Ведь в отсутствие мужа ей пришлось в одиночку воспитывать детей и при этом бдительно следить за материальной стороной (семья жила бедно).

Роман не теряет актуальности и сегодня, ведь тема семья вечна и межнациональна. Если вы не читали книгу Олкотт, обязательно дайте ей шанс – и удивитесь легкому стилю, добрым диалогам. Писательница понимает, что воспитание детей – сложная миссия, и к ней надо подходить ответственно. Марми Марч сочетает в себе роли мудрого учителя для будущих девушек, в меру строгого родителя и в то же время либерального педагога. Под ее началом девочки имеют достаточно свободы, чтобы сформировать свою точку зрения, но при этом получают любовь и житейские советы.

Интересный факт: несмотря на последнюю книгу, среди названных отечественных и зарубежных текстов превалируют отношения мамы и сына. То ли писатели меньше боялись за судьбы быстро взрослеющих девочек и были спокойны за их будущее, то ли мальчик и юноша больше и дольше нуждался в поддержке мамы.

Образ матери всегда остается важным и значимым для читателя любого возраста. Писатели-классики, хотя и создают сильных по характеру женщин (иногда деспотичных по натуре), но всегда подчеркивают, что для своих детей они готовы на всё. Даже отдать свою жизнь. Любовь и нежность, тепло и забота мам учат нас внимательно относиться к героиням-матерям в литературе, пытаться понять, что хотел сказать автор того или иного текста, изобразил ли он свою маму или собирательный образ.

С праздником, любимые наши мамы!

                                                                                                                                    

                                                                                                                                Автор: Эверстов Максим. Медиацентр НБ РС (Я).

Рубрики