Обзор трилогии «Печать ворона» Эда Макдональда
После просмотра очередного сериала в сеттинге фэнтези появилось желание погрузиться в колоритный мир меча и магии? Попробуем подобрать что-нибудь свежее, но уже достаточно признанное фанатами и ценителями. Если вы мало знакомы с жанром фэнтези, но давно хотели – по совету друзей или глядя на сюжеты фильмов – прочесть книги в духе «Властелина колец» Толкина, вам подойдет динамичная трилогия «Печать ворона» Макдональда. Она также может понравиться поклонникам тёмного фэнтези Глена Кука, Стивена Эриксона, Джо Аберкромби.
Заключительная часть трилогии «Печать ворона» была переведена на русский в этом (2022) году, так что настало время прочесть упомянутый цикл на одном дыхании. О чём же пишет Макдональд? В мире, где уживаются магия и пороховое оружие, а люди настолько же циничны, насколько и романтичны, существуют древние и скрытные волшебники Безымянные, почти боги среди людей. Они вынуждены из века в век отражать нападения Глубинных королей – по-лавкрафтовски ужасных, но человекоподобных существ, желающих покорить расу людей. Двое Безымянных – Воронья лапа и Нол – провели между человеческими поселениями и землями Глубинных черту – Морок. В Мороке небо расколото, время течет иначе, а также бродят чудовища и призраки.
В первой книге «Чёрные крылья» читатель встречает главного героя и погружается в его мрачный, но интересный мир. В городе на границе с Мороком живет капитан Рихальт Галхэрроу. Он – одна из причин, почему роман полюбился фанатам. Рихальт – опытный, жестокий, сообразительный, уставший от людей, но по-своему честный и справедливый герой. При других обстоятельствах его можно было бы назвать «нуарным», но в фэнтези такие персонажи обычно украшают гримдарк.
Рихальт – капитан подразделения «Чёрных крыльев», которое должно находить и ловить людей вне закона. Вместе с другими бывшими солдатами Галхэрроу охотится в Мороке за беглецами. Морок – опасная пустыня с монстрами, где локации движутся, а ориентиры всегда лгут. Колоритные Рихальт и Морок сами по себе составили сильную образную пару, а тут ещё и сюжет закручен лихо: в городе оказался шпион, Машина Нола сломалась, Глубинные короли нападают на границу, Безымянным приходится объединиться, чтобы защитить людей, среди которых таится некромант. Море экшена, умеренных размышлений о жизни, сочных диалогов. Даже для любви место нашлось. «Чёрные крылья» можно назвать лучшей книгой в трилогии. Единственными минусами некоторые могут счесть маргинальный образ жизни главных героев и довольно жестокие сражения.
Во второй книге – «Знак ворона» - отряду Рихальта живется привольно, денег и почета стало больше. Однако сразу две новые опасности появились на горизонте: жуткий культ Светлой Леди и возвышение старого знакомого Рихальта – мага Саравора, который решил уподобиться Глубинным королям. Читателя ждут привычный мрачный мир Валенграда, искрометные сражения и новые секреты Морока. Рихальт все еще гонится за своей любовью Эзабет, но жизнь снова указывает, что его судьба – служба Чёрной лапе, даже если придется чем-то жертвовать.
Несмотря на неплохой плот-твист в сюжете, социальные качели для Рихальта и усиление роли некроманта Саравора в мире, вторая часть трилогии вышла во многом слабее первой (например, фанатов могут расстроить спешка в финале и сбои в логике героев). Макдональд понял это, собрался с силами и попытался реабилитироваться в третьей книге. «Вороний закат» закончил историю Рихальта, Тноты, Эзабет и других.
Капитан Галхэрроу, потеряв друзей и любовь, живет отшельником в пустыне Морока, вдали от общества и Бессмертных. Он вспоминает прошлое и, впитывая яд Морока через отравленную еду и воду, все меньше походит на человека. Но, разумеется, его не могут оставить в покое: впереди судьбоносная битва с Глубинными во главе с Акрадием, грядет пробуждение Спящего. А тут еще оказалось, что Саравор не спешит умирать, Морок обладает своим разумом, а приемная дочь капитана пошла по его стопам и служит Вороньей лапе.
Сильные изменения произошли со внешностью и характером Рихальта. Раз за разом впуская в себя Морок, Галхэрроу превращается в сверхчеловека с прочной кожей и регенерацией, но теряет связь с людьми. Кроме того, в «Вороньем закате» Рихальт становится «голосом Морока», то есть умеет слышать и понимать его. В решающий час это сыграет свою роль, и бывший солдат наконец-то расплатится за грехи прошлого, ведь он винит себя за то, что произошло в Адрогорске.
Можно с уверенностью назвать заключительную часть трилогии самой динамичной и богатой на события, так что книга не даст соскучиться. Читатель едва поспевает за Рихальтом и его друзьями по землям Безымянных и Мороку. Радует, что завершение цикла разрешило и все сюжетные линии, идущие с первой книги. Все закончилось там же, где началось много лет назад, – в Адрогорске. Финал получился в меру масштабным, фееричным и закономерным для фанатов. На этом Макдональд точно не закончил с миром Морока (это понятно по последним страницам), но арку Рихальта мы, скорее всего, больше не увидим. Слабым местом стала непобедимость Рихальта – она порой вызывает недоумение. Нелогичное появление Саравора и его «детей» и неубедительные любовные линии (целых три) не столь критичны, как этот пункт.
Зачем же читать книги Макдональда? Если кратко, то есть три «кита»: во-первых, это колоритный мир Морока и Безымянных, Глубинных королей и сильных людей; во-вторых, ироничный и суровый герой Рихальт Галхэрроу, человек, который так и не озлобился на мир и сохранил человечность до самого конца; в-третьих, гладкий легкий слог и (почти) непровисающий, цельный сюжет.
Особенность трилогии «Печать ворона» и в том, что однозначно нельзя сказать, где зло, а где добро. Да, Рихальт помогает людям столько же, сколько и себе. Жизнь побросала его, и, хотя его служба Вороньей лапе не что иное как помощь человечеству, к третьему тому цикла читатель не может с уверенностью сказать, что Безымянные лучше Глубинных королей. Они предают, лгут и подчиняют с такой же легкостью, как и враги. Единственное отличие – они на «нашей» стороне.
Недостатком всей серии является ее неоднородность: вторая часть трилогии уступает другим, а в последней автор все-таки торопится и намеренно сгущает красок и усиливает героя. Некоторые любители фантастики не оценили также чрезмерную натуралистичность, жестокость в описании боев и отсутствие какого-то глубинного смысла во всем происходящем (который нечасто встречается в фэнтези романах). Тем не менее, «Печать ворона» Эда Макдональда заняла свое почетное место среди современных фэнтези циклов и явно нашла своих фанатов по всему миру.
Читайте книги, любите жизнь.
Эверстов Максим, Медиацентр Национальной библиотеки РС (Я).