Роман Брэдбери о книгах и будущем

07.05.2022

рэй.jpg

Наследие Рэя Брэдбери не оставляет сомнений в гениальности писателя. «Марсианские хроники» и «Вино из одуванчиков» сделали имя писателя мировым. Откройте любой американский или английский сборник рассказов или повестей авторов НФ или социальной фантастики – там будет имя Брэдбери. В малой прозе он не менее хорош, чем в крупной.

Для ценителей жанра визитная карточка Рея Брэдбери – роман «451 градус по Фаренгейту», по проблематике и облику художественного мира близкий антиутопиям Олдоса Хаксли «Дивный новый мир» и Джорджа Оруэлла «1984». В их романах философия потребительства и проблема политической пропаганды зазвучали до жути актуально, намекая, что первый тоталитарный порядок – СССР – уже есть, новые не заставят себя ждать.

Говоря о потребительском обществе, новой мировой войне и нивелировании личности, Брэдбери в «451 градусе» следует по пути, который указал задолго до Хаксли и Оруэлла русский писатель Евгений Замятин в романе «Мы». Читатель узнаёт классические признаки литературной антиутопии: героя-бунтаря, испытание любовью и двоемыслие в обществе. Такие тексты становятся особенно популярны во времена массовых волнений – когда читатели ощущают грядущие перемены.

Брэдбери, создавший не один десяток потрясающих текстов, привносит динамику, мотив одиночества и неоднозначность образа антагониста (Битти) в звучание антиутопии. Мир, описанный в романе, показан глазами главного героя – пожарника Гая Монтега. В обязанности героя входит изымать и сжигать книги. Как и в других романах-антиутопиях, протагонист призван преодолеть идею несвободы в себе, а затем бороться с ней в обществе.

Автор строит конфликт уставшего от пустоты и неудачного брака героя и порочного режима. Государство изображено эфемерно, лишено лидера, но имеет приметы тоталитаризма. Народ оболванен телевидением, потребительской идеей приобретения и наркотиками. Гай «пробуждается» после встречи с Клариссой, когда у него появляется интерес к жизни и необычные стремления. Затем автор превращает героя в преступника, идущего против режима: он лжет, спасает и сохраняет книги. Концепция героя, существующего внутри тоталитарного порядка и разбирающегося в его внутренних механизмах, традиционна для антиутопии. Герой предаёт систему, как и Д-503 Замятина.

Финал романа выламывается из границ антиутопий прошлого. Брэдбери идёт дальше предшественников и позволяет герою бежать и стать свидетелем краха старого мира и зарождения нового. Каким образом? Читайте в романе «451 градус по Фаренгейту».




                                                                                                                                                                                                   Медиацентр НБ РС (Я)

Рубрики