О творческом наследии Софрона Данилова

08.04.2022
8.jpeg

Мыреева А.Н.

доктор филологических наук

 

О творческом наследии С.П. Данилова

(19.04.1922 ‒ 07.09.1993)

Данилов Софрон Петрович, народный писатель Якутии, заслуженный работник культуры РФ, лауреат государственной премии ЯАССР им. П.А. Ойунского. Писатель, литературный критик, видный общественный деятель, С.П. Данилов оставил многогранное творческое наследие. Он писал стихи и очерки, рассказы и повести, драмы, учебники по якутской литературе и др.

Более всего талант прозаика раскрылся в эпическом жанре, в романах: “Сүрэх тэбэрин тухары” (“Бьется сердце”, 1967), “Киһи биирдэ олорор” (“Красавица Амга”, 1972), “Барымаҥ даа, кубалар” (“Сказание о Дженкирэ”, 1986‒1991), и в повестях: “Манчаары” (1969), “Дьону үөрдэ сырыттарбын” (“Нести людям радость”, 1967), “Бааһына” и др.

В традициях историко-революционного жанра роман “Красавица Амга” (1972) отличает острота социального конфликта, что определяется накалом классовой борьбы в атмосфере 20-х годов прошлого века в Якутии.

Трагические события времен гражданской войны представлены в судьбе одной семьи: дочь и сын богача Аргылова оказались по обе стороны межи, в ситуации не только социального, но и нравственного выбора. Психологически углубленно показано духовное возрождение людей из народа на примере таких персонажей, как главный герой Томмот Чычахов, батрак Суонда, возница Лэкиэс. Психологически тонко показаны душевные переживания матери и дочери Аргыловых. Забитая, покорная, мать Ааныс безропотно несет свой мученический крест, дочь же Кыча смело отстаивает свое человеческое достоинство, в ней проснулись независимость и гордость. Ее образ, озаренный светом нравственной чистоты, сообщает лирический настрой повествованию.

Новаторством С. Данилова в жанре историко-революционного романа является углубление внимания к нравственно‒психологическому содержанию конфликта, что ведет к изменениям в структуре жанра. Произведение С. Данилова соединило в себе особенности историко‒революционного и социально‒психологического повествования.

Этапным произведением якутской литературы стал роман “Бьется сердце” (“Сүрэх тэбэрин тухары”) (1967). Роман был новаторским и по проблематике, и по жанровым особенностям. Определяющей основой сюжетно‒композиционной организации стало обращение к современности. В рассказе о жизни коллектива сельской школы автор высвечивает важные социально‒нравственные проблемы времени, во главу угла выходит концепция личности. В образе учителя Сергея Аласова раскрыты черты передового человека времени. В недавнем прошлом фронтовик, Аласов и в мирных обстоятельствах проявляет высокий спрос к чести и достоинству человека, бескомпромиссно борется против консервативных методов обучения и воспитания в школе.

Психологическое мастерство писателя позволило показать характеры людей с разными жизненными позициями, таких, как Аласов, Нахов, Майя Унарова, с одной стороны, и противостоящие им директор школы Пестряков и его сторонники. Психологическое мастерство писателя раскрывается в рассказе о женских судьбах Надежды Пестряковой и Майи Унаровой. Основным средством раскрытия сложных характеров являются такие приемы психологической прозы, как внутренний монолог, несобственно-прямая речь, особая активность авторского начала. Все средства психологической характеристики способствуют углубленному раскрытию нравственно‒психологических проблем времени, характера современника.

Актуальностью и новизной проблематики отличается последний роман С. Данилова “Не улетайте, лебеди!” (1984). Впервые в якутском романе масштабно освещается экологическая проблема, писатель художественно освещает экологические последствия промышленного освоения северного края.

Природа предстает как основа формирования национального характера, определяющая систему нравственно‒этических, философских воззрений северного народа. Благодаря мастерству живописания писателя на страницах романа предстает во всем многообразии неповторимое очарование северной природы.

В концептосфере национального мира значимы концепты: алаас, сэргэ, олень, вечная тайга. В поэтической системе романа символическое значение обретают и прекрасные лебеди, и чистый прозрачный таежный ручеек и гармоничное создание природы ‒ солнечный олень.

Отношение к природе показано как нравственное мерило личности, подлинности ее гражданских позиций, что претворено в системе героев романа. В основе сюжета ‒ судьба природы одного из северных районов республики в условиях разворачивания деятельности золотодобывающего комбината. Функциональному рационализму партийного руководства противопоставлено истинное чувство любви главных героев к родному алаасу, к “малой родине”. В обстоятельствах 70‒х годов прошлого века писатель по‒граждански смело поставил вопрос о защите природы, о причинах нравственной деградации человека: это бездушное потребительское отношение к природе, и подавление творческого, созидательного начала в труженике, административный произвол и бюрократизм.

Важное значение в романе приобретает вопрос о преемственности поколений отцов и детей. Лучшие качества национального характера, народное понимание жизни природы представлено в образе мудрого деда Дархана. Он одарен талантом знания истинной жизни природы, для него природа и добро неразделимы. Это убеждение, как главный нравственный урок, он преподносит внучке Чаре.

Мотив преемственности народных, национальных традиций претворен в концептуальном образе сэргэ. Для народа саха каждое сэргэ священно; оно символизирует крепость нравственных устоев семьи, народа в целом, воплощая неразрывную связь поколений.

Символами человеческого бездушия, административного своеволия предстают в романе опустевшие алаасы, обезлюдевшие села. Печально знаменитая кампания 60-х годов по ликвидации так называемых неперспективных сел сыграла свою роль и в Якутии.

Поэтически окрашенные картины природы придают лирическую тональность всему повествованию, оптимистическое звучание. Пейзажные картины пронизаны солнечным светом, сверкают многоцветьем красок, буквально источают неповторимый аромат якутской природы. Лирический голос автора утверждает, что только на такой земле могло родиться великое эпическое создание народа ‒ олонхо.

Таким образом, с сыновней любовью и болью сердца писатель‒гуманист поведал о судьбе родной природы. В свое время об этом писал В. Яковлев ‒ Далан: “Как Софрон Дани лов в своем последнем романе “Не улетайте, лебеди!”, защитим же и восславим чистую и светлую, как белоснежные лебеди, душу родного народа, его коренные нравственные ценности!” [4].

Так, в каждом своем новом романе, С. Данилов предстает как писатель‒новатор, обогативший и проблематику, и поэтику традиционного жанра. При всем своеобразии каждого романа, их объединяет неповторимость творческого почерка писателя, особое внимание к внутреннему миру героев, углубленный психологизм. Как писатель‒гуманист, Софрон Петрович Данилов оставил богатое творческое наследие, свое видение истории родного народа, через призму душевных переживаний героев. Писатель поднимал самые острые, животрепещущие проблемы времени с главной заботой ‒ о будущем родного народа, о сохранении его духовно‒нравственных ценностей.

 

Литература:

1.     Данилов С.П. Красавица Амга = Киһи биирдэ олорор. ‒ Якутск: Кн. изд‒во, 1973. ‒ 272 с. ‒ (На якут. яз.)

2.     Данилов С.П. Сүрэх тэбэрин тухары = Пока бьется сердце. ‒ Якутск: Кн. изд‒во, 1967. ‒ 608 с. ‒ (На якут. яз.)

3.     Данилов С.П. Барымаҥ даа, кубалар! = Не улетайте, лебеди! ‒ Якутск: Кн. изд‒во, 1986. ‒ 508 с. ‒ (На якут. яз.)

4.     Яковлев, В.С. ‒ Далан. Не улетайте, лебеди! (Из воспоминаний о С.П. Данилове) // Саха сирэ. ‒ 1994. ‒ 7 сент. ‒ (На якут. яз.)



Рубрики