Вселенная олонхо: сотворение мира

Читаете ли вы олонхо? Какие основные сюжеты и героев знаете? Можно взять и начать слушать или читать эпические тексты. А можно попробовать начать с теоретических материалов, они не менее увлекательны. 

27.01.2022

585900be-536b-4dc2-a0e8-6f9a70631bb3.jpg

В Электронной библиотеке Национальной библиотеки РС (Я) https://e.nlrs.ru/collections/12 представлена тематическая подборка «Якутский героический эпос Олонхо», в которой представлено более 300 книг, среди них много эпосоведческой, исследовательской литературы. По материалам этой подборки мы начинаем новую рубрику – «Вселенная олонхо», в которой будем знакомить вас с основными сюжетными линиями и образами прославленного эпоса. Каждый выпуск рубрики будет сопровождаться видеопримерами в исполнении студентов Арктического государственного института культуры и искусств.

Олонхо - общее название героического эпоса якутов, состоящего из множества больших сказаний. Средний размер из 10–15 тысяч стихотворных строк. Крупные олонхо доходят до 20 и более тысяч стихотворных строк. Путем контаминации различных сюжетов якутские олонхосуты (сказители олонхо) в прошлом создавали еще более крупные олонхо, но они остались незаписанными.

В характеристике сюжетов якутского эпоса исследование опирается на классификацию Н.В. Емельянова, различающего следующие типы сюжетов олонхо: о заселении Среднего мира, о родоначальниках племени и женщинах-богатырках, о защитниках племени. Подчёркнуты характерные сюжетные ситуации: камлание шамана, обряд деторождения, посвящение в воины, сватовство, главный летний праздник саха Ысыах.

1.Олонхо с более ранними типами сюжетов о заселении Среднего мира потомками божеств Айыы, от которых пошло племя Ураанхай саха. Согласно одной линии развития темы верховное божество Урунг Айыы Тойон сам заселяет своих детей на Средний мир, дабы обустроить жизнь на земле; по другой линии, Средний мир заселяется отверженными провинившимися потомками божеств Айыы (см.Дыырай Бэргэн).

2.Олонхо о родоначальниках племени, предназначенных божествами быть прародителями Ураанхай саха и совершающих героический поход за невестой – суженой, которую герой, часто именуемый Эр Соҕотох (Муж Одинокий), добывает победой над соперниками в богатырском состязании и единоборстве.

3.Олонхо о защитниках племени Айыы аймаҕа с главным героем Ньургун Боотур или Мүлдьү Бөҕө (рус. Мюльдю Бёгё).

«В якутской мифологии создателем Вселенной выступает триада богов. Участник Второй Камчатской экспедиции И.Я.Ленденау (сер.18 века) записал следующий миф: братья-божества Аар тойон, Юрюнг (Айыы) тойон и Сугэ тойон решили сотворить Небо и землю. А родоначальник абаасы (злых духов) Адьарай бөҕө создал метеоры. Но так как он захотел подчинить своей власти всю Вселенную, то Аар тойон с братьями присудили ввергнуть его в преисподнюю Үөдэн. Из-за этого он сделался врагом рода человеческого».

Мир, который был создан триадой богов, состоял вначале из Неба, которое было маленькое кольцо, и Земли, которая была похожа на большой четырехугольный коврик тэллэх. Позже Земля стала значительно увеличиваться, растягиваться. 

А в олонхо Г.Ф. Никулина первоначально эпические Небо и Земля также невелики по своим размерам, и первый человек «расширяет» и «увеличивает» их:

Когда туманное белое небо

С трефового туза размером было.

Своей головой имеющей четыре шва,

Расширил-увеличил его (первый человек, говорят).

Когда семиугольная земля-матушка

 С червонного туза размером была,

Своими мозолистыми ступнями

Расширил, увеличил ее (первый человек, говорят).

Согласно мифу, сохранившемуся в якутской эпике, разделение Вселенной на отдельные миры и страны произошло из-за желания обладать лучшими странами – землями. Разгорелась длительная война между тремя союзами племен – Юрюнг Аар тойона, Улуу тойона и Арсан Дуолайя. 

«Все страны, окутанные мраком, освещенные заревом пожаров, стонали, истекая кровью, как живые существа. Близился конец мира» (Ойунский П.О. Якутская сказка (олонхо), ее сюжет и содержание). Тогда воюющие стороны прекратили битву и заключили мир. Договорились о разделении Вселенной на три отдельных мира и заселили каждый из них. Верхний мир был заселен племенами Юрюнг Аар тойона и Улуу тойона, Средний – тридцатью пятью племенами, в числе которых были якуты – ураанхай сахалар, а Нижний мир был отдан племенами Арсан Дуолайя, которого иначе звали Буор Магалай (Земляное Чрево).

В олонхо Верхний и Нижний миры отличаются друг от друга и от Среднего (земного) мира. По эпической космологии, они все представляют замкнутые, в основном круглые сферы с землей и небом, с солнцем и луной. Все три мира связаны между собой саркальными проходами.

Каждый уровень или мир имеют свои многолинейные (многослойные) пространства. Последние имеют свои линейные характеристики, благодаря чему герои олонхо перемещаются в них с различной скоростью. Более того, разные слои Вселенной населены различными по своей природе существами.

Три мира в мифологическом пространстве олонхо временами как бы ориентированы не вертикально, а горизонтально – по сторонам света. И тогда Средним миром, населенным людьми, оказывается родовая территория главного героя-богатыря. Иные миры как бы располагаются на окраинах: нижний мир абаасы, злых духов – на севере, мир светлых божеств айыы – на востоке (реже на юге). Обе ориентации, вертикальная и горизонтальная, изоморфны» (А. И. Гоголева, А. А. Бурцева «Якутское олонхо в контексте мифологии и эпической поэзии народов Евразии», Якутск, 2012, с.16-19).

Литература:

1.     Н.В. Емельянов Сюжеты якутских олонхо, М., 1980 https://e.nlrs.ru/online2/670

2.     Н.В. Емельянов Сюжеты ранних типов якутских олонхо, М., 1983

3.     Н.В. Емельянов Сюжеты олонхо о родоначальниках племени, М., 1990

4.     Олонхо - духовное наследие народа Саха: сборник научных статей, Я., 2000 1980 (доступно онлайн на сайте по ссылке https://e.nlrs.ru/online2/2234).

5.     А. И. Гоголева, А. А. Бурцева «Якутское олонхо в контексте мифологии и эпической поэзии народов Евразии», Якутск, 2012 https://e.nlrs.ru/online2/7016



Отрывок о сотворении мира из эпоса олонхо П.А.Ойунского «Нюргун Боотур Стремительный» исполняют студенты кафедры народной художественной культуры Арктического государственного института культуры и искусств Ефимова Варвара и Гаврильева Анна. 

Үөһээ үлүскэннээх үрдүк мэҥийэ халлаан
​Үөтүүлээх үрүт өттүгэр үөскээбит
​Улуутуйар Улуу тойон оҕонньор,
​Уораан-аараан Хотун Куохтуйа икки
​Отут тоҕус биистэрэ
​Ол-бу бииһин ууһа диэн
​Арҕаһыттан тэһииннээх
​Айыы-хаан аймахтарыгар
​Үөрбэ-чаҕаан тылларыгар
​Үһүйээн буолан
​Үөтүллэ илигинэ, -
​​Дьулусханнаах дьулуо маҥан халлаан
​Дьураатыттан тутуллубута биллибэт,
​Үс күөгэйэр күлүм күлүүһүттэн
​Үктэллэнэн үөскээбит көстүбэт,
​Үлүгэрдээх үс ньүкэн үтүгэн
​Үлүскэннээх үрүт өттүнэн
Көй-сата салгынынан көтөҕүллэн
​Көтөр кыната көтүтэрэ көстүбэт,
​Эргийэр иэччэҕэ эргитэрэ биллибэт,
​Энэлгэннээх тойуктаах, ынчыктаах ырыалаах,
​Улаҕата көстүбэт,
​Уҥуоргута биллибэт,
​Уорааннаах уораҕайдаах
​Улуу байҕал уллуҥахтаах,
​Оруһуоллаах уулаах,
​Оһоллоох Одун байҕал
​Огдолуйбат олбохтоох,
​Орто туруу дьаҕыл дойду диэн
​Оҥоһуллубута эбитэ үһү...

Былыргы былдьаһыктаах дьылым
​Быралыйар быраман мындаатыгар,
​Урукку охсуһуулаах дьылым
​Уларыйар улаҕа өттүгэр,
​Алдьархайдаах ааспыт дьылым
​Аҥаарыйар анараа таһаатыгар,
Орто туруу дойду
​Отут биэс биис ууһа
​Ол-бу улуус диэн
​Иннинэн сирэйдээххэ,
​Ичээн эттээххэ,
​Икки атахтаахха
​Иһиллэ илигинэ;
​​Алдьархайдаах аллараа дойду
​Арбаҕаһын бүрүммүтүнэн үөскээбит,
​Атара бэйэлээх, арбыйа тиистээх
​Аатырар Арсан Дуолай аҕатын уустара,
​Адаҕатын кэппитинэн төрүөбүт
​Ааттаах Ала Буурай эмээхсин удьуордара
Отут алта биис ууһа
​Ол-бу бииһин ууһа диэн
​Көхсүттэн тэһииннээх,
​Көрбүөччү харахтаах
​Күн-айыы улууһугар
​Аат ааттанан
​Ахтылла илигинэ…



Материал подготовила сотрудник Медиацентра НБ РС (Я) Татьяна Павлова

Теги
олонхо
Рубрики