«Первая плеяда якутской интеллигенции в студенческие годы»

25.01.2022
sezd.jpg   

   Специалисты исследователи интеллигенции  – Д. Лихачев, В. Лебедев, А. Севостьянов – включают в это понятие два основных компонента: высокий профессиональный уровень знаний, образованность, а также "… нравственность, стремление чувствовать больные проблемы общества, относиться к событиям в стране как к делу собственной жизни".
   С 1990-х годов в якутской историографии наметилась (в качестве приоритетной) тема о национальной интеллигенции, возглавившей в начале XX в. Общественное движение в крае. В научной разработке проблемы выдвинулись методологические вопросы о предназначении интеллигенции, о времени, месте формирования как в центре, так и на местах.
   Так, историк Н.Н. Дьяконова разделяет на 2 периода хронологию процесса формирования интеллигенции: 1. Первая половина XIX в. – появление т. Н. «прединтеллигенции». 2. С 80-х гг. XIX в. – формирование Якутской национальной интеллигенции. В данной статье будут рассмотрены персоналии, относящиеся ко второму периоду, согласно хронологии Н.Н. Дьяконовой.
   В Якутии процесс появления первой плеяды интеллигенции происходил на фоне активного межкультурного взаимодействия с российской социокультурной средой. Первая интеллигенция представляла немногочисленный слой, характеризующийся приобщенностью к русской культуре, образованностью, стремлением к просветительству. Из этой среды выделились первые просветители и общественные деятели. Именно представителям первой волны национальной интеллигенции – в 80 – 90-х гг. XIX в. Выпала ответственная роль выступить за выход на историческую сцену.
   В публикации будет сделан упор на то, когда, в каких обстоятельствах, благодаря или вопреки чему, получили образование представители первой волны интеллигенции. Так случилось, именно в период студенчества в каждом из них были сформированы дальнейшие ориентиры, способствовавшие их развитию и становлению крупными деятелями в своей профессиональной сфере, а также в общественной жизни.
   Рассмотрены такие имена и фамилии, как: один из лидеров дореволюционной национальной интеллигенции Василий Никифоров – Кюлюмнюр, первооткрыватель синтетического каучука Иван Кондаков, первый якутский революционер и ученый Константин Неустроев – Урсик, один из первых врачей из якутов Прокопий Сокольников, первый мелиоратор и зачинатель музейного дела Петр Афанасьев, первый дипломированный юрист Михаил Афанасьев, основоположник якутской литературы Алексей Кулаковский – Ексекулээх Елексей, знаменитый историк, этнограф, знаменитый историк, фольклорист Гаврил Ксенофонтов.

-273x350.jpg

Василий Васильевич Никифоров – Кюлюмнюр – родился в Тебикском наслеге Дюпсюнского улуса. Когда Василию было 3 года, умер его отец. Его мать Екатерина Никифорова вторично вышла замуж за дюпсюнского улусного голову Даниила Федоровича Охлопкова. С этого момента отчим взял на себя заботы о малолетнем Василие. Охлопков как должностное лицо имел постоянные деловые отношения со ссыльными поселенцами-народниками своего улуса. В 1874 году в его семье поселился ссыльный Николай Странден. Он занялся обучением якутских детей русской грамоте, среди его учеников был и восьмилетний Василий. Летом 1875 года Николаю Павловичу Страндену удалось убедить родителей его отправить мальчика с ним в Якутск, где тот смог бы получить более лучшее образование. Так, девятилетний Василий оказался в городе и в 1876 году поступил в первый класс Якутской мужской прогимназии.

В годы учебы Василий Никифоров близко сошелся со ссыльным Н.П. Страндером, посещает нелегальный кружок политссыльного народника Папия Подбельского, дружит с политссыльным медиком А.Сиповичем, сопровождая его во время каникул в качестве переводчика в поездках к больным. В то же время он сформировал широкий круг общения с прогрессивными людьми того времени и в результате в 1885 году Василий Никифоров, оканчивавший тогда Якутскую мужскую гимназию, по тем временам представлял собой молодого человека с обширными познаниями в различных отраслях общественной жизни. Василий Никифоров известен на сегодняшний день как общественный деятель, учёный, писатель, журналист, предводитель якутской интеллигенции начала XX века, организатор политической организации «Союз якутов», один из зачинателей якутской литературы и театра.

Без названия (7).jpg

Иван Лаврентьевич Кондаков – родился в семье казачьего пятидесятника Вилюйской казачьей команды Лаврентия Алексеевича Кондакова. Отец, выйдя в отставку, как торгующий казак, скопил некоторое состояние и смог дать своим восьмерым сыновьям образование, в том числе четверым — высшее.  После окончания Вилюйского приходского училища, Якутской шестиклассной прогимназии и затем Красноярской гимназии, в 1880 г. Иван Кондаков поступил в Санкт-Петербургский университет на естественное отделение физико-математического факультета, которое и окончил в 1884 г. Кондаков студентом еще начал специально заниматься химией и, будучи на 2 курсе, издал труд «О составе серных желваков из Бахмутской огнеупорной глины», затем поступил в лабораторию профессора А. М. Бутлерова, где стал заниматься специально органической химией.

В 1885 г. Кондаков был оставлен при Санкт-Петербургском университете для подготовления к профессорскому званию, а в 1886 г. назначен штатным лаборантом по физиологической химии в Варшавский университет. В 1894 г. защитил в Санкт-Петербурге магистерскую диссертацию: «О синтезах под влиянием хлористого цинка в ряду жирных соединений». В 1899 году он открыл каталитическую полимеризацию диметилбутадиена в синтетическое каучукоподобное вещество. Исследования И. Л. Кондакова легли в основу способа получения синтетического метилового каучука в Германии в 1910 году. 

image.jpg

Константин Дмитриевич Неустроев – Урсик – родился в Якутске. Мальчик, рано лишившись родителей, воспитывался у дяди в Западно-Кангаласском улусе. Первым его учителем был ссыльный грузин Целикурадзе, подготовивший к поступлению в начальное училище.

По окончании Якутской прогимназии, как один из способных учеников, Константин Неустроев был направлен в Иркутскую мужскую гимназию, которую блестяще закончил в 1877 г. Будучи студентом Петербургского университета К.Г. Неустроев, примкнул к революционным народникам, вскоре стал членом Центрального университетского кружка народовольцев, возглавляемого А. Желябовым и С. Перовской. За участие в студенческих беспорядках в феврале-марте 1881 г. был приговорен университетским судом к аресту на 7 суток.

По окончании университета К.Г. Неустроев защитил 30 мая 1881 г. кандидатскую диссертацию на тему “Опыты над влиянием света на гелиотропизм”. Уже как кандидат естественных наук он был направлен в Иркутск преподавателем женской гимназии с одновременным исполнением обязанностей воспитателя. В это время он начал активно заниматься революционной деятельностью и за это был арестован по доносу. Через год ученого судили, обвинив в проведении революционной пропаганды и в содействии политзаключенным, совершившим побег из Иркутской пересыльной тюрьмы. Но за недостатком улик суд ограничился лишением его права заниматься педагогической деятельностью в течение трех лет и высказался за переселение в отдаленные места губернии. Генерал-губернатор Анучин, не утвердивший такое решение суда, явился в камеру, где содержался Неустроев, и обратился к нему с издевательскими выкриками в присутствии сопровождавших. Возмущенный Неустроев дал Анучину пощечину, за что военно-полевым судом был приговорен к смертной казни.

58cca7cbaf1fa.jpg

Прокопий Нестерович Сокольников – родился в Секкячинском роде 3-го Жехсогонского наслега Ботурусского улуса. По окончании Чурапчинского двухклассного училища в 1881 году Прокопий приехал с отцом в Якутск и поступил в шестиклассную мужскую прогимназию. После конфликта с учителем, отчисленный из последнего класса, он продолжает учебу в Якутской духовной семинарии. В 1893 г. П. Сокольников становится студентом медицинского факультета Томского университета.

В 1896 году в Нижнем Новгороде открывается Всероссийская промышленно-художественная выставка, где уполномоченным от Якутской области работает друг Сокольникова по прогимназии Василий Васильевич Никифоров. Туда же приезжают братья Петр и Михаил Афанасьевы — тоже бывшие одноклассники Прокопия. На выставке Сибирским отделом заведует всемирно известный ученый, географ, путешественник П.П.Семенов-Тянь-Шаньский. Друзья добиваются через него приглашения П.Н.Сокольникова из Томска в Нижний Новгород в качестве экскурсовода. Молодые якуты понравились Петру Петровичу, и он ходатайствует перед Министерством просвещения о переводе П.Н.Сокольникова из Томского университета в Московский. Так Прокопий становится студентом знаменитого учебного заведения. Там ему посчастливилось слушать лекции и посещать занятия, проводимые крупнейшими профессорами того времени. Его учителями были: И. М. Сеченов — знаменитый физиолог, Н. Ф. Филатов — основоположник педиатрии в России, Н. В. Склифосовский и др.

Еще одним примечательным событием в его биографии становится знакомство его со Львом Толстым. Лев Николаевич просит П.Н.Сокольникова сопроводить до Якутска своих единомышленников-духоборов. Прокопий Нестерович блестяще выполнил поручение великого писателя. Он оказывал женам и детям духоборов медицинскую помощь, собирал пожертвования от населения. В этот период Толстой и Сокольников становятся друзьями по переписке. П.Н.Сокольников переписывался с Л.Н.Толстым с марта 1899 года до февраля 1901 г. Сохранились восемь писем П.Н.Сокольникова великому писателю. Л.Н.Толстой в своих ответных посланиях обычно подписывался «Любящий Вас Лев Толстой».

medium_2e457de8145fda37ff427b69420bad3d33e67b78.jpg

Петр Алексеевич Афанасьев - Бөтүрүүсэ - родился в I Оспехском наслеге Дюпсюнского улуса. Петр до поступления в мужскую прогимназию учился у политических ссыльных – Петра Ермолова, Николая Страндена, Дмитрия Юрасова. В возрасте 10 лет он поступил в мужскую прогимназию города Якутска. После окончания 3-го класса прогимназии он два года жил и учился в школе-интернате в Мегинском улусе, посещал кружок ссыльного Папия Подбельского.  

В 1893 г. Петр Афанасьев был избран на должность головы Дюпсинского улуса. В 1896 г. он совершил поездку в Москву на коронацию Николая II в качестве депутата от инородцев Якутского округа. В том же году Петр Алексеевич представлял Якутскую область на XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде, для которой он собрал коллекцию макетов и оригиналов орудий охоты и рыболовства. Позднее П.А. Афанасьев представлял свою коллекцию для экспонирования на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. 

П.А. Афанасьев был широко известен и как публицист, активно ратовавший за реформирование землепользования и модернизацию традиционного якутского хозяйства. В 1910 г. П.А. Афанасьев выступил инициатором сооружения плотины на р. Олом на территории 2-го Оспетского наслега. В 1914 г. П.А. Афанасьев открыл частный зоологический музей в Дюпсинском улусе, который, впоследствии, в 1921 году, был национализирован. В 1928 году потомки Афанасьева, после его смерти, передали коллекцию в музей им. Е.М. Ярославского.

 П_А_ Афанасьев.png 
Слева направо: В.В. Никифоров, П.А. Афанасьев, М.А. Афанасьев. 

Михаил Алексеевич Афанасьев – брат Петра Афанасьева, родился I Оспехском наслеге Дюпсюнского улуса.Михаил первоначальное воспитание и образование получил в среде политических преступников, сосланных в Сибирь по делу Д. В. Каракозова. Именно дворянин, бывший политссыльный Петр Дмитриевич Ермолов был главным руководителем в умственном и нравственном развитии Михаила Алексеевича. В 1886 г. благодаря своему учителю-наставнику Михаил поступил в 8-й класс Пензенской гимназии. До окончания курса гимназии в 8-м классе Михаил находился под непосредственным влиянием П. Д. Ермолова. Историки отмечают, что желание уехать на учебу в центральную Россию у Михаила появилось благодаря рассказам ссыльного народовольца П. П. Подбельского, который давал частные уроки Петру и Михаилу Афанасьевым, также с Подбельским были знакомы Никифоров и Сокольников. 

Окончив гимназию, Михаил Алексеевич осенью 1891 г. поступил в Московский императорский университет на юридический факультет. Будучи студентом второго курса, Михаил Алексеевич в переписке с неизвестной личностью написал письмо «О задачах якутской интеллигенции». Это письмо было обнаружено в Петербургском филиале архива Академии наук России доктором исторических наук Н.Н. Дьяконовой. Документ датирован 1892 г., автору письма на тот момент было 22 года. Это письмо не было предназначено для публикации, однако автор хотел, чтобы с ним ознакомилось как можно больше людей и выразило бы свое отношение к затронутым проблемам.

Михаил Алексеевич тесно дружил с Прокопием Сокольниковым, жил у него в Москве. После окончания юрфака Московского императорского университета в 1896 г. с дипломом второй степени, был назначен младшим кандидатом на должность по судебному ведомству при Санкт-Петербургском окружном суде. За много лет он сменил много мест работы во многих городах, работал  мировым судьей города Якутска, занимал должность в постпредстве Якутии в Москве.

images (3).jpg

Алексей Кулаковский – Ексекулээх Елексей – родился в традиционной патриархальной семье крестьянина среднего достатка Елисея Васильевича и Анастасии Николаевны Кулаковских. В 1889 г. поступил в Чурапчинскую начальную школу, которую окончил с отличием в 1890 г. В 1891—1897 гг. учился в Якутском реальном училище и стал первым якутом, блестяще окончившим это учебное заведение.

После окончания училища работал письмоводителем в улусе и наслегах, занимался подрядным строительством, учительствовал. Не имея возможности продолжить дальнейшее образование, несмотря на трудности (удаленность от центра, дороговизна книг, трудности их выписывания по почте) А. Кулаковский занялся самообразованием. Этому способствовало его знакомство с первым якутским дипломированным врачом, выпускником Московского университета П.Н. Сокольниковым. По свидетельству современников, А. Кулаковский перечитал всю библиотеку старшего друга, в ее фондах были представлены труды К. Маркса, Д. Милля, Т. Мальтуса, Ж. Сисмонди, А.Дж. Тойнби и других, работы М. Вебера, Л. Моргана, Ф. Ницше, Г. Спенсера. В этой библиотеке были также работы по естественным наукам, математике, психологии, истории, этнографии, религии, в частности, по буддизму.   Усиленно занимаясь самообразованием, позднее А. Кулаковский изучил эсперанто, стенографию и 16 тюркских языков.

Просветительские взгляды А.Е. Кулаковского формировались под влиянием мировой, в первую очередь русской, культуры и науки на основе того жизненного материала, который он собирал в течение всей жизни, будь то фольклорный, лингвистический, этнографический материал или глубокие исследования практического хозяйства якутов начала ХХ века. Основоположник якутской литературы, просветитель, философ-гуманист А.Е. Кулаковский сыграл исключительную роль в формировании национального самосознания народа саха. 

Ксенофонтов_Гавриил_Васильевич.jpeg

Гаврил Васильевич Ксенофонтов – родился в местности Тиит-Арыы Хангаласского улуса. Сразу после рождения родители отдали его на воспитание в семью якута Ионы Слепцова. Связано это было с тем, что у Ксенофонтовых новорожденные дети часто умирали, в этом случае, согласно якутским поверьям, необходимо было поменять местожительство ребенка, чтобы запутать злых духов — “абаасы”, приносящих болезнь и смерть. Гавриил был старшим сыном в семье, после него у Ксенофонтовых еще родилось пять сыновей и три дочери. Начальное образование Г. В. Ксенофонтов получил в сельской школе грамоты и через год поступил в детский Мариинский приют в г. Якутске.

В 1899 году после окончания Мариинского приюта Г. В. Ксенофонтов был принят в Якутское реальное училище, где проявил себя способным и прилежным учеником, особых успехов он достиг в математике, за что его товарищи прозвали “Архимедом”. В старших классах он стал посещать библиотеку политических ссыльных и активно читать революционную литературу. Заведующим библиотекой был социал-демократ С. Ф. Котиков, который организовал в Якутске нелегальный кружок, привлекая в него демократически настроенную часть из числа учащейся молодежи. Сюда и попал юный Ксенофонтов. После окончания училища, год проработав в Якутске в качестве репетитора, он в 1907 году устраивается на работу народным учителем в сельскую школу. По настоянию отца в 1908 году Г. В. Ксенофонтов поступает на юридический факультет Томского университета.

Оказавшись в Томске, Ксенофонтов сразу погружается в “вольнолюбивую” демократическую студенческую атмосферу: увлекается идеями сибирского областничества, посещает научный кружок “Сибиреведение”. В 1912 году он получает диплом юриста второй степени и предложение Н.Н. Розина остаться на кафедре уголовного права для подготовки к профессуре. Гавриил Васильевич отказывается от предложения и поступает в адвокатуру, в качестве помощника присяжного поверенного в Омский округ с местожительством в городе Томске. Год он занимается судебной практикой под руководством присяжного поверенного Б. М. Гана, а затем возвращается в Якутск. С этого времени начинается его блестящая карьера адвоката. Вскоре он становится одним из самых известных юристов в городе Якутске и активно ведет общественно-политическую деятельность.

В 1920 году он переезжает в Иркутск, где начинает слушать лекции по истории Сибири. На становление же его как профессионального этнографа-полевика повлияла научная среда Иркутского университета, где он начинает принимать активное участие в кружке “Народоведение” и в работе Восточно-Сибирского отдела Русского Географического общества. Так начинается его путь в качестве ученого-гуманитария широкого профиля.

участники-съезда-посвященного-вопросам-землепользования-якутск-февраль-1902-г.jpg

   В заключении отметим, что особенностью первого поколения якутской интеллигенции было то, что они являлись выходцами, в основном, из знатных и состоятельных родов, что послужило огромным толчком в получении ими образования в разных учебных заведениях.Также возникновение среди якутского общества ярких общественных деятелей крупного масштаба, было обусловлено формированием и становлением интеллектуальной и культурной среды в Якутской области. Интеллектуальную и культурную среду зачастую сформировали политические ссыльные, которые были людьми грамотными, разносторонне развитыми. Большинство представителей интеллигенции, не ограничивая себя получением образования в прогимназии и Реальном училище города Якутска, по счастливому стечению обстоятельств или своему усилию продолжали обучение в крупных вузах страны. Находясь в дали от дома, все они смогли отличиться высоким интеллектом, талантом и всесторонним развитием. Все они впоследствии посвятили свою жизнь служению своему народу и краю, пережили множество потрясений, жизненных и общественных, кто-то трагически погиб, но их имена навсегда остались в истории не только Якутии, но и России.

   Материалы, касающиеся данной темы, доступны в читальных залах Национальной библиотеки Якутии, также в ее Электронной библиотеке по адресу nlrs.ru.

А.И. Прибылых,

Главный библиотекарь Медиацентра 

Национальной библиотеки РС(Я)

Литература и источники:

1.     А.С. Николаева “Зарождение якутской интеллигенции во второй половине XX века. Просветительская деятельность Е.Д. Николаева”. https://cyberleninka.ru/

2.     А.А. Моякунова “Дюпсинский род Афанасьевых”. Якутск: Чопчу, 2021

3.     Руководители Якутии. /[ред.колл.: Е.П. Антонов и др.] Якутск, Бичик, 2012

4.     Якутия на рубеже XIX – XX вв.:общество, люди, память: Сборник научных статей по материалам Республиканской научно-практической конференции, г. Якутск, 28 ноября 2018 г./ отв. ред. Боякова С.И. – Якутск: Изд-во ИГИиПМНС СО РАН, 2019

5.     https://ru.wikipedia.org

6.     http://xang-biblio.ru/ksenofontov-gavril-vasilevich-2/

7.     https://www.yakutskhistory.net/


Рубрики