«Манчаары» - культурно-просветительное и коммуникативное сообщество Якутии в 1921–1922 гг.
Возрождение дореволюционных коммуникативных сообществ в 1920-е гг. было напрямую связано с деятельностью литературных объединений и групп акмеистов, символистов, футуристов и др.
Культура Российской империи до установления власти большевиков была «литературной насквозь», что предполагало активность обществ и кружков в культурной, общественной жизни и литературном процессе не только Санкт-Петербурга и Москвы, но и провинции. В этих сетевых объединениях устанавливались контакты между автором и читателем, между литераторами, заказывались рецензии, читались и обсуждались художественные новинки, распространялись книги. С имперского периода кружки проводили свои мероприятия в виде «четвергов» Н.И. Греча, «пятниц» В.А. Жуковского, «суббот» С.Т. Аксакова и др. [Колесник, 2008, с. 68, 69, 71]. При этом ключевую роль здесь играли структурные подразделения обществ – секции и кружки, ответственные за повседневную культурно-просветительную работу, тогда как правление выполняло организационные, представительные, финансовые и хозяйственные функции [Попов, 2006, с. 250].
Устоявшимися формами культурно-интеллектуальной жизни дореволюционной России являлись салоны — кружки — вечера. Кружки возникали в «недрах» салона как его интеллектуальное ядро, небольшая, но идейно интегрированная группа. Салонно-кружковая жизнь остался «невспаханным» полем микро-исторического анализа культурно-интеллектуальной истории, изучения «литературного быта», стиля жизни интеллектуалов, их окружения, борьбы литературных партий, а также интеллектуальных движений [Колесник, 2008, с. 69, 72].
23 декабря 1921 г. по инициативе Якутской секции при Якутгуббюро РКП (б) с целью привлечения к советской работе якутской интеллигенции было организовано культурно-просветительное общество «Манчаары». Учредительное собрание состоялось 21 и 23 декабря в зале Якутского губревкома. На нем с приветственной речью выступил председатель Якутгубревкома П.А. Ойунский. В общество записалось 40 чел. Впоследствии его численность увеличилась до 107 чел. В правление избрали: председателем — А.Ф. Боярова, членами — А.И. Софронова, П.А. Винокурова и кандидатами к ним — писателя К.А. Сокольникова и М.А. Константинова [Антонов, 1992; Антонов, 1998; Антонов, 2002, с. 29].
Боровшаяся за символическое господство над молодежью советская власть взяла на вооружение идею поколений как средства консолидации своих сторонников. Следуя идеям Н.Г. Чернышевского, Д.И. Писарева, она провозгласила основным двигателем социального прогресса борьбу поколений как борьбу старого и нового. Отцы были объявлены консервативной силой, будущее признавалось только за новыми/молодыми людьми, «надежды которых еще не обрезаны опытом» [Родигина Н.Н., Сабурова Т.А., 2011, с. 149].
Новое общество «Манчаары» поставило перед собою задачу по «сплочению и объединению всех живых и культурных сил края во имя общей работы среди народных масс» и в «подчинении их трудовой пролетарской дисциплине». При этом провозглашался приоритет «масс якутского рабочего класса — хамначчитов и трудовой интеллигенции». Однако это вносило искусственный раскол в среду интеллектуалов путем выделения из нее «трудовой» части, связанной с якутским «пролетариатом». Следует учитывать, что так называемый якутский «пролетарий» — хамначчит — представлял собой зависимого работника в патриархально-феодальном хозяйстве тойонов. Подобного рода организация, по мнению местных партийно-советских руководителей, могла способствовать формированию «классового самосознания» и «высоких идеалов» у трудящихся края. Для достижения этой цели в обществе «Манчаары» предусматривались борьба с пережитками «буржуазной идеологии», распространение идей социализма и коммунизма, создание новых общественных форм жизни и взаимодействие с другими пролетарскими культурно-просветительными учреждениями и органами. Объединение состояло из секций: театральной, издательской, лекционно-агитационной, литературно-переводческой, собирания и изучения памятников народного творчества [Антонов, 2002, с. 29].
Еще 17 сентября 1921 г. на пленуме Якутгуббюро РКП (б) с участием Г.И. Лебедева, А.Г. Козлова, Д.Т. Браташа, И.Н. Иванова, Слободского и И. Стефанюка П.А. Слепцов-Ойунский предложил из-за отсутствия заведующего упразднить Политпросвет и передать его полномочия организуемому культурно-просветительному обществу «Манчаары». Однако И.Н. Иванов выразил сомнение, что новое объединение сможет самостоятельно работать. А.Г. Козлов внес кандидатуру А.Ф. Боярова.
10 декабря 1921 г. пленум Якутгуббюро РКП (б) с участием Г.И. Лебедева, А.Г. Козлова, П.А. Слепцова-Ойунского, Д.Т. Браташа, Слободского, а также девятерых молодых до 22-х лет членов и кандидатов РКП (б) организатором «Манчаары» утвердили Алексея Федотовича. И.Н. Иванов вместо планируемого места размещения нового общества в Спасском мужском монастыре, который следовало вернуть коллективу верующих, предложил забрать собор. Якутгуббюро постановило организовать «Манчаары» в Спасском мужском монастыре, а собор пока не отбирать [ГАНО, ф.р. 1, оп. 1, д. 138, л. 30–32].
Общество «Манчаары» проработало 8 месяцев. За это время его члены поставили один спектакль и весь полученный от него сбор в размере 1.750.000 руб. (здесь надо учесть невиданную инфляцию) поступил в фонд голодающих Поволжья. Национальный хор успешно выступал на всех массовых мероприятиях и пользовался популярностью в г. Якутске. Издательская секция совместно с Якутским губбюро РКП (б) во главе с Г.И. Лебедевым выпустили по алфавиту немецкого академика О.Н. Бётлингка 13 номеров газеты «Манчаары». Отметим здесь отказ от использования латиницы С.А. Новгородова, практикуемой большинством национальной интеллигенции и стремление нового сообщества ввести другой шрифт. В 1922 г. «Манчаары» и Якутгуббюро издали сборник «Ырыа-хоһоон” (Песни и стихотворения) тиражом в 1 тысячу экземпляров. Вырученные средства вновь ушли на борьбу с голодом в центр [Антонов, 2002, с. 29, 30].
«Манчаары» оказывало материальную помощь учащимся из Якутии, обучавшимся в Иркутске. Общество оказывало материальную помощь учащимся за пределами Якутии. Так, 15 апреля 1922 г. на общее собрание по выступлению А.И. Софронова, рассказавшего о бедственном положении якутских студентов в г. Иркутске, обратился в Продовольственный комитет с просьбой о выделении им 30 пудов хлеба. Студенческое землячество само должно было распределить его среди наиболее нуждающихся. Также по телеграфу связались с представителями бурятского студенчества с просьбой оказать за счет общества «Манчаары» посильную помощь выходцам из Якутской области. Уполномоченным по переговорам был П.А. Ойунский [НА РС (Я), ф. 459, оп. 1, д. 1, л. 14].
Лекционная секция с января по февраль 1921 г. устраивала еженедельные «субботки» для населения. На них лекторы выступали с информацией о текущих общественно-политических событиях, рассказывали об экономической жизни края. Члены также организовывали и проводили митинги-концерты (пения, декламации и др.). Литературная секция памятников старины не работали. 16 июня 1922 г. общее собрание интеллигенции Восточно-Кангаласского улуса образовало филиал общества «Манчаары» . В правление филиала избрали: председателем Г. Петракова, членами — П.Е. Дьячковского и И.Е. Алексеева. В архиве сохранились сведения о П.X. Федотове, уполномоченном открыть филиал общества в Западно-Кангаласской волости.
Основной целью деятельности общества являлось ведение агитационной работы во имя скорейшей бескровной ликвидации повстанчества. В улусы и наслеги было откомандировано 30 агитаторов. Руководил агитационной секции С.Н. Донской-П. Агитатор Ф.М. Егоров, отправленный в Ботурусский улус, принял участие в работе Третьего Ботурусского улусного съезда в Чурапче 5—6 сентября 1922 г. О военно-политической обстановке он регулярно сообщал в центральное правление. Чурапчинский съезд обратился с воззванием к повстанцам, в котором содержался призыв прекратить кровопролитие и вернуться к мирной жизни. Ф.М. Егоров ездил по наслегам и рассказывал сельчанам о ходе и результатах работы съезда. В итоге из тайги вернулись к мирному труду бывшие мятежники: Г.В. Студенцов, В.Ф. Кириллин и некоторые другие повстанцы [Антонов, 2002, с. 29].
6 июля 1922 г. состоялся пленум Якутского областного бюро РКП (б) с участием П.А. Ойунского, М.К. Аммосова, С.М. Аржакова, К.К. Байкалова, К.Р. Герценберга и семерых лиц с совещательным голосом. По докладу Максима Кировича собравшиеся признали работу «Манчаары», как принявшую «ярко-политический характер, несоответствующий его назначению». Поэтому партийцам – членам общества дали директиву о принятии мер для направления работ в сторону культурно-просветительной [ГАНО, ф.р. 1, оп. 1, д. 138, л. 58].
Местное партийно-советское руководство создавало «Манчаары» с целью сблизиться с национальной интеллигенцией, но ее большинство так и не вошло в состав общества. Секретарь Якутского областного бюро РКП (б) М.К. Аммосов в своем письме в ЦК РКП (б) от 10 августа 1922 г. писал, что общество «Манчаары» заменяло собой политическую организацию интеллигенции. Оно носило «слишком» ... политическую, коммунистическую окраску» и являлось фактически «филиалом компартии». Это, по его словам, портило отношения между властью и интеллигенцией. Общество ориентировалось лишь на хамначчитов и на «трудовую» часть интеллигенции, ограничивая тем самым свою социальную опору. Цель построения «социализма» и «коммунизма» в Якутии была непонятна основной части якутского народа.
Поэтому на Якутской городской конференции работников политико- и культурно-просветительных организаций было принято постановление. В нем говорилось, что: «конференция находит возможным реорганизацию общества «Манчаары» с уклоном в сторону культурно-просветительной работы. На общем собрании членов «Манчаары» 5 сентября 1922 г. общество переименовали в «Саха омук». Собравшиеся устранили из устава общества три пункта, провозглашавших коммунистические цели деятельности. Это явилось уступкой местных властей национальной интеллигенции, отказавшейся сотрудничать с «Манчаары» [Антонов, 2002, с. 29, 30].
Таким образом, присвоение культурно-просветительному обществу имя «якутского Робин Гуда» было символичным, и отражало горячее желание интеллектуалов сформировать национальную идентичность. Деятельность «Манчаары» была в основном агитационной, что имела важное значение в прекращении кровопролитной Гражданской войны, его связь с филиалами ввиду продолжавшихся боевых действий — слабой. Создание этого общества явилось попыткой новой власти сблизиться с якутской интеллигенцией, но эта попытка не увенчалась успехом. Поэтому 5 сентября 1922 г. «Манчаары»было переименовано в «Саха омук». Эта реорганизация «путем устранения из устава общества пунктов, говорящих о коммунистических целях общества» была предпринята во имя привлечения «якутской национальной интеллигенции к культурной работе».
Использованная литература
Антонов Е.П. “Манчаары” – страница истории “Саха омук” // Полярная звезда – 1992. – №6. – С. 159–162.
Антонов Е.П. Культурно-просветительное общество “Саха омук” (1920–1928 гг.). Отв. ред. Г.Г. Макаров. – Новосибирск: Наука, 1998. – 105 с.
Антонов Е.П. Культурно-просветительное общество «Манчаары». Публикация документа // Якутский архив. 2002. — №2. — С. 29–34.
Колесник И.И. Интеллектуальное сообщество»: сетевой анализ // Диалог со временем. — Вып. — №25–1. — 2008. — С. 55–86.
Попов Д.И. Культурно-просветительные общества в Сибири в конце XIX – начале ХХ вв. — Омск: Изд-во ОмГУ, 2006. — 512 с.
Родигина Н.Н., Сабурова Т.А. Поколенческое измерение социокультурной историиЕ.П. Антонов, ведущий научный сотрудник отдела истории и арктических исследований ИГИ и ПМНС СО РАН, кандидат исторических наук, доцент