Мы рекомендуем: Великий реформатор театра Константин Станиславский

Сегодня Всемирный день театра, установленный в 1961 году IX конгрессом Международного института.

27.03.2019

4cdf509e-30c8-408e-b7d8-4de4eed6362d.jpg

В международный профессиональный праздник театральных деятелей мы подготовили подборку книг о Константине Станиславском.

Во многих странах созданы театральные школы, студии, институты сценического искусства, воспитывающие молодых актёров по системе Станиславского. Многие выдающиеся мастера театра пишут о значении для их творчества открытий Станиславского.

Константин Сергеевич Станиславский (настоящая фамилия Алексеев) вошёл в российскую историю как великий реформатор театра, актёр, режиссёр, руководитель театров, теоретик и педагог. Создатель знаменитой актёрской системы, которая на протяжении 100 лет имеет огромную популярность в России и в мире.

Свою сценическую деятельность Станиславский начал ещё в юности. 5 сентября 1877 года Костя Алексеев (псевдоним Станиславский он взял в 1885 году) впервые выступил в домашнем любительском спектакле. Вокруг него образовался кружок любителей театра, получивший название Алексеевского.

190f3d89-525d-404f-8583-01408e9e8884.jpg

Об этом периоде его жизни рассказано в книге Н. Шестаковой «Первый театр Станиславского». Книга приглашает читателей в необычное, но увлекательнейшее путешествие по артистической юности Станиславского. Благодаря занимательной манере изложения, живому красочному языку, читатели станут как бы свидетелями создания домашнего театра Алексеевых, получившего название Алексеевского кружка, познакомятся с членами этой замечательной, богатой дарованиями семьи, её родными и друзьями. Подробно реконструируя спектакли Алексеевского кружка, поставленные юным Костей Алексеевым в 1877-1888 годах на сцене дома у Красных ворот в Москве и в театральном флигеле имения в Любимовске, автор стремится выявить то ценное, что вынес Станиславский из практики домашнего любительского театра и развил в своей последующей деятельности. Книга снабжена большим количеством иллюстраций, многие из которых публикуются в этой книге впервые.

В 1898 году Станиславский вместе с Владимиром Немировичем-Данченко основал Московский художественный театр.

d2af33a0-166f-451b-9bee-9469beb99e7b.jpg

О взаимоотношении основателей МХАТа рассказано в трилогии «Станиславский и Немирович-Данченко. История театральных отношений» О.А. Радищевой. Сотрудничество основателей МХАТа направлено на поиски и формирование правил взаимодействия по новому принципу. Последнее двадцатилетие сотрудничества К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, о котором говорится в третьей книге, отличается от первых двух десятилетий. Свой отпечаток накладывает перемена общественного строя в России и вмешательство власти в дела театра. Эти обстоятельства выдвигают на первый план рассказ о способах выживания МХАТ, о сохранении традиций и направления театра в условиях советского времени.

4ca37cda-31ea-4242-a178-25b3c2098d17.jpg

Отдельно хотелось бы отметить мемуары Станиславского «Моя жизнь в искусстве». В этой книге Константин Сергеевич Станиславский ярко и интересно рассказывает о своём большом пути в искусстве – пути от любительских домашних постановок до вершин артистического и режиссёрского мастерства, до мировой славы созданного им МХАТа. Книга содержит правдивые литературные портреты А. Чехова, М. Горького, Г. Гауптмана, А. Дункан и других выдающихся современников автора.

Одно из самых знаменитых и востребованных произведений великого русского режиссёра, знаменитого актёра, педагога и театрального деятеля К.С. Станиславского – «Работа актёра над собой. Работа над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика».

ac171e55-2f96-4fb1-9f0f-3379fee044fb.jpg

Этот труд на протяжении многих десятилетий является настольной книгой любого актёра и режиссёра. Его по праву называют одним из самых знаменитых «учебников» по актёрскому мастерству. В этой книге последовательно изложено содержание системы Станиславского, которая и сегодня лежит в основе практического обучения актёров и режиссёров на профилирующем курсе, так и называемом «мастерство актёра» или «мастерство режиссёра». Упражнения и этюды из этой книги используются при обучении на актёрских и режиссёрских курсах.

В фонде Национальной библиотеки РС (Я) представлено большое количество литературы о театре и театральных деятелях.

Рубрики