Сделаем шаг к добру вместе!

28.10.2022

image-28-10-22-10-05.jpeg

«Доброта – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой», – написал однажды Марк Твен. С этим трудно не согласиться. Все люди на земле нуждаются и в милосердии, и в любви… Но особенно это необходимо тем, кто по каким-либо причинам лишен возможности слышать звуки или видеть окружающий мир.

27 октября ГКУ РС(Я) «Республиканская библиотека для слепых» совместно с ГКУ РС(Я) «ДТК – центр чтения НБ РС(Я)» провела медиа-урок «Мир един» сетевого проекта «ЧИТАЕМ ВСЕ» в рамках Международного месячника «Белая трость» для учеников 8 класса ГБНОУ РС(Я) "Республиканский лицей-интернат" с целью напоминания общественности о внимании к проблемам людей с инвалидностью по зрению, понимании их нужд, солидарности с ними.

Незрячие люди…Что мы знаем о них? Человек получает 90% информации об окружающем мире через зрение. Только 10 оставшихся отведено под прочие органы чувств. Но как воспринимают мир люди незрячие? Что помогает им в социокультурной реабилитации?

Школьники узнали, что 15 октября отмечается Международный день Белой трости – символа слабовидящего или незрячего человека под девизом «Толерантность, равноправие, интеграция». Незрячие – особенные люди с сильной волей и стремлением в будущее. То, что некоторые знаменитые люди были слепыми, не все знают. Именно со знакомства с известными незрячими людьми мира начался медиа-урок. Примеры знаменитых людей говорят о том, что слепота – не приговор, слепота – ограничение возможностей и для сильных духом людей не является препятствием для самореализации в жизни.

Незрячие люди очень начитанные люди. Учащиеся лицея познакомились со специальными форматами для слепых и слабовидящих: с книгой на рельефно-точечным шрифте (брайлевский шрифт), книгой на укрупненном шрифте, книгой с рельефно-графической печатью, с тактильной рукодельной книгой. Особенно им понравилась «говорящая» книга, т.е. аудиокнига, т.к. в современном обществе книги в формате аудио все больше и больше набирают актуальность и популярность. Аудиокниги есть и на якутском языке: РБС в собственной студии звукозаписи тиражирует произведения якутской литературы, переводную литературу и т.д. Так, учащиеся прослушали аудиоверсии романов «Төлкө» Н. Якутского и «Сааскы кэм» А. Аччыгыйа.

Имя Луи Брайля известно и почитаемо всеми, кто потерял зрение. Ведь этот человек дал слепым возможность развиваться, читать, играть музыку по нотам. Луи Брайль родился 4 января 1809 года в семье ремесленника, в небольшом французском городке Кувре. Когда ему было 3 года, мальчик поранил глаз шилом и ослеп. Тогда отец соорудил для него специальные дощечки, по которым учил его грамоте, старался развивать в нем слух. В 10 лет Луи отдали в Королевский институт для слепых детей в Париже, где он обучился грамоте, игре на пианино и органе. Еще в 12 лет Брайль, познакомившись с методом письма выпуклыми буквами Хауи, начал работу над созданием специального алфавита для слепых, состоявшего из различных комбинаций шести выпуклых точек (рельефно-точечный шрифт). Через три года алфавит был готов. В нем были не только буквы, но также цифры и знаки препинания. Этот же метод Брайль положил в основу нотной грамоты для слепых. Этот шрифт был назван по имени его создателя – «шрифт Брайля».

Сейчас многие языки мира имеют свой брайлевский алфавит. А якутский брайлевский шрифт придумал якутский, известный незрячий поэт, тифлопедагог, который почти три десятка лет проработал в школе, обучая детей с нарушениями зрения. Это – Иван Николаевич Егоров-Горный. Учащиеся расшифровали его имя, написанное на шрифте Брайля, пройдя игру «Волшебное шеститочие». Также на примере были продемонстрированы специальные средства для письма шрифтом Брайля: это – планшет-решетка, грифель и плотная бумага.

Потеря зрения является огромным препятствием при посещении музеев, выставок, театров и кинозалов, не позволяет в полной мере насладиться красотой произведений искусства, архитектуры, живописи. И здесь на помощь незрячим приходит социальная услуга как тифлокомментирование. Что же это такое? Говоря простым языком, это лаконичное (короткое, но емкое) описание предмета, пространства или действия, т.е. всего того, чего без словесных пояснений не может понять незрячий. А специалистов, которые осуществляют эту услугу называют тифлокомментаторами. В этой практической части медиа-урока ребятам был предложен небольшой, но очень интересный эксперимент сделать тифлокомментирование отрывку из х/ф «Аанчык». Далее вместе посмотрели этот же отрывок, но уже с профессиональными тифлокомментариями. Ребята поделились с ощущениями, что без помощи тифлокомментатора сложно представить немые сцены кинофильма.

Некоторые люди думают, что существует два мира – «Мир зрячих» и «Мир незрячих». Но мы живем в одном мире, на одной планете. От нашего участия и чуткого отношения к слепым и слабовидящим людям вне дома, на улице зависит их жизненная безопасность. Учащиеся 8 класса Республиканского лицея-интерната поняли, что люди незрячие и слабовидящие ежедневно встречаются с препятствиями и трудностями, нуждаются в поддержке, помощи, ощущении прекрасного рядом. Всем участникам были вручены сертификаты. Слова благодарности выражаем классному руководителю, учителю якутского языка и литературы Саргылане Ивановне Игнатьевой за помощь в организации медиа-урока «Мир един» сетевого проекта «ЧИТАЕМ ВСЕ» в рамках Международного месячника «Белая трость».

Друзья, будьте толерантны и отзывчивы друг к другу и давайте сделаем шаг к добру вместе!

image-28-10-22-10-05 (1).jpeg

image-28-10-22-10-05 (2).jpeg

 

Библиотекрь-методист РБС Евгения ПОТАПОВА.

Рубрики