I Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием "Жирковские чтения" выявила широкий спектр актуальных вопросов современной музыкальной культуры

Торжественное открытие I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Жирковские чтения", ознаменованное важнейшим событием - презентацией издания (клавира)  оперы М.Н. Жиркова «Ньургун Боотур», которое состоялось 20 апреля, в Историческом зале Национальной библиотеки РС (Я), было продолжено научной частью - выступлениями со стендовыми докладами.

21.04.2021
fcc6f83be9452e87660b5e6858316b9ee8b3e1f4.jpeg

Модераторами конференции выступили кандидат искусствоведения, заместитель председателя Союза композиторов Республики Саха (Якутия), доцент Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, член Союза композиторов России, главный научный и музыкальный редактор клавира «Ньургун Боотур» Татьяна Павлова-Борисова и заведующая Научно-исследовательского центра Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия) Светлана Бойтунова.

В ходе пленарной части было затронуто немало интересных актуальных тем, посвященных формированию роли Марка Жиркова в формировании композиторской школы Якутии (Т.В. Павлова-Борисова), изучению традиционной музыкальной культуры (Саволина Галицкая, доктор искусствоведения, профессор), проблеме сохранения культурного наследия (в трудах ученого Э.Е. Алексеева) (Виолетта Юнусова, доктор искусствоведения, профессор кафедры истории зарубежной музыки, Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского), традиционным музыкальным инструментам народов Северной Азии (Юрий Шейкин, доктор искусствоведения, профессор кафедры искусствоведения, Арктический государственный институт культуры и искусств, Татьяна Игнатьева, доцент кафедры искусствоведения, Арктический государственный институт культуры и искусств). 

В ходе научной части конференции прозвучали интереснейшие доклады о национальных аспектах и жанрах академической музыки, развитии культур народов Севера, о месте, роли первого композитора и становлении композиторской школы в развитии музыкального искусства (на примере Республики Саха (Якутия), республик Армения и Башкортастан), о роли первого якутского композитора Марка Жиркова в изучении якутских музыкальных инструментов. Выступления касались также важности музыкального воспитания как части художественного образования и проведения музыкальных конкурсов среди подрастающего поколения.  

Представители науки говорили о заслугах Марка Жиркова, который по окончании учебы в Московской консерватории активно включился в формирование основ национальной профессиональной музыки.

Стоя у истоков создания музыкального театра Якутии и подбора музыкального репертуара для него, Якутского государственного национального хора, а в последующем Якутского музыкально-вокального коллектива-студии, являясь одним из организаторов Якутского Музыкального театра-студии, детской музыкальной школы и  музыкально-художественного училища, Марк Жирков был настоящим первооткрывателем, Прометеем, или по словам заведующей архивом московской консерватории Раисы Трушковой "Ломоносовым Земли Якутской".

Докладчики выступали о важности продолжения традиций композиторской школы, заложенной Марком Николаевичем, ведь в невероятно сложных условиях прошлых лет создавал он музыку, по крупинкам собирая фольклор, к постановке драмы «Туйаарыма Куо» П. Ойунского  и участвовал в создании музыкальной драмы-олонхо «Ньургун Боотур Стремительный» совместно с либреттистом Д.К. Сивцевым-Суоруном Омоллооном и профессиональными деятелями якутской драмы.

В связи с этим выступающие в своих докладах с энтузиазмом рассказывали о формировании М.Н. Жирковым вокальных навыков у первого набора артистов Государственного якутского хора при Якутском драматическом театре, о деятельности Марка Николаевича в Якутском драматическом театре, сообщали об изданиях, посвященных первому композитору Якутии (из фонда Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия) и публикациях о нем в республиканских газетах, книгах, поднимали вопросы творческого сотрудничества Марка Николаевича с якутскими поэтами, композиторами, писателями.

Современная постановка проблемы касалась научных тем, затронутых в ходе конференции по написанию мемуарных книг, ведению библиографических данных, внедрению современных проектов, сохранению и популяризации культуры коренных малочисленных народов Севера - их национального фольклора, музыки, праздников, обрядовых действий.

В целом I Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием "Жирковские чтения" вобрала в себя огромный пласт актуальных и животрепещущих тем и вопросов широкой тематики -  музыкальной, книжной, обрядовой культуры, фольклористики -  рассмотренных с научной точки зрения и поданных с самых различных ракурсов и мнений. Осуществленный обмен знаниями и опытом в ходе дискуссии трудно переоценить для закрепления и продолжения исследований в области музыкальной культуры, истории, живописи, литературы, фольклористики, а также для проведения новых мероприятий по увековечиванию выдающегося общественного деятеля, первого композитора Якутии Марка Жиркова.  

Источник: Пресс-центр Министерства культуры и духовного развития РС (Я)   

Рубрики