В Национальной библиотеке Якутии обсудили вопросы социокультурной ситуации чтения в Арктике

25.05.2023
WhatsApp Image 2023-05-25 at 16.15.49.jpeg

25 мая в рамках республиканского фестиваля чтения «Читаем все» состоялся Всероссийский круглый стол с международным участием «Пространство чтения Арктики». Часть 1. Социокультурная ситуация чтения в Арктике.

Представители различных научных направлений - антропологии, библиотечного дела, географии, культурологии, социологии, филологии и философии обсудили вопросы состояния и перспективы развития литературы и чтения в Арктике.

Круглый стол организован Национальной библиотекой РС (Я) при поддержке Института научно-исследовательского чтения.

WhatsApp Image 2023-05-25 at 16.15.51.jpeg

Модераторами выступили доктор географических наук, первый заместитель министра образования и науки Республики Саха (Якутия), Михаил Присяжный и кандидат исторических наук, заведующий Научно-исследовательским институтом чтения Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия), доцент кафедры библиотечно- информационной деятельности и гуманитарных дисциплин Арктического государственного института искусств и культуры, Светлана Бойтунова.

С вводным докладом просветил социокультурную ситуацию в Арктике Михаил Присяжный. Он отметил, что чтение как часть социокультурного пространства имеет свои особенности формирования, оказывает влияние на его развитие. Каждый регион имеет свои особенности данного пространства, здесь важна визуализация пространства, функционирование и взаимодействие различных элементов. Арктические регионы имеют свои этнодемографические, социокультурные, транспортно-логистические и экономико-географические особенности, движущие к поиску новых элементов социокультурного пространства, которые могут способствовать развитию чтения.

WhatsApp Image 2023-05-25 at 16.15.50.jpeg

Эксперты представили доклады по следующим темам:

- Этнографическое исследование о самоизданных книгах и истории в Арктике коренных народов представила Сардана Николаева, доктор наук по антропологии (Университет Монитобы), Ziibiing Lab, Отделение политических наук, Университет Торонто (Торонто, Канада);

- О чтении в эпоху постграмотности представила культурологический анализ Маргарита Гудова, доктор культурологии, доцент, заведующий кафедрой истории философии, философской антропологии, эстетики и теории культуры УрФУ (г. Екатеринбург, Россия);

- С программой социологического исследования «Книга, чтение, библиотека в арктических районах Республики Саха (Якутия)» ознакомила Аиза Неустроева кандидат социологических наук, научный сотрудник Научно-исследовательского института чтения Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия), ведущий научный сотрудник отдела этносоциальных и этноэкономических исследований геосистем Академии наук Республики Саха (Якутия);

- О чтении в автобиографических рассказах русско-устьинцев представила доклад Виктория Михайлова, кандидат философских наук, научный сотрудник Научно-исследовательского института чтения Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия), доцент кафедры международных исследований Института зарубежной филологии и регионоведения Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск, Россия);

- Роль фактора этничности в процессе освоения пространства северной Якутии в постсоветский период изложил в своем выступлении Николай Гончаров, младший научный сотрудник Отдела этнографии Сибири Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук (г. Санкт-Петербург, Россия);

- О читательских предпочтениях в формировании личной библиотеки поделилась Анастасия Вопиловская,  жительница пос.Чокурдах Аллаиховского улуса, домохозяйка, мама детей восьми, пяти и трех лет;

 - Представила исследование о прочтении социокультурного ландшафта: что нам «пишут» юкагиры, Самона Курилова, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Международной научно-исследовательской лаборатории «Лингвистическая экология Арктики» СВФУ;

 - Обозначила стратегию современного читательского развития, о системных вызовах и возможных решениях выступила Валентина Бородина, доктор педагогических наук, профессор кафедры библиотековедения и теории чтения Санкт-Петербургского государственного института культуры (г. Санкт-Петербург, Россия).

Региональный аспект проблемы заключается в недостаточном межведомственном взаимодействии образования, культуры, коммерческих, общественных и других структур. Все они занимаются продвижением чтения в условиях отсутствия декларированных приоритетов региональной культурной политики в отношении развития инфраструктуры чтения. Остро необходима консолидация всех неравнодушных и сопричастных к состоянию чтения и книжного мира современного общества.

Участники круглого стола считают необходимым выработать системные действия по развитию инфраструктуры книги и чтения в Арктическом регионе, что и планируется отразить в предварительной резолюции.

В целом, вопросы, проблемы, темы и точки зрения, которые участники озвучили в ходе круглого стола, говорят о масштабности исследовательского поля.

Очередная одноименная секция круглого стола «Пространство чтения Арктики» пройдет в сентябре 2023 г. в рамках ежегодных Гурвичевских чтений инициированных Арктическим государственным институтом культуры и искусств при поддержке Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия), Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, на которой состоится презентация первого выпуска серии научно-популярных фотоальбомов «Голоса Арктики» «Русское Устье. Аллаиховский улус» - результат полевых экспедиций социологического исследования «Книга, чтение, библиотеки арктических районов Республики Саха (Якутия)».

 



Рубрики