Хомус народа саха
Якутский хомус - дуговой варган, узнаваемой формы и пропорций с оформленным кольцом и вытянутыми деками, достаточно крупного размера. Был и остаётся основным музыкальным инструментом якутов, что является отличной чертой от других народов, у которых варган зачастую занимает второстепенное положение или даже имеет снисходительное отношение к нему.
Хомус в контексте шаманской культуры
Многие исследователи склоняются к мнению, что в якутской традиции в древности хомус, как и многие иные архаичные музыкальные инструменты, использовался в целях ритуального интонирования и занимал значимое место в сакрально-религиозном мировоззрении. Этот аспект хомуса практически не изучен в силу большой утраты традиционных верований и действующей шаманской практики, сведения о которой во все времена были труднодоступны для изучения из-за тайности знаний.
Традиционно в якутской культуре бытовало понятие об «иччи» - духах природы, местностей, различных явлений, а также предметов быта. Иными словами существовало почтительное отношение ко всему окружающему, как к живым существам, имеющим свою душу. В определенной степени эти поверья сохраняются и в наши дни. В том числе в отношении хомуса.
В силу того, что хомус изготавливается кузнецами, которые традиционно почитались и пользовались боязненным уважением, зачастую даже больше, чем шаманы. Кузнец считался сильнее шамана (по некоторым версиям, начиная с 7-го или 9-го поколения). Шаман кузнецу вреда причинить не мог, а кузнец шаману вполне был способен, т.к. его дух «закалялся» в огне горнила.
По мнению Г. Алексеевой, хомус «на первых этапах своего существования выполнял функцию аккомпанирующего «ротового бубна» в древних культовых обрядах, а затем постепенно вошел и в повседневную жизнь якутов уже как самостоятельный музыкальный инструмент. Эту тему развивает А. Решетникова, выдвигая теорию о происхождении хомуса от щепок дерева, пораженного молнией. По сей день такие щепки почитаются у якутов, как охранные талисманы, используются при обрядах и окуривании. По мнению А. Решетниковой, прообразом хомуса послужило расщепленное молнией дерево, гудящее на ветру. Непосредственно традиция изготовления музыкальных инструментов из такого дерева до недавних пор бытовала в Тыве (В. Сузукей). А. Решетникова также связывает возникновение имитационных приемов «күөрэгэйдэтии» и «хаастатыы» с шаманской традицией звукоподражания голосам птиц.
По сведениям информантов, хомус в старину имел отношение, в том числе, к шаманству. В якутском обществе по сей день существуют люди, обладающие способностями к целительству, ясновидению и т.д., но не прошедшие шаманскую инициацию. Считается, что они имеют меньшую силу по сравнению со «специализированными» шаманами. Они не используют шаманского костюма и бубна в своей практике. Для совершения обрядов они могли использовать хомус – считалось, что играя на нем, они ментально путешествовали, но только в Срединном мире, не имея возможности опуститься в Нижний мир или подняться в Верхний.
Сведения о практике целительства с помощью хомуса упоминается в книге К. Д. Уткина, К. Е. Гагариной «Сахаларга тимир культурата» (Культура черной металлургии якутов). То же самое приводится в другой книге этих авторов «Саха уус удьуора» (Предки якутских кузнецов). В книге приводится рассказ известного знатока якутской культуры Михаила Сысоевича Тумусова – Тумус Мэхээлэ, родом из с. Кэнтик Верхневилюйского улуса.
Помимо сакральной стороны, хомус в том числе получил широкое применение как музыкально-досуговый инструмент. В зависимости от контекста исполнения жанровую типологию условно можно разделить на следующие виды:
- «сыыйа тардыы» (протяжная игра) – особый жанр якутской хомусной музыки, в ходе которой человек выражал своё настроение и мысли; такая игра отличается медитативностью, повторяющимися цикличными музыкальными фразами; с точки зрения техники исполнения в этом случае смешиваются практически все известные тембрально-мелодические вариации звука, при этом существующие в узнаваемой якутской структуре темпо-ритмике и мелодической окраске;
- «санаарҕабыллаах тардыылар» (печальная игра) – игра в тяжелые минуты горя;
- «таптыыр киhитигэр хоhуйан тардыылар» (игра с воспеванием любимого человека) – игра на хомусе была связана с традицией любовных признаний,
- «хомуска туойсуу» (со-исполнение на хомусе) – игра в дуэте (обычно влюбленная пара), когда исполнители выказывают друг другу сокровенные чувства, перекликается с жанром любовных песен-импровизаций «туойсуу».
- «хомус ырыата» (песни хомуса) – воспроизведение мотивов народных песен, либо аккомпанемент певцу-исполнителю;
- «говорящий хомус» - среди женской среды бытования хомус мог использоваться как инструмент для забавы – обмена сплетнями, которые слушатели должны были расслышать и разгадать:
- хомус как заменитель трудовых песен – в памяти людей сохранились еще сведения, что женщины во время совместного труда (чаще всего шитья одежды) могли заниматься этим под пение и сопровождение хомуса;
- существовала также и традиция коллективной игры на хомусе,
- хомус всегда украшал праздники ысыах наряду с традиционными народными песнями и хороводными танцами.
Стилистика исполнения, названия жанров
Хомус более известен как сольный инструмент. Многие исследователи отмечают, что ранее данный инструмент был преимущественно женским (М. Жирков, Э. Алексеев). Однако каких-либо сведений о культурных табу игры на хомусе для мужчин неизвестно. Скорее всего, данная ситуация объясняется тем, что традиционно мужчина большую часть времени проводил за работой вне дома. Женщина же, наоборот, находилась у очага, в тепле. Таким образом, возник естественный перевес в сторону женского исполнительства. Ко всему прочему имеются некоторые сведения о том, что в старину юноши могли выражать свои романтические настроения возлюбленной через хомус.
О факте совместного исполнительства в XIX в. известно из труда И. А. Худякова «Описание Верхоянского округа»: описывается сцена, где шаманка Дьэрэлэрийэр хомусы, которые носила на поясе, давала сопровождавшим ее юношам (7-8 человек) для совместной игры.
Известно большое количество традиционных жанров исполнительства на якутском хомусе. Но следует отметить, что в традиции четкого разделения не существовало – жанры были синкретичны.
Э. Е. Алексеев в статье «Варган: нераскрытые исследовательские перспективы...» хомусную (варганную) музыку вообще разделяет на три основных типа:
1) воплощение мелодических построений — вокальных и инструментальных;
2) тембро-регистровая (внемелодическая) игра;
3) претворение человеческого говора, словесно-поэтического начала (разумеется, в его подчёркнуто музыкально-песенных проявлениях).
Там же он отмечает, что та или иная традиция развивает какое-то одно направление, тогда как в якутской традиции развиты все три. Но следует заметить, что в чистом виде каждый тип исполнения в традиции встречается редко – это либо игра с преобладанием одного из этих типов и с элементами других, либо более или менее равнозначная компиляция всех трех (поппури).
Исследователи якутской хомусной музыки разработали типологию традиционных жанров, которая имеет несколько вариаций в зависимости от преследуемых исследовательских задач.
Специфические приёмы
Күөрэгэйдэтии – “подражание жаворонку”, один старинных и любимых якутами приемов игры. Техгнически издается при артикуляции носового «» с быстрой частотой, либо при упрощенном варианте «ойойойой…» или «йойойойойо…».
Хаастатыы – “подражание гусям”, также наиболее старинный и распространненный прием игры. Звук извлекается при артикуляции мягкого “ль” в паре с любым гласным “ляляляля”, “лёлёлёлё” и др.
Хардары-таары – “туда-обратно”, прием при котором удар делается как в сторону к себе, так и обратно. Был распространен в основном в Вилюйском регионе.
Бэйбэрэ – более развитый прием “хардары-таары”, когда за счет применения данного удара содаются различные ритмические рисунки.
Көҕүс дорҕооно – “спинной звук”, характерный призвук при игре, создаваемый за счет сокращения диафрагмы во время придыханий.
Уос хамсаныыта – типично якутский прием изменения звука, совмещаемый с другими приемами. Может использоваться при остановке дыхания, либо с продуваемым воздухом.
Табыгыр – “дробный звук” (стакатто), придуман Иваном Алексеевым – Хомус Уйбаан. Приемом изобржается имитация звука капель, либо цокота копыт, либо может просто отбиваться ритм, как на ударных. В современности прием получил широкое распространение.
Кэҕэлэтии – “кукование”, известный якутский звукоподражательный приём. Автором приема является Александр Пахомов, в прошлом участник ансамбля “Алгыс”, которым руководил И. Е. Алексеев – Хомус Уйбаан.
Тылынан тардыы – “игра языком”. При использовании данного приема язычок хомуса приводится в движение с помощью языка. Впервые применен хомусисткой Федорой Гоголевой.
Илиинэн араас охсуулар – “вариации ударов рукой”. Художественный прием, при котром удары по язычку хомуса производятся разными пальцами, а также при разных положениях руки. Также врепвые использован Федорой Гоголевой.
Традиционные разновидности
Из преданий, известно, что ранее у якутов бытовали также костяной и деревянный хомусы. Могли быть простейшей формы в виде щепы с утончением с одного конца или в виде рамочного пластинчатого хомуса, какие были распространены, например, у башкир (агаз-кубыз) или у айну (муккури). Единственный сохранившийся деревянный хомус из коллекции Василий Львовича Приклонского находится фонде Берлинского этнологического музея (Музейный комплекс Берлин-Далем), приобретен в 1884 г. Включен в каталог «Материальная и духовная культура народов Якутии в музеях мира (XVII - начало XX вв.). Том 2. Музеи Германии. Книга 1.
На сегодняшний день металлический хомус с одним язычком является наиболее распространенным, и большинством в Якутии воспринимается как единственный вариант якутского хомуса. В контексте упоминания других разновидностей такой хомус может именоваться «биир тыллаах тимир хомус».
Однако известно, что и в старину мастера-кузнецы пытались создать новые вариации хомуса.
В конце XIX - начале XX вв. «икки тыллаах хомус» (хомус с двумя язычками) пользовался определенной популярностью у хомусистов.
Археология/история
Несомненным является тот факт, что хомус якуты унаследовали от более ранних тюркоязычных предков, как и большинство родственных народов (алтайцы, тувинцы, хакасы, киргизы и многие другие). Здесь следует упомянуть, что наиболее древним найденным варганом является костяной инструмент найденный на стоянке древних хуннов (гуннов) на территории современной Монголии (датируемый V-III вв. до н.э.), которые являлись тюркоязычным народом.
Официальные археологические находки в Якутии датируются не ранее XVIII в. (XVII в. по некоторым данным). Однако в распоряжении археологов-любителей имеются находки, предположительно относимые к гораздо более раннему периоду, которые, опираясь на сопроводительный материал, можно датировать XIII-XVI вв. Т.е. они соответствуют так называемой кулун-атахской археологической культуре, предшествовавшей собственно поздней якутской культуре. К сожалению данные находки потеряны для официальной науки, их точная датировка так и остается лишь предположениями.
Запреты, предписания
В народе до сих пор бытует суеверие, связанное с запретом игры на хомусе в темное время суток. Это, якобы, привлекает злых духов, т.к. их интерес вызывает любой металличский звук. Скорее всего, это связано с запретом шуметь ночью вообще. Интересно, что идентичное поверье встречается, например, у тувинцев.
Известно поверье, согласно которому запрещалось играть на хомусе весной накануне отела коров. Это опять же связано с излишним привлечением духов, которые могли навредить новорожденным телятам, тем самым уменьшив поголовье.
Хомус не клали в гроб к умершему. В связи с поверьем, что “хомус имеет тяжелое дызание, душа человека не сможет улететь”. Хотя среди археологических раскопок встречаются исключения.
Также считалось, что женщины в период ментруации не должны играть на хомусе. В целом в это время на женщин налагалось множество запретов, в связи с представлениями, что во время менструаций женщина считалась “нечистой”, т.к. “раскрывается” для потустороннего мира и становится проводником для нежелательных сил.
Ученый секретарь Музея и центра хомуса народов мира Эркин Павлович Алексеев