В Якутске обсудили роль якутского цирка в мировом измерении

30.10.2023

Что отличает якутский цирк, каково его место в мире и чем заняться артистам на пенсии – эти и другие вопросы обсудили на Всероссийском круглом столе с международным участием «Якутский цирк в мировом измерении». Обсуждение состоялось на прошлой неделе в Доме правительства № 2 в рамках мероприятий, приуроченных к 50-летию творческого пути Сергея Расторгуева, основателя Саха цирка.


Организаторами выступили Государственный цирк Якутии, Министерство культуры и духовного развития РС(Я), Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, Северо-Восточный федеральный университет М.К. Аммосова, Арктический государственный институт культуры и искусств» и Национальная библиотека РС(Я). С приветственными речами выступили заместитель министра культуры и духовного развития РС(Я) Марина Силина и председатель Комитета по культуре и средствам массовой информации Государственного собрания (Ил Тумэн) РС(Я) Виктор Губарев.

С докладами выступили ведущие ученые Якутии, активные участники культурных процессов республики, это – доктор исторических наук Екатерина Романова, доктора культурологии Татьяна Ляпкина и Ольга Шлыкова, кандидат искусствоведения Вера Никифорова, кандидат философских наук Алексей Пудов и др. По видеосвязи подключились к разговору Елена Петрикова, заслуженная артистка России, главный режиссёр Российской государственной цирковой компании, Лидия Самойлова, заместитель генерального директора Цирка Никулина на Цветном бульваре, Витаутас Григалюнас, художественный руководитель Белорусского государственного цирка.

 

Философ Алексей Пудов, ведущий научный сотрудник Академии наук РС(Я), известный аудитории как обозреватель культурной жизни Якутии, говоря о роли якутского цирка, подчеркнул, что цирк внес новое качество в культуру Якутии – открытость. Если олонхо, театр - это психологическое переживание, более интимное, обращенное в себя, то цирк – это открытость, заявка о себе, о своем народе, о его предельном состоянии – сказал он. Завораживающую силу цирка он связал с символом смерти в форме циркового номера: «Артист ставит на кон свою жизнь, и ты вместе с ним проходишь это испытание, сопереживаешь ему, это и завораживает». А уникальность Саха цирка, по его мнению, в двойственности – «Одной ногой мы в мифе, другой – в логосе» - заключил философ.


Если Пудов цирк определил как фундамент городской культуры, то мифолог, ритуалист Екатерина Романова (доктор исторических наук, руководитель Центра интеллектуальной истории и культуры Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных исследований СО РАН) смысловую и функциональную особенность якутского цирка определила шире, обозначив как «нарративность». «Нарратив – повествование о самих себе – вот чем отличается наш цирк. В других цирках программы строятся на том, что приглашаются отдельные номера, а у нас всегда есть повествование о самих себе». В качестве примеров привела программы «Тепло вечной мерзлоты», «Земля Олонхо». Главные идеи в них связаны с «северностью», это определение появилось в ответ на вопрос, к тюркской ли культуре относится якутский цирк. Составляющими северного (арктического) экологического цирка ученый назвала мобильность артиста, выработанную суровыми северными условиями жизни; ценность семейного союза, созидательность которого отражается еще в мифе о первопредке Эллэе, устроителе праздника Ысыах; и культурный код – фольклорные традиции. Экологический цирк подразумевает не только физическое совершенство участников циркового искусства, но и близость к силам природы, гармонию духа. В заключении ученый подчеркнула, что Саха цирк сегодня не принадлежит Якутии, это часть мирового циркового искусства.

О продвижении Государственного цирка РС(Я) в библиотечном цифровом пространстве рассказала Айыына Антонова, ведущий библиограф Национальной библиотеки РС(Я). Кроме публикаций и изданий докладчиком были представлены редкие архивные кадры из прошлого цирка (тематическая подборка из фонда Национальной библиотеки РС(Я): https://new.nlrs.ru/collections/3925).


Преподаватели высшей школы – Лидия Самойлова, доцент Московского государственного университета им.М.В.Ломоносова, Татьяна Ляпкина, профессор Арктического государственного института культуры и искусств, Саргылана Никифорова, доцент СВФУ им. М.К. Аммосова, затронули вопросы подготовки кадров для цирка, в том  числе профессиональные перспективы артистов, чей век на арене недолог. Переквалификация артистов в режиссеры, постановщики, продюсеры, а также в айти-специалистов для цирка была предложена педагогами как необходимость для самих артистов и для искусства в целом.

Результатом работы круглого стола пока стала принятая резолюция с выводами по развитию цирка, предложениями об обучении артистов, их переподготовке и другими вопросами.


Рубрики