Mobirise

Ради улыбок и смеха:
международный день цирка

Он учрежден не только с целью показать цирк во всем его великолепии и порадовать поклонников данного искусства новыми программами и представлениями, но и призван отдать должное вкладу циркового искусства в культуру. Ведь цирк любят не только дети, но и взрослые, причём в разных уголках планеты.

История

Истоки возникновения цирка уходят в далекое прошлое. Выступления акробатов, жонглеров, дрессировщиков, комиков были известны еще в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме, Византии. В Древней Армении в амфитеатрах городов Тигранакерт и Арташат устраивались как театральные, так и цирковые представления, с начала нашей эры подобные представления были и в Грузии.

С XII века в Европе возникли школы верховой езды, которые готовили наездников, там же дрессировали лошадей для военных действий и для турниров. В этих школах проводились показательные выступления, которые постепенно переносились на городские площади, где с учетом специфики работы с лошадьми устраивались специальные круглые манежи.
Считается, что первый цирк был открыт в Лондоне в 1768 году. Его основатель Филип Астлей первоначально создал школу верховой езды с круглым манежем, где в дальнейшем проходили представления.

Традиции праздника

Традиционно в этот день проводятся представления: дрессированные животные, акробаты, клоуны, танцоры, спецэффекты – это и многое другое можно увидеть под куполом цирка. Организуются интерактивные шоу и необычные мастер-классы. Все мероприятия направлены на то, чтобы каждый мог почувствовать себя причастным к невероятной атмосфере праздника, волшебства, веселья и хорошего настроения.

История цирка в России

Искусство цирка в современном понимании пришло в Россию в XVII веке. Бродячие иностранные артисты демонстрировали чудеса эквилибристики, показывали ловкие трюки и веселили народ. В XVIII веке труппы стали собирать и русские умельцы, а уже через сто лет на территории страны появились стационарные цирки
Подробнее...

Начало цирка на Руси

Под цирковым куполом сосуществуют достаточно разнообраз­ные виды и роды искусств по преимуществу зрелищного порядка. Эти слагаемые различны по своей природе и включались в цирковое искусство на разных этапах его развития.
Трудно говорить об истоках циркового искусства, так как све­дений о них очень мало. Во всяком случае, истоки искусства теат­рального и циркового едины. Цирк и театр вышли из народных иг­рищ, приурочивавшихся к празднествам охотничьим и земледель­ческим на заре общественной жизни человечества.

Игрищами на старорусском языке назывались празднества, ме­ста сборищ, развлечения, игра на музыкальных инструментах, тан­цы, пение, спортивные упражнения, состязания в силе и ловкости, драматические сценки и многое другое.

Как показывают летописи и различные поучения духовенства, игрищами называли также народные языческие свадьбы и даже поминки. Термин «игрище» продолжал бытовать у нас еще в XIX ве­ке в области народно-драматического творчества; вплоть до нашего времени так назывались устные народные драмы.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что театр и цирк тоже именовались игрищами.

По сравнению с другими искусствами цирку повезло в том от­ношении, что «цирковое» игрище было и зарисовано и описано еще в XI—ХII веках. Здесь речь идет о фресках Киево-Софийского со­бора и о Молении Даниила Заточника.

Фрески с изображением циркового представления находятся на лестнице Софийского собора в Киеве. За последнее время в том же храме обнаружены изображения, значительно дополняющие содер­жание скоморошьих представлений. Оказывается, они были зна­чительно разнообразнее, чем об этом думали раньше, и дело не только в выведенных за пределы храмовой лестницы изображениях боев скоморохов с ряжеными зверями, звериной травле и игре на музыкальных инструментах, — дело в том, что на фресках изобра­жен целый ипподром, то есть цирковое здание, сидящие в ложах князь с княгиней, их свита и зрители, собравшиеся на конное ри­стание.

По поводу того, что именно изображено на фресках, долгие го­ды шли научные споры. Одни утверждали, что это греческое пред­ставление, другие говорили, что это зарисовка местного, киевского представления. Теперь, когда количество и качество изображенных объектов возросло, вопрос стал более ясным.
Подробнее...

Цирк в Советском Союзе и странах Восточной Европы

После Великой Октябрьской социалистической революции цирковое искусство в СССР и других социалистических странах достигло невиданного расцвета.
Самое замечательное проявление этого процесса — врастание цирка в культурную жизнь страны. Цирковое искусство, в высшей степени народное, доступное всем, независимо от культурного и образовательного уровня, не знающее языковых барьеров, нуждающееся в таких человеческих качествах, как храбрость, настойчивость, трудолюбие, пользуется особой поддержкой правительств социалистических стран.
Подробнее...

Юрий Никулин


Юрий Владимирович Никулин родился 18 декабря 1921 г. в Демидове. Его отец и мать были актёрами городского драматического театра. В 1925 г. семья Никулиных переехала в Москву. В 1939 г. Юрия призвали в армию. Сначала он принимал участие в советско-финской войне, затем в Великой Отечественной. Весной 1943 г. под Ленинградом у него случилось воспаление лёгких. Пришлось ложиться в госпиталь. В том же году, уже выздоровев, Никулин попал под бомбардировку в Ленинграде, в результате которой был контужен. За время войны был награждён медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией».
Подробнее...

Главные цирки России: краткая история и особенности

Рассказываем о цирках на Фонтанке, Цветном бульваре, проспекте Вернадского и других.

Российский цирк зародился в XI веке, когда артисты-скоморохи выступали ​​на площадях и театрализованных спортивных соревнованиях. На таких народных гуляниях всегда было много фокусников, акробатов, эквилибристов, жонглёров, дрессировщиков и музыкантов. С этого начинали многие знаменитые деятели циркового искусства: Анатолий и Владимир Дуровы, братья Никитины, Виталий Лазаренко.

Первые же стационарные цирки появились лишь в XIX веке. В Санкт-Петербурге в 1849 году начал свою работу Императорский цирк, а в Москве в 1880-м был построен цирк Альберта Саламонского на Цветном бульваре. В 1873 году братья Никитины построили Пензенский цирк, а чуть позже — Саратовский, где формировались основы циркового искусства России.
Подробнее...

Mobirise

"Олег Попов"

Легендарный клоун

Олег Попов в 1955 году он гастролировал за границей. Его выступления имели большой успех, на них присутствовали даже королевские особы.

Слышать смех — радость. Вызвать смех — гордость для меня.

"Юрий Никулин"

Mobirise

"Михаил Николаевич Румянцев"

Румянцев проработал в цирке 55 лет. Он стал первым советским клоуном, чья популярность шагнула за пределы страны: в Финляндии, Франции, ГДР, Италии, Бразилии и Уругвае были его поклонники. Сегодня имя Михаила Румянцева носит Государственное училище циркового и эстрадного искусства.


Книги из фонда
Национальной библиотеки РС (Я)


Саха циркэтин ыччаттара

Макаров Сергей Михайлович:
Шаманы, масоны, цирк: сакральные истоки циркового искусства
Бриллиантовый цирк объединяет сердца!. 2015 г. [календарь] - Якутск: [б.и.], 2015
Марфа Колесова. юбилейный творческий концерт "Мин бүгүн манна эргиллэн кэллим". 45 лет на сцене. [буклет] - Якутск: [б. и.], 2015
Бриллиантовый цирк Якутии - [Якутск: б. и., 2012]
Мамонтенок. IV международный молодежный цирковой фестиваль 2014, 12-21 июня. [фотоальбом] - Якутск: [б. и.], 2014
Государственному цирку Якутии 25 лет - Якутск: Дани-Алмас, 2019
Гортинский Е. М., Товарищ Цирк - Москва: Советская Россия, 1985
Кристенсен Л. С., Цирк Кристенсена. [роман] - Москва: Иностранка, 2010 (The best of Иностранка)
Причард К. С., Цирк Хексби. Негасимое пламя. [романы]. перевод с английского - Москва: Художественная литература, 1985
Кривенко Н.В., Этот неповторимый "медвежий цирк". [Рассказ о народном ратисте России В.Филатове:  - Саратов: Региональное приволжское издательство "Детская книга", 1993
Блэксмит Д., Цирк уродов - Москва: Эксмо, 2014 (Top Secret. Алтарь мировых тайн)
Ширай А. Н., Цирк на сцене. сценарии номеров для народных цирков - Москва: Искусство, 1974
Басс Э., Цирк Умберто. [роман] - Л.: "Худоественная литература", Ленинградское отделение, 1974
Цирк. маленькая энциклопедия - Москва: Советская энциклопедия, 1979
Дышиневич В. Н., Театр. Эстрада. Хореография. Цирк. указатель книг для руководителей художественной самодеятельности - Минск: , 1971
Дмитриев Ю. А., Эстрада и цирк глазами влюбленного. [сборник статей] - Москва: Искусство, 1971
Гойтисоло Х., Ловкость рук. Прибой. Цирк. Остров. [романы]. перевод с испанского - Москва: Прогресс, 1964
Великанов В. Д., Железный цирк. [рассказы и повести - Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1970
Зверева В. М., Мечта моя, цирк.... повесть - Москва: Советский писатель, 1964
Дмитриев Ю. А., Советский цирк. очерки истории. 1917-1941 - Москва: Искусство, 1963
Дмитриев Ю. А., Русский цирк - Москва: Искусство, 1953
Дмитриев Ю. А., Цирк в России: От истоков до 1917 года - Москва: Искусство, 1977
Бардиан Ф. Г., Советский цирк на пяти континентах - Москва: Искусство, 1977

Книги из подписного ресурса "ЛитРес"


Юрий Никулин:
Цирк на Цветном
Валерий Павлов:
Цирковая терминология
Владислав Шпак:
Мастерство артиста цирка. Учебное пособие
Владимир Кунин:
Цирк, цирк, цирк
Юрий Олеша:
В цирке
Елена Сазанович:
Циркачка, или Страна желтых одуванчиков
Наталья Борисовна Сиденко:
Тайны циркового закулисья. История одного артиста
Александр Куприн:
В цирке

Интересные факты о цирке

Как появился цирк

Составители:

Макаров Евгений Иннокентьевич  - ведущий библиограф отдела культурно-образовательных проектов и программ

Источники:
  • Материалы из фондов
  • Национальной библиотеки, Электронной библиотеки НБ
  • РС (Я), электронной
  • библиотеки "ЛитРес" и из других открытых источников.

Website was built with Mobirise