Он учрежден не только с целью показать цирк во всем его великолепии и порадовать поклонников данного искусства новыми программами и представлениями, но и призван отдать должное вкладу циркового искусства в культуру. Ведь цирк любят не только дети, но и взрослые, причём в разных уголках планеты.
Истоки возникновения цирка уходят в далекое прошлое. Выступления акробатов, жонглеров, дрессировщиков, комиков были известны еще в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме, Византии. В Древней Армении в амфитеатрах городов Тигранакерт и Арташат устраивались как театральные, так и цирковые представления, с начала нашей эры подобные представления были и в Грузии.
С XII века в Европе возникли школы верховой езды, которые готовили наездников, там же дрессировали лошадей для военных действий и для турниров. В этих школах проводились показательные выступления, которые постепенно переносились на городские площади, где с учетом специфики работы с лошадьми устраивались специальные круглые манежи.
Считается, что первый цирк был открыт в Лондоне в 1768 году. Его основатель Филип Астлей первоначально создал школу верховой езды с круглым манежем, где в дальнейшем проходили представления.
Традиционно в этот день проводятся представления: дрессированные животные, акробаты, клоуны, танцоры, спецэффекты – это и многое другое можно увидеть под куполом цирка. Организуются интерактивные шоу и необычные мастер-классы. Все мероприятия направлены на то, чтобы каждый мог почувствовать себя причастным к невероятной атмосфере праздника, волшебства, веселья и хорошего настроения.
Искусство цирка в современном понимании пришло в Россию в XVII веке. Бродячие иностранные артисты демонстрировали чудеса эквилибристики, показывали ловкие трюки и веселили народ. В XVIII веке труппы стали собирать и русские умельцы, а уже через сто лет на территории страны появились стационарные цирки
Подробнее...
Под цирковым куполом сосуществуют достаточно разнообразные виды и роды искусств по преимуществу зрелищного порядка. Эти слагаемые различны по своей природе и включались в цирковое искусство на разных этапах его развития.
Трудно говорить об истоках циркового искусства, так как сведений о них очень мало. Во всяком случае, истоки искусства театрального и циркового едины. Цирк и театр вышли из народных игрищ, приурочивавшихся к празднествам охотничьим и земледельческим на заре общественной жизни человечества.
Игрищами на старорусском языке назывались празднества, места сборищ, развлечения, игра на музыкальных инструментах, танцы, пение, спортивные упражнения, состязания в силе и ловкости, драматические сценки и многое другое.
Как показывают летописи и различные поучения духовенства, игрищами называли также народные языческие свадьбы и даже поминки. Термин «игрище» продолжал бытовать у нас еще в XIX веке в области народно-драматического творчества; вплоть до нашего времени так назывались устные народные драмы.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что театр и цирк тоже именовались игрищами.
По сравнению с другими искусствами цирку повезло в том отношении, что «цирковое» игрище было и зарисовано и описано еще в XI—ХII веках. Здесь речь идет о фресках Киево-Софийского собора и о Молении Даниила Заточника.
Фрески с изображением циркового представления находятся на лестнице Софийского собора в Киеве. За последнее время в том же храме обнаружены изображения, значительно дополняющие содержание скоморошьих представлений. Оказывается, они были значительно разнообразнее, чем об этом думали раньше, и дело не только в выведенных за пределы храмовой лестницы изображениях боев скоморохов с ряжеными зверями, звериной травле и игре на музыкальных инструментах, — дело в том, что на фресках изображен целый ипподром, то есть цирковое здание, сидящие в ложах князь с княгиней, их свита и зрители, собравшиеся на конное ристание.
По поводу того, что именно изображено на фресках, долгие годы шли научные споры. Одни утверждали, что это греческое представление, другие говорили, что это зарисовка местного, киевского представления. Теперь, когда количество и качество изображенных объектов возросло, вопрос стал более ясным.
Подробнее...
После Великой Октябрьской социалистической революции цирковое искусство в СССР и других социалистических странах достигло невиданного расцвета.
Самое замечательное проявление этого процесса — врастание цирка в культурную жизнь страны. Цирковое искусство, в высшей степени народное, доступное всем, независимо от культурного и образовательного уровня, не знающее языковых барьеров, нуждающееся в таких человеческих качествах, как храбрость, настойчивость, трудолюбие, пользуется особой поддержкой правительств социалистических стран.
Подробнее...
Юрий Владимирович Никулин родился 18 декабря 1921 г. в Демидове. Его отец и мать были актёрами городского драматического театра. В 1925 г. семья Никулиных переехала в Москву. В 1939 г. Юрия призвали в армию. Сначала он принимал участие в советско-финской войне, затем в Великой Отечественной. Весной 1943 г. под Ленинградом у него случилось воспаление лёгких. Пришлось ложиться в госпиталь. В том же году, уже выздоровев, Никулин попал под бомбардировку в Ленинграде, в результате которой был контужен. За время войны был награждён медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией».
Подробнее...
Рассказываем о цирках на Фонтанке, Цветном бульваре, проспекте Вернадского и других.
Российский цирк зародился в XI веке, когда артисты-скоморохи выступали на площадях и театрализованных спортивных соревнованиях. На таких народных гуляниях всегда было много фокусников, акробатов, эквилибристов, жонглёров, дрессировщиков и музыкантов. С этого начинали многие знаменитые деятели циркового искусства: Анатолий и Владимир Дуровы, братья Никитины, Виталий Лазаренко.
Первые же стационарные цирки появились лишь в XIX веке. В Санкт-Петербурге в 1849 году начал свою работу Императорский цирк, а в Москве в 1880-м был построен цирк Альберта Саламонского на Цветном бульваре. В 1873 году братья Никитины построили Пензенский цирк, а чуть позже — Саратовский, где формировались основы циркового искусства России.
Подробнее...
"Олег Попов"
Олег Попов в 1955 году он гастролировал за границей. Его выступления имели большой успех, на них присутствовали даже королевские особы.
Слышать смех — радость. Вызвать смех — гордость для меня.
"Юрий Никулин"
"Михаил Николаевич Румянцев"
Румянцев проработал в цирке 55 лет. Он стал первым советским клоуном, чья популярность шагнула за пределы страны: в Финляндии, Франции, ГДР, Италии, Бразилии и Уругвае были его поклонники. Сегодня имя Михаила Румянцева носит Государственное училище циркового и эстрадного искусства.
Книги из фонда
Национальной библиотеки РС (Я)
Книги из подписного ресурса "ЛитРес"
Website was built with Mobirise