Как во всех стационарных цирках Советского Союза, над форгангом расположена сцена в любой момент между ней и манежем словно по мановению волшебной палочки вырастает большая парадная лестница (как в «Фоли Бержер»).

Такая же сцена установлена в парижском Зимнем цирке, но, к сожалению, она сейчас используется только как зстрада для оркестра.

Манеж освещают двести сорок неподвижных и восемь подвижных прожекторов, a четыре кабины c кинопроекционными аппаратами позволяют показывать изображение на стене-экране, опоясывающей зал. Наконец, воздушные акробаты начинают свои выcтупления... прямо под куполом цирка: в потолке проделаны люки, из которых в нужный момент спускаются трапеции.

У артистов есть арена для репетиций, спортзалы, комната отдыха, где можно провести время между выходами.
B здании работает система кондиционеров, семьдесят различных генераторов регулируют температуру в зале и в каждом отсеке зверинца в зависимости от вида содержащихся здесь животных! Обслуживающий персонал цирка насчитывает четыреста человек, из которых половина — инженеры и техники...

B будущем в Москве намечено построить еще один — третий — цирк, ибо двух существующих недостаточно, чтобы удовлетворить запросы публики: оба зала каждый вечер переполнены, a билеты в них надо доставать за несколько месяцев до представления.

B Ленинграде сохранился прекрасный цирк на две тысячи пятьсот сорок мест, построeнный Чинизелли сто лет назад. Здесь царит теплая, домашняя атмосфера. B здании организован музей цирка, располагающий богатейшим (восемьдесят тысяч единиц) архивом, открытым только для историков и студентов. В одном из залов перио¬дически устраиваются выставки для зрителей, обычно имеющие политическую направленность («героическая борьба цирковых артистов против фашизма» и Т. п.).

Из всех цирковых трупп, существующих в Советском Союзе, особый интерес представляет «Цирк на льду». Здесь традиционные номера исполняются на ледяной арене. Это одно из самых удивительных зрелищ в мире: жонглеры, клоуны, акробаты, эквилибристы на першах, прыгуны c подкидными досками и даже воздушные гимнасты работают на коньках и потому c поразительной быстротой.
Самый поразительный аттракцион в цирке на льду показывает дрессировщик медведей Г. Будницкий: в его номере эти стопоходящие животные катаются на настоящих коньках и даже играют в хоккей c шайбой!

В каждом крупном городе Советского Союза есть свой постоянный цирк, причем в ряде городов, например в Киеве, Баку, Ташкенте, это здания весьма современной конструкции.
Сходным образом обстоит дело в Чехословакии, Венгрии, Польше и Болгарии; в этик странах существуют цирковые школы, многие выпускники которых выступают в западных цирках и в Соединенных Штатах (так, цирк братьев Ринглинг, Барнума и Бейли охотно включает в свои программы выступления артистов из Восточной Европы).
Номера, созданные в этик странах, обладают некоторыми особенностями, отличающими их от традиционных западных номеров. Конечно, есть случаи исключительные, например, номер семьи Силадь, акробатов c подкидной доской, котоpым удается двойное сальто-мортале c приходом на «колонну» из четырех человек, что прежде казалось невозможным. Но главная разница состоит в подаче выступлений; во-первых в цирках социалистических стран отсутствует настоящая опасность: во всех рискованных номерах применяется лонжа.

B некоторых случаях эта прискорбная осторожность может даже привести к сомнению в подлинности того или иного трюка: так канатоходцы Волжанские осуществляют восхождение по наклонному канату с «колонной» из трех человек, но при этом они настолько подстрахованы лонжами, что начинает казаться, что они вряд ли смогли бы проделать все это, если 6ы их страховала только сетка...

Во-вторых, огромное внимание уделяется оформлению номера, но изысканные костюмы, впрочем, не всегда удачные, театральные жесты и пританцовывающая походка зачастую выглядят странновато. Некоторые номера, к сожалению, чересчур «совершенны» в своем жанре и их исполнители лишены темперамента итальянских, испанских или южноамериканских артистов, но лучше эта холодность чем слишком счасто встречающаяся неизбежность.

Наконец, соединение традиционной техники c использованием необычных цирковых снарядов привело к созданию оригинальнейших номеров, примером чему может служить работа на «русских качелях», обновившая традиционный репертуар прыгунов с подкидными досками.
Однако самого большого расцвета достигло, пожалуй, искусство клоунады. B то время как на Западе искусство это постепенно отмирает, не в силах приспособиться к новым условиям жизни, русские артисты, по большей части выпускники Циркового училища, полностью изменили представление o клоунах, которое сложилось y всех за последние сто лет. О ни отказались от нелепых нарядов и утрированного грима, сделавшись похожими на августов прежних времен и на артистов кабаре. Они считают делом чести выступать c настоящей работой, будь то музыкальный или акробатический номер, привнося в нее тысячу забавных находок.

Самый интересный из них, Леонид Енгибаров — темноволосый молодой человек приятной наружности c холодным юмором на грани абсурда — напоминал обликом Китона в фильме «Генерал». K сожалению, он слишком рано умер.

Номер его был весьма оригинален: он балансировал на лбу перш c подносом, на котором лежали пиджак, перчатки, шляпа и трость, потом резко подбрасывал перш – и оказывался в пиджаке, в шляпе, в перчатках и с тросточкой в руках! Жаль что западная публика не видела Енги6арова. Из ведущих советских мастеров смеха ей знакомы только замечательный клоун-поэт Попов, традиционный август Карандаш и кумир советской публики Никулин, чей чудесный юмор c трудом пересекает границу, ибо держится в первую очередь на тесном контакте со зрителями. Е нги6аров же мог развеселить любую публику — сценки его были зрелищны и потрясающе смешны. Кроме того, его армянский темперамент был ближе к нашему, чем славянский темперамент русских.

Составители:

Макаров Евгений Иннокентьевич  - ведущий библиограф отдела культурно-образовательных проектов и программ

Источники:
  • Материалы из фондов
  • Национальной библиотеки, Электронной библиотеки НБ
  • РС (Я), электронной
  • библиотеки "ЛитРес" и из других открытых источников.

Build your own site - Learn more