Демобилизовавшись в 1946 г., Юрий Никулин вернулся в Москву. Провалив экзамены во ВГИК и другие театральные институты (приёмная комиссия не увидела в нём актёрского таланта), пошёл учиться в студию клоунады при Московском цирке на Цветном бульваре. Затем стал ассистентом у самого знаменитого клоуна страны Карандаша. После двух с половиной лет, проработанных с ним, Никулин ушёл. Вместе со своим коллегой Михаилом Шуйдиным он организовал клоунский дуэт. На сцене Московского цирка на Цветном бульваре Юрий Никулин выступал до 60 лет. В 1981 г. стал режиссёром цирка, а год спустя директором.
Дебют в кино состоялся в довольно позднем возрасте. Во время съёмок «Девушки с гитарой» Никулину было 36 лет. Самым запомнившимся у зрителей образом — обаятельного и жизнерадостного Балбеса — актёр обязан режиссёру Леониду Гайдаю. Сначала был «Пёс Барбос и необычный кросс» (1960), потом «Самогонщики» (1961), «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965), «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1967). Не менее известными картинами с участием Юрия Никулина являются «Бриллиантовая рука», «Старики-разбойники», «Ко мне, Мухтар!», «12 стульев». Однако не только своим ярким комедийным характером актёр умел производить впечатление. Было у Никулина и драматическое дарование. «Когда деревья были большими», «Андрей Рублёв», «Они сражались за Родину», «Двадцать дней без войны» - в каждом из этих фильмов он сыграл пронзительно, как настоящий драматический актёр.
Юрий Владимирович Никулин ушёл из жизни 21 августа 1997 г. Его могила находится на Новодевичьем кладбище. Цирком, которому он отдал 50 лет своей жизни, сейчас руководит его сын Максим Никулин.
20 октября 1880 года был открыт Московский цирк на Цветном бульваре. В декабре 1996 года цирку было присвоено имя Юрия Никулина, проработавшего здесь полвека.
Создателем цирка, который ныне носит имя Юрия Никулина, был итальянский потомственный цирковой артист Альберт Саламонский. Изначально здание на Цветном относилось к своего рода международной сети: предприимчивый Саламонский открыл множество цирков по всей Европе - в Берлине, Одессе, Риге, Москве и других городах.
Именно цирк на Цветном бульваре превратил цирковое искусство в развлечение, во многом ориентированное на детей. До этого цирковые зрелища были забавой для взрослых, а основной аудиторией самого Саламонского было столичное купечество. Однако артист довольно быстро осознал, как велика и перспективна детская аудитория. Так в цирке появились "утренники" - каждое воскресенье цирк представлял детские спектакли, а на Рождество устраивал елки.
Приход советской власти ознаменовал начало национализации, и цирковое искусство не стало исключением. Цирк на Цветном стал первым в стране, получившим статус государственного. Сразу после этого он на долгие годы стал фактически главным цирком в СССР, познакомив публику со многими замечательными артистами - Олегом Поповым, Леонидом Куксо, Карандашом, и конечно же Юрием Никулиным.
Талант клоуна и циркового артиста Юрия Никулина наглядно демонстрирует начало его карьеры. Прежде чем попасть на Цветной, Никулин пробовал поступить во множество вузов и студий актерского мастерства кино и театра, однако его преследовали неудачи. А при наборе в цирк на Цветном бульваре он смог с первой попытки пройти отбор, при том, что на 18 мест претендовало около сотни кандидатов.
Цирк Никулина стал площадкой для съемок многих телевизионных шоу. Здесь было снято два выпуска программы "Поле чудес" (в 1993 и 2010 годах). Здесь же проходил знаменитый "Цирк со звездами".
Любопытны семейные традиции Никулиных, связанные с цирком на Цветном. Сын Юрия Максим с 1997 года является, как и отец, его директором. До этого он долгое время работал в журналистике, как и дед, Владимир Никулин. Последний не только работал в газетах "Известия" и "Гудок", но и занимал любимым делом - писал цирковые репризы. Также, Владимир Андреевич горячо поддержал сына, когда Юрий Никулин решил связать свою жизнь с цирком.
Работа в цирке Юрия Никулина поспособствовала появлению популярной короткометражки Гайдая "Самогонщики". После удачного дебюта Труса, Балбеса и Бывалого в фильме "Пес Барбос и необычный кросс", Никулин подкинул режиссеру идею, основанную на интермедии "Самогонщики", которую вместе со своим партнером Никулин разыгрывал на арене цирка. Идея Гайдаю понравилась, и новая короткометражка закрепила успех знаменитой троицы.
Преданность цирковому искусству и большой объем работы на Цветном заставили Никулина отказаться от ряда ролей в кино. Например, он мог сыграть управдома Буншу в фильме "Иван Васильевич меняет профессию". А от роли Юрия Деточкина в "Берегись автомобиля" он отказался из-за гастролей.
Станция метро "Цветной бульвар", находящаяся неподалеку от цирка, со слов представителя Московского метрополитена, была построена именно по просьбе директора цирка Юрия Никулина.
Памятник Юрию Никулину возле цирка, открытый в 2000 году, довольно быстро оброс интересными историями. Автомобиль Adler Trumpf Junior, возле которого стоит артист в своем клоунском образе, был задействован в съемках "Кавказской пленницы", и символизирует объединение цирка и кино в жизни Никулина. Изначально памятник хотели разместить прямо на проезжей части, чтобы автомобиль был как будто припаркован, однако от идеи по соображениям безопасности отказались.
Website was made with Mobirise