Были ли знакомы киевлянам того времени те виды циркового искусства, которые изображены на фресках? На этот вопрос мы можем ответить совершенно точно: да, были знакомы. Оказывается, известны им были и конные ристания. Так, в старинной летописи мы читаем, что перед дворцом князя: «Угре (т. е. венгры) на фарех (т. е. на лошадях) и на скоках играхуть... Кияне же дивя-хутся угром множеству и кметьству (т. е. искусству) и комонем (т. е. коням)».
Существовали ли в Киеве в XI веке ипподромы? Ни отрицать этого, ни утверждать мы пока не можем.
Совершенно ясно, что если всадников было множество, то, очевидно, они и места занимали много. Остается неясным, происходило ли это ристание на поляне или на какой-то специально огороженной арене, с местами для князя, свиты и народа. Речь идет о 1150 годе, о княжении Изяслава Мстиславовича, когда наши международные связи были широки и когда мы могли использовать опыт ипподромов, широко известных, например, в Византии.
Но какой национальности были актеры? На фресках изображены лица нерусские. Возможно, что это были актеры Византийского ипподрома. Но характерно, что на восточный лад изображены и киевские князь с княгиней и в ложах — русский народ. Думается, художником был византиец, но изобразил он представление, бытовавшее на Руси.
Таким образом, можно полагать, что перед нами изображение киевского придворного ипподромного, то есть смешанного, театрально-циркового представления, нарисованного художником на византийский лад. Значит, можно предположить, что цирковое искусство на достаточно высоком уровне было известно на Руси еще в XI веке.
Остается решить вопрос: чем был вызван интерес Киевского двора к ипподрому?
Дело в том, что русские неоднократно ходили войной на Константинополь, причем войны были победоносны. Известно также, что русские купцы вели оживленную торговлю с греками и подолгу живали в Константинополе. Мало того, великая княгиня Ольга, как сказали бы мы сейчас, ездила к византийскому императору с официальным визитом дружбы, и император принимал ее с большим почетом, устраивал в ее честь пиры, на которых, по описаниям византийских летописей, русским показывали цирковые и театральные представления. Кроме того, княгиня посещала со своей свитой ипподром и там также смотрела представления. Следовательно, киевский двор и киевляне вообще видывали византийские представления, и ничего нет неправдоподобного в том, что аналогичные представления устраивали в самом Киеве силами скоморохов. Историческим фактом является и то, что византийские труппы посещали северный берег Черного моря и ходили в глубь страны.
Теперь перейдем к описанию циркового представления, составленному Даниилом Заточником.
Даниил был русским человеком, никогда за границей не жил. Между тем описание сделано так обстоятельно, что он мог дать его, только увидев подобное представление. Даниил писал: «...один, как орел, вскакивает на коня и, рискуя своей жизнью, мчится по ипподрому; другой летает с церкви или высокого дома на шелковых крыльях; иной нагишом бросается в огонь, хвалясь перед царем крепостию своего сердца; иной прорезает себе голени и, обнажив кости своих членов, показывает их царю, являя тем свою храбрость; а иной, вскочив на коня и закрыв ему глаза, бросается в воду с высокого берега, пришпоря лошадь и произнося: «Фенадрус (очевидно, имя актера. — В. В.-Г.) за честь и милость царя нашего готов отдать жизнь»; а иной, привязав веревку к церковному кресту и опустив другой конец на землю, относит его далеко от церкви и потом бежит долом, держа в одной руке конец веревки, а в другой обнаженный меч; а иной обовьется мокрым полотенцем и борется с диким зверем».