Mobirise Website Builder

История дня Военно-воздушных
сил РФ

История Военно-воздушных сил России берет свое начало в первом десятилетии XX века: именно тогда стали появляться самолеты, пригодные для использования в боевых действиях. Начиная с 1910 года руководство Военного министерства страны решило приобретать такие воздушные суда и заниматься подготовкой пилотов. Знаковой датой для ВВС России считается 12 августа 1912 года: согласно приказу, изданному в этот день, всеми вопросами, связанными с боевой авиацией, стала заниматься Воздухоплавательная часть Главного управления Генерального штаба.


12 августа 1912 года была создана Воздухоплавательная часть Главного управления Генерального штаба Российской империи


Во время Первой мировой войны (1914-1918 годы) российская авиация — новый вид вооруженных сил — совершила настоящий рывок как в плане качества, так и в плане количества. К концу военных лет она принимала участие во всех ключевых операциях.

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) Военно-воздушные силы Советского Союза — «наследники» императорского воздушного флота — ликвидировали 57 тысяч самолетов противника, а также уничтожили огромное количество вражеских бойцов и техники.

Следующий этап эволюции ВВС пришелся на послевоенные годы. На смену поршневой авиации пришла реактивная, активно развивались вертолеты, дальняя авиация в составе ядерных сил. В итоге к началу 1990-х годов в состав ВВС Советского союза входили 20 объединений, 38 дивизий, а также 211 авиаполков с самолетами IV поколения. Но затем развал СССР ослабил Военно-воздушные силы страны.

Mobirise Website Builder

Флаг Военно-воздушных сил 

Mobirise Website Builder

Военно-воздушные силы
России сегодня

Создание Военно-воздушных сил России началось в 1992 году, а к 1999 году они окончательно оформились в новый вид вооруженных сил, в который, помимо самих ВВС, также вошли войска противовоздушной обороны (ПВО). В 2009-2010 годах в структуре ВВС произошел переход на систему управления из двух уровней — бригад и батальонов, появились мощные авиабазы. Одновременно шло активное обновление авиапарка.

Интересные факты о Военно-воздушных силах России

  • К Военно-воздушным силам также относят Войска противовоздушной обороны (ПВО). Однако не все: часть пвошников причисляют к сухопутным войскам.
  • Первые военные самолеты в Российской империи были закуплены у Франции.
  • Основоположником высшего пилотажа в мире считается русский летчик Петр Нестеров. Он был не только пилотом, но и инженером-конструктором. Первым выполнил мертвую петлю (1913 год). Пошел он на фронт Первой мировой и погиб, выполняя таран вражеского самолета-разведчика. Интересно, что тогда пулеметы на самолеты не устанавливали. Суда использовали для бомбардировки и разведки. Нестеров хотел ударить своими шасси вражеский планер, но не рассчитал траекторию и погиб в авиакатастрофе.
  • Многие думают, что Советский Союз испытал впервые свой воздушный флот на финской войне. На деле же это случилось раньше, во время гражданской войны в Испании (1936 — 1939 гг).
  • В 90-е годы и вплоть до 2009 года положение военной российской авиации было критическим. Однако Министерство обороны резко увеличило финансирование этой сферы и дела ВВС стали улучшаться.

Авиация ВВС включает в себя дальнюю, фронтовую, военно-транспортную и армейскую авиацию, которые, в свою очередь, имеют в своем составе бомбардировочную, штурмовую, истребительную, разведывательную, транспортную и специальную авиацию.

В 2015 году, в соответствии с указом президента РФ, Военно-воздушные силы были объединены с войсками Воздушно-космической обороны и составили новый вид войск — Воздушно-космические силы (ВКС), который с 1 августа приступил к выполнению поставленных задач.

Главные задачи ВВС России:

- Отражение агрессии в военно-космической сфере;
- Защита от воздушных ударов пунктов государственного и военного управления, а также других важнейших объектов;
- Поражение сил и объектов противника обычными и ядерными средствами;
- Авиаподдержка других видов и родов войск.

Кроме того, в задачи Военно-воздушных сил входят воздушная охрана госграницы, высадка десанта, а также транспортировка войск, вооружения и боевой техники. У боевых пилотов могут быть и спецзадачи — например, патрулирование в воздухе, тушение лесных пожаров и эвакуация пострадавших от стихии.


Мы по праву гордимся подвигами летчиков, штурманов и авиационных специалистов, преклоняемся перед их исключительной храбростью, стойкостью и мужеством, проявленными в боях за свободу и независимость Родины

Сергей Шойгу
министр обороны Российской Федерации


Mobirise Website Builder

Крылья земли Олонхо

Из истории развития авиации в Якутии

Первым самолетом в небе  республики стал одномоторный биплан «Сопвич» (полное название – One Half Strutter Sopwith) — подобные машины выпускались Британией в качестве разведывательных самолетов и легких бомбардировщиков для использования на фронтах Первой мировой войны. Далее по лицензии они производились уже на территории Российской империи и возникшей затем РСФСР.

О необходимости появления воздушного сообщения с первых дней образования Якутской АССР утверждали руководители республики Максим Аммосов, Платон Ойунский, Исидор Барахов и Степан Аржаков. Якутия остро нуждалась в прорыве транспортной изоляции от центров экономического и культурного развития. Уже 19 октября 1923 года Совет Труда и Обороны СССР утвердил трехлетний ориентировочный план открытия воздушных линий в стране, в том числе в Сибири и на Дальнем Востоке.

Mobirise Website Builder

Прилет самолета "Сопвич" в 1925 г.

В рамках этого плана возникла договоренность с Союзом обществ друзей авиационной и химической обороны и промышленности СССР (Авиахим) о доставке одного биплана. Взревев двигателем биплан взял разгон на ровной площадке у Даркылахской переправы и взмыл в небо под восторженные крики собравшейся публики.

Mobirise Website Builder

Руководство республики и сотрудник  Сибавиахима

Первым летчиком, представляющим якутский народ, был Алексей Торговкин – выпускник Военно-теоретической школы ВВС в Ленинграде и слушатель Военной школы летчиков в Борисоглебске. Служил в 24-й авиаэскадрилье, а затем в 7-м отдельном авиаотряде.


Появление аэроплана знаменует собой слишком много для республики, что в недалеком будущем с помощью самолетов учатся преодолеть изоляцию Якутии от культурных и экономических центров России

Максим Аммосов, 8 октября в газете «Автономная Якутия»


29 августа 1928 года была официально открыта воздушная линия Иркутск – Якутск – первая в СССР регулярная линия, проходящая над районами Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера. Полеты выполнял пассажирский гидросамолёт Ю-13 «Моссовет». Аэропортов еще не было — для взлёта и посадки использовали водную гладь реки Лены и её притоков. 

Mobirise Website Builder

1930 г. Юнкерс W33c в Якутске

Всего через десять лет после первого полета самолета был введен в строй постоянный Якутский аэродром на месте существующего ныне. Уже построены ангар на два самолета, тепляк для разогрева мотора и водомаслогрейка. Также были открыты регулярные рейсы между Якутском и Алданскими приисками, оборудованы площадки в Намском, Таттинском, Чурапчинском, Амгинском районах, гидропорты в Сангаре, Чурапче, соединяющиеся воздушными линиями с Якутском. В 1937 году уже были открыты новые авиалинии Якутск – Верхоянск — Казачье – Тикси, Якутск – Нюрба.

Так Якутия приобщилась к большим возможностям, что дала человечеству гражданская авиация

Трасса мужества и дружбы

За время войны по  трассе Аляска - Сибирь (АЛСИБ) в Советский Союз было доставлено восемь тысяч крылатых машин. Всего от союзников наша страна получила 18295 самолетов. Поставки по ленд-лизу составляли примерно 20% от выпуска отечественной промышленности по фронтовым бомбардировщикам и истребителям. 

Накануне Великой Отечественной войны советская военная авиация развивалась бурно, в этом направлении Советский Союз опережал многие передовые страны мира. Экипажи Чкалова, Громова, Гризодубовой и других во второй половине 30-х гг. совершили на отечественных машинах сверхдальние перелёты. Наши авиационные конструкторские бюро разработали образцы боевых самолётов, способных противостоять любому агрессору.

Однако когда началась война, авиапромышленность Советского Союза только приступила к массовому производству новой техники, и Военно-воздушные Силы СССР имели на вооружении ещё очень мало современных боевых самолётов. К тому же значительная часть наших истребителей и бомбардировщиков была уничтожена противником на прифронтовых аэродромах уже в первые дни войны. Эти и некоторые другие причины побудили советское руководство обратиться за помощью к союзникам - Соединённым Штатам Америки и Великобритании.

Mobirise Website Builder
Mobirise Website Builder

С днем Военно - воздушных сил России!

Героическое прошлое Родины нельзя забывать. Память о трудовых и боевых подвигах наших отцов и дедов надо бережно хранить и передавать из поколения в поколение.

       Составитель: 
       Ведущий библиотекарь Медиацентра НБ РС (Я)
       Юлия Новгородова.

Источники:
Электронная библиотека Национальной библиотеки РС (Я);
Электронная библиотека ЛитРес;
Открытые источники информации в сети. 

© Национальная библиотека РС (Я) 2023

Mobirise.com

Designed with Mobirise ‌

Web Design Software