История Военно-воздушных сил России берет свое начало в первом десятилетии XX века: именно тогда стали появляться самолеты, пригодные для использования в боевых действиях. Начиная с 1910 года руководство Военного министерства страны решило приобретать такие воздушные суда и заниматься подготовкой пилотов. Знаковой датой для ВВС России считается 12 августа 1912 года: согласно приказу, изданному в этот день, всеми вопросами, связанными с боевой авиацией, стала заниматься Воздухоплавательная часть Главного управления Генерального штаба.
12 августа 1912 года была создана Воздухоплавательная часть Главного управления Генерального штаба Российской империи
Во время Первой мировой войны (1914-1918 годы) российская авиация — новый вид вооруженных сил — совершила настоящий рывок как в плане качества, так и в плане количества. К концу военных лет она принимала участие во всех ключевых операциях.
В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) Военно-воздушные силы Советского Союза — «наследники» императорского воздушного флота — ликвидировали 57 тысяч самолетов противника, а также уничтожили огромное количество вражеских бойцов и техники.
Следующий этап эволюции ВВС пришелся на послевоенные годы. На смену поршневой авиации пришла реактивная, активно развивались вертолеты, дальняя авиация в составе ядерных сил. В итоге к началу 1990-х годов в состав ВВС Советского союза входили 20 объединений, 38 дивизий, а также 211 авиаполков с самолетами IV поколения. Но затем развал СССР ослабил Военно-воздушные силы страны.
Флаг Военно-воздушных сил
Создание Военно-воздушных сил России началось в 1992 году, а к 1999 году они окончательно оформились в новый вид вооруженных сил, в который, помимо самих ВВС, также вошли войска противовоздушной обороны (ПВО). В 2009-2010 годах в структуре ВВС произошел переход на систему управления из двух уровней — бригад и батальонов, появились мощные авиабазы. Одновременно шло активное обновление авиапарка.
Авиация ВВС включает в себя дальнюю, фронтовую, военно-транспортную и армейскую авиацию, которые, в свою очередь, имеют в своем составе бомбардировочную, штурмовую, истребительную, разведывательную, транспортную и специальную авиацию.
В 2015 году, в соответствии с указом президента РФ, Военно-воздушные силы были объединены с войсками Воздушно-космической обороны и составили новый вид войск — Воздушно-космические силы (ВКС), который с 1 августа приступил к выполнению поставленных задач.
Кроме того, в задачи Военно-воздушных сил входят воздушная охрана госграницы, высадка десанта, а также транспортировка войск, вооружения и боевой техники. У боевых пилотов могут быть и спецзадачи — например, патрулирование в воздухе, тушение лесных пожаров и эвакуация пострадавших от стихии.
Мы по праву гордимся подвигами летчиков, штурманов и авиационных специалистов, преклоняемся перед их исключительной храбростью, стойкостью и мужеством, проявленными в боях за свободу и независимость Родины
Сергей Шойгу
министр обороны Российской Федерации
Первым самолетом в небе республики стал одномоторный биплан «Сопвич» (полное название – One Half Strutter Sopwith) — подобные машины выпускались Британией в качестве разведывательных самолетов и легких бомбардировщиков для использования на фронтах Первой мировой войны. Далее по лицензии они производились уже на территории Российской империи и возникшей затем РСФСР.
О необходимости появления воздушного сообщения с первых дней образования Якутской АССР утверждали руководители республики Максим Аммосов, Платон Ойунский, Исидор Барахов и Степан Аржаков. Якутия остро нуждалась в прорыве транспортной изоляции от центров экономического и культурного развития. Уже 19 октября 1923 года Совет Труда и Обороны СССР утвердил трехлетний ориентировочный план открытия воздушных линий в стране, в том числе в Сибири и на Дальнем Востоке.
Прилет самолета "Сопвич" в 1925 г.
В рамках этого плана возникла договоренность с Союзом обществ друзей авиационной и химической обороны и промышленности СССР (Авиахим) о доставке одного биплана. Взревев двигателем биплан взял разгон на ровной площадке у Даркылахской переправы и взмыл в небо под восторженные крики собравшейся публики.
Руководство республики и сотрудник Сибавиахима
Первым летчиком, представляющим якутский народ, был Алексей Торговкин – выпускник Военно-теоретической школы ВВС в Ленинграде и слушатель Военной школы летчиков в Борисоглебске. Служил в 24-й авиаэскадрилье, а затем в 7-м отдельном авиаотряде.
Появление аэроплана знаменует собой слишком много для республики, что в недалеком будущем с помощью самолетов учатся преодолеть изоляцию Якутии от культурных и экономических центров России
Максим Аммосов, 8 октября в газете «Автономная Якутия»
29 августа 1928 года была официально открыта воздушная линия Иркутск – Якутск – первая в СССР регулярная линия, проходящая над районами Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера. Полеты выполнял пассажирский гидросамолёт Ю-13 «Моссовет». Аэропортов еще не было — для взлёта и посадки использовали водную гладь реки Лены и её притоков.
1930 г. Юнкерс W33c в Якутске
Всего через десять лет после первого полета самолета был введен в строй постоянный Якутский аэродром на месте существующего ныне. Уже построены ангар на два самолета, тепляк для разогрева мотора и водомаслогрейка. Также были открыты регулярные рейсы между Якутском и Алданскими приисками, оборудованы площадки в Намском, Таттинском, Чурапчинском, Амгинском районах, гидропорты в Сангаре, Чурапче, соединяющиеся воздушными линиями с Якутском. В 1937 году уже были открыты новые авиалинии Якутск – Верхоянск — Казачье – Тикси, Якутск – Нюрба.
Так Якутия приобщилась к большим возможностям, что дала человечеству гражданская авиация
С днем Военно - воздушных сил России!
Героическое прошлое Родины нельзя забывать. Память о трудовых и боевых подвигах наших отцов и дедов надо бережно хранить и передавать из поколения в поколение.
Источники:
Электронная библиотека Национальной библиотеки РС (Я);
Электронная библиотека ЛитРес;
Открытые источники информации в сети.
Designed with Mobirise
Web Design Software