С древних времен это магическое празднество начинается с церемонии Встречи Солнца. Еще в XVIII веке исследователи писали: "...по окончании этой церемонии все присутствующие кричат "Уруй! Уруй! Уруй!". При этом они своими руками двигали перед лицом". Таким образом, с первыми лучами восходящего солнца Нового года происходит магическое сближение границы мира людей и мира небесных божеств Айыы.
По поверьям, если кто то не участвовал в этом новогоднем обряде. считал себя утратившим небесной силы целый год.
"Ысыах – это символ якутской культуры, своеобразная миниатюра традиционной картины мира народа саха."
Романова Екатерина Назаровна - доктор исторических наук, главный научный сотрудник отдела археологии и этнографии Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных исследований СО РАН.
Основным направлением научно-исследовательской деятельности является - этнология, мифология и ритуал коренных народов Сибири и Севера, семиотика, символическая антропология, этнография, культурная антропология.
Есть поверье, что именно из такого круга танца, где благословенно воспевалось все светлое в округе, данная информация доходила, долетала до "ушей" небесных божеств Айыы и они в ответ становились покровителями во всех благих делах народа.
На южной стороне от Аар баҕах стояло огромное кононическое сооружение, покрытое берестяными полотнами Моҕол ураса. В старину такие сооружения достигали до 12 м высоты, а вну ри могли находиться одновременно до 100 человек.
По якутским преданиям, первую Моҕол урасу воздвиг культурный первопредок народа саха Эллэй Боотур для совершения обряда благословения и призывания имен небесных божеств Айыы. в обряде участвовали только устроитель ысыаха, главы родов, именитые богачи и уважаемые старики.
Наши предки называли салама ""мостками, откуда слова благословения доходят до небесных божеств Айыы". Считали, что во время благословения на украшенные саламой березки доходит священное дыхание.
Саламу плели из белого и черного конского волоса так, чтобы она не развязывалась.
Кумыс - это диалог между людьми и сферой небесных божеств Айыы. В якутских олонхо о жизненной силе кумыса говорится: "Молодым, теплым, только что слитым кумысом свои печали развеяли, крепким, перебродившим кумысом свою жажду утоляли". Без кумыса не устраивались ни малые, ни большие ысыахи в честь добрых покровителей и духов.
Алгысчыт жертвенной ложкой кормил небесные божества Айыы кумысом из ритуального сосуда. Огонь служил посредником между исполнителем обряда и небесными божествами Айыы.
В зависимости от длительности и степени брожения, а также заправки различали несколько сортов кумыса:
Көйүү кымыс - перебродившийся, подвергшийся длительному брожению крепкий кумыс. Его называли также көөнньүү кымыс или көйүүргэн.
Саамал кымыс - теплый, свежий, только что приготовленный слабый кумыс.
Хара кымыс - "черный", не заправленный, не сдобренный ни маслом, ни молоком, ни сливками.
Монография знакомит читателя с народной одеждой якутов с XVII по начало XXI в. Формирование якутской народной одежды происходило под влиянием традиционной культуры, которая отражена в ее культурно-художественных особенностях, поэтому история развития одежды рассмотрена в контексте традиционного и современного летнего праздника ысыах и посвящена анализу символико-семантических и конструктивных особенностей одежды.
Кыыс кэтэһэр ыһыаҕы
Саҥа таҥас таҥнаары,
Мэник уолан батыһа көрбүтүн
Тапталга кубулутаары.
Наталья Харлампьева
В виде эпоса Олонхо представляет собой собрание поэм. В них рассказывается о судьбе племени Айыы аймаҕа, которое было послано из Верхнего мира (Үөhээ Дойду) в Средний (Орто Дойду). Это и есть тот мир, который способны воспринимать люди. Истории рассказывают о том, как происходило заселение, с какими препятствиями пришлось встретиться героям, как они противостояли трудностям. При этом герои часто вступают в схватки с представителями племени Абааһы — Нижнего мира (Аллараа Дойду).
Илларионов Василий Васильевич – доктор филологических наук, профессор кафедры фольклора и культуры Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова.
Основным направлением научно-исследовательской деятельности является сказительство — одно из ключевых проблем мировой фольклористики устной традиции якутских олонхосутов. Василий Васильевич первым в республике начал использовать технические средства фиксации памятников устного народного творчества народа саха. Им были записаны на магнитную ленту олонхо в исполнении И. Е. Кардашевского (Хангаласский улус), М. З. Мартынова (Сунтарский улус), В. О. Каратаева (Вилюйский улус), В. Д. Егорова (Нюрбинский улус), Д. А. Томской (Верхоянский улус) и др.
Ожидая восход солнца и прослеживая за появлением утренней зари, человек сгибает колени, протягивает вперед руки к только что появившимся лучам солнца, набирает тепло в свои ладоши и подводит к себе на уровне груди. Это означает, что человек набирается
солнечной энергии.