Книги о духовном наследии традиционного верования народа саха, посвященные Күн Дьөһөгөй Айыы - Солнечному Покровителю Лошади. В них собраны фольклорные, этнографические, лингвистические, исторические, литературоведческие, искусствоведческие, педагогические, и психологические знания о духовной сущности Культа лошади в культуре народа саха.
В традиционной культуре саха центральное место занимает праздник ысыах, проводившийся в дни летнего солнцестояния. Праздник был направлен на приумножение табунов коней, стад коров и многодетность семей. В легенде говорится, что, когда служитель культа айыы по имени Эргис проводил ысыах, на середине неба появилось белое облако, из которого показался бог лошадей Дьөһөгөй в образе белого жеребца, и громко заржал. После этого выпал дождь.
Сэргэ
В прошлом многие коневодческие народы юга Евразии - европейских степей, юга Запада Сибири, севера Казахстана, Алтая, Тувы. Бурятии и Якутии устанавливали поблизости от своих жилищ специальные столбы
для привязывания лошадей.
Коновязи у якутов, бурят и монголов носят общее название «сэргэ».
Являясь неотъемлемой частью народного быта, сэргэ до сегодняшнего дня считается у якутов одним из самых уважаемых и почитаемых предметов-символов, таких как белая молочная пища. В тюрко-монгольском эпосе коновязь иногда проходит через три мира: верхний, средний и нижний, сливаясь с образом священного мирового дерева.
Коновязные столбы устанавливались не только с практической целью,
но и для проведения различных обрядов.
Якуты считали, что нельзя рубить на дрова столбы коновязи, они должны стоять до тех пор, пока не упадут от ветхости. Упавшие столбы коновязи уносили в лес и клали в развилку двух сросшихся лиственниц. Это объясняли тем, что к коновязи привязываются лошади,
которым покровительствует Дьөһөгөй Айыы.
The website was built with Mobirise theme