Виртуальная выставка, посвященная 60-летию со дня рождения Виктора Цоя, рок-музыканта, лидера группы "Кино"
Виктор Цой родился 21 июня 1962 году. В городе, который через 20 лет стал столицей рок-музыки нашей страны. Тогда он еще назывался Ленинградом. Он был единственным ребёнком в семье военного инженера корейского происхождения Роберта Максимовича Цоя и учительницы физкультуры в школе Валентины Васильевны, русской по национальности. Всё своё детство музыкант провёл в родном городе, в окрестностях Московского парка Победы; Цой родился в располагающемся внутри парка роддоме на Кузнецовской улице (сейчас это кардиоцентр).
Виктор принимал участие во многих выставках в СССР и за рубежом.
Вот что вспоминает о начале творческого пути художника Цоя его мама, Валентина Васильевна:
«У Вити с детства проявлялись различные художественные наклонности. Он хорошо рисовал, лепил. Был в детстве очень импульсивным, еще в четвертом классе преподаватель в изостудии сказал, что Витя не склонен к терпеливому, кропотливому труду. Если хочет - рисует, и рисует замечательно, но если не ХОЧЕТ - не заставишь. С 1974 по 1977 год он учился в средней художественной школе.
После восьмилетки Витя решил продолжать художественное образование и поступил в Серовское училище на оформительское отделение. Но многое там оказалось для него неинтересным - газетные шрифты, размеры. Ему было скучно кропотливо и настойчиво заниматься.
В училище, кстати, он тоже сразу создал группу. Но ребятам пришлось туго: на втором году учебы сына, как и всех, кто играл в этом ансамбле, отчислили за «неуспеваемость». Но, думаю, что это связано с гонениями в то время на рок-музыкантов, потому что в этой группе были очень способные начинающие художники.
Вообще, сын с детства, так или иначе, получал эстетическое образование, развивал вкус. Помню, как подростком он, впервые приехав в Москву, сразу побежал в Третьяковку.
После вечерней школы Витя закончил художественно-реставрационное училище № 61 по специальности «резчик по дереву». Из-за плохой успеваемости ему даже не выдали диплома, а только справку об окончании.
Но он был талантливым резчиком, и распределение ему дали отличное: в реставрационную мастерскую Екатерининского Дворца в г. Пушкине. Туда по блату-то трудно попасть - престижное место. А Витька поленился ездить. Далеко, за город, и вскоре бросил.
Кстати, впервые его показали по телевизору как раз в это время - в программе «Монитор» как одаренного резчика по дереву. Он был талантлив во всем».
В это время Виктор интенсивно работал в области деревянной скульптуры и мелкой пластики. Им создано много миниатюр в стиле японских нэцке, также он создавал садово-парковую скульптуру. Большинство из этих произведений не сохранилось. Отдельные предметы хранятся в частных коллекциях и музее художественно-реставрационного училища № 61.
В первой половине 1980-х гг. в Ленинграде началось движение «новой волны», широко проявившееся в рок-музыке, изобразительном искусстве, литературе и кинематографе. И Виктор принял активное участие в этом движении.
Познакомившись с Георгием Гурьяновым, Тимуром Новиковым, Андреем Медведевым, Евгением Юфитом, Андреем Крисановым, Олегом Котельниковым и Сергеем Бугаевым (Африкой), он включился в работу группы «Новые художники» и с 1984 года участвовал в выставках этого художественного объединения. Для этого периода творчества Виктора характерны примитивистско-экспрессивные формы с элементами орнаментального декоративизма.
Поскольку своей мастерской у Виктора не было, большинство работ создавалось им в мастерских своих друзей-художников на случайно попавшихся под руки кусках бумаги, картона, полиэтилена. В конце 1980-х гг. после путешествий в США, Италию, Францию и Голландию Виктор начал менять стиль своих работ.
Последние его работы выполнены в менее экспрессивной манере и носят более реалистический характер.
Десять его картин было отправлено в США для участия на выставке в Нью-Йорке.
Две картины сына сохранились у Роберта Цоя. Когда мужчина заболел раком, и для лечения требовалась большая сумма, он продал эти работы за $10 тысяч, о чем впоследствии сильно жалел.
Виктор Цой был скромным парнем, которому было непросто заводить романы с девушками. И пока его друзья то и дело меняли девчонок как перчатки, Виктор Цой предпочитал отдаваться музыке.
В девятнадцатилетнем возрасте молодой Виктор все же сумел найти компанию единомышленников, в которую входили представители всего советского андерграунда. Это были ребята, мечтавшие о славе. Они были поклонниками западной рок-музыки, лишенной каких-либо запретов. И эта невероятная тяга к свободе в итоге стала неотъемлемой частью творчества Виктора.
В тот период времени,
5 марта 1982 года в гостях у общих приятелей, 19-летний Цой познакомился с Марьяной Игоревной Родованской, которой в тот день исполнилось 23 года.
В то время Марьяна была далека от музыкальной жизни. Она работала в цирке заведующей цехами постановочной части и мечтала поступить в Мухинское училище и получить художественное образование.
Позже, в своей повести «Точка отсчета» Марианна написала: «Чувство, которое я испытала, услышав его впервые, скорее можно назвать изумлением, а не восторгом... не ожидала я от девятнадцатилетнего Цоя такой прыти!». Девушка полюбила Виктора и всерьез увлеклась его музыкой, вскоре бросила цирк и стала администратором группы «Кино», надежным помощником и соратником музыкантов.
В феврале 1984 года Марьяна и Виктор поженились. На их свадьбе гуляли практически все известные рок-исполнители того времени: Борис Гребенщиков, Майк Науменко, Александр Титов, Юрий Каспарян, Георгий Гурьянов («Густав») и многие другие. «В нашу несчастную квартиру набилось человек сто», – вспоминала Марьяна.
В 1987 году пара разошлась, но официально развод не был оформлен.
5 августа 1985 года родился единственный ребенок Виктора Цоя, сын Александр.
Работает программистом. С пяти лет пишет стихи, общеобразовательную школу не окончил. В декабре 2010 года официально оформил отношения с Еленой Осокиной. Долгое время не давал никаких интервью и скрывался под фамилией Молчанов. В своём первом интервью (июнь 2012, «Москва-24») рассказал, что является директором своего клуба «da:da:», пишет музыку и зарабатывает как дизайнер-оформитель. Был гитаристом в группе «Para bellvm».
В 1987 году Виктора пригласили на «Мосфильм», принять участие в картине Сергея Соловьева «Асса», который и сделал из него звезду советского масштаба. Наталья Разлогова была переводчицей с французского языка, интересовалась кинематографом, читала лекции.
На съемках «Ассы» она оказалась случайно – хотела увидеть, как создается шедевр. Их встреча была неожиданной, близкое окружение обоих никак не могло предугадать, во что она выльется. Молодые принадлежали разным мирам: Наталья на пять лет старше Виктора, была замужем и воспитывала шестилетнего сына Евгения, от рок-музыки была не в восторге.
По воспоминаниям коллег по группе, Наталья отличалась в компании ярким интеллектом и чувством юмора.
Она настолько понравилась Цою, что спустя год после первой встречи он приехал к ней в Прибалтику без предупреждения, не зная конкретного адреса. С тех пор они не расставались.
Детей у пары не было. Виктор и Наталья официально не зарегистрировали отношения, так как брак с Марьяной еще не был расторгнут. Разлоговой пришлось смириться, что вдовой Цоя считали не ее.
Спустя год после гибели музыканта, Наталья вышла замуж за журналиста Евгения Додолева, вместе они эмигрировали в США, стали родителями двоих детей. Сегодня Наталья Разлогова живет в России и работает на телевидении. В 2012 году она приняла участие в съемках фильма «Цой – «Кино», в котором рассказала историю группы своими глазами.
1981 год
Коллектив был образован летом 1981 года в Ленинграде. Изначально группа называлась «Гарин и гиперболоиды». В состав входили Виктор Цой, Алексей Рыбин (Рыба) и Олег Валинский. Через год уходит Валинский и название группы меняется на «Кино», а в составе появился гитарист Юрий Каспарян. Молодому коллективу очень помогали и поддерживали музыканты групп «Зоопарк» и «Аквариум». Лидер «Аквариума», Борис Гребенщиков, продюсировал первые два альбома «Кино».
1983 год
В 1983 группа распалась (причиной тому были творческие разногласия Цоя и Рыбина), затем собралась вновь в составе: Виктор Цой и Юрий Каспарян.
1984 год
В 1984 году в группу приходит барабанщик Георгий Гурьянов, а в качестве бас-гитариста группе помогает музыкант «Аквриума» Александр Титов.
1986 год
В 1986 году в составе появился басист Игорь Тихомиров («Джунгли»), а Александр Титов окончательно вернулся в «Аквариум». Таким образом, сформировался окончательный состав группы, просуществовавший до 1990-го года. Группа пользовалась большой популярностью в андеграунде Ленинграда.
1987 год
Настоящая слава группе «Кино» пришла после выхода в 1987 году фильма Сергея Соловьёва «Асса», где в финальной сцене Виктор Цой поёт песню «Хочу перемен!». На то момент менеджером и продюсером группы становится Юрий Айзеншпис.
1988 год
В 1988 году в Алма-Ате производились съёмки фильма Рашида Нугманова «Игла», в котором Виктор Цой сыграл главную роль и исполнил несколько песен, в том числе «Бошетунмай» и «Группа крови». После выхода этого фильма и альбома «Группа крови» в СССР началась повальная «киномания».Это время группа ездит с триумфальными гастролями по России, Украине и Белоруссии.
1989 год
В 1989 году коллектив группы поехал в Нью-Йорк. Там состоялся премьерный показ фильма «Игла» и был сыгран небольшой концерт. Позже в Одессе на фестивале «Золотой Дюк» Виктор Цой был назван лучшим актёром года, а фильм «Игла» вышел на второе место в прокате советских фильмов. Затем "Кино" поехало в Париж, где был сведён альбом «Последний герой».
1990 год
Весной 1990 года группа отправилась в Токио, где был заключён договор по раскрутке группы в Японии. Группа "Кино" должна была стать первой советской группой, разрекламированной на мировом уровне. 24 июня 1990 года музыканты при полном аншлаге отыграли концерт на Большой спортивной арене «Лужников». Организаторы устроили салют, был зажжён Олимпийский огонь, хотя до этого его зажигали только на Олимпиаде в 1980 году. Это был последний концерт в истории группы.
В наши дни творчество Виктора Робертовича Цоя продолжает находить отклик в сердцах миллионов слушателей. Такие песни, как «Звезда по имени солнце», «Хочу перемен» и «Пачка сигарет» можно услышать не только на телевидении, но и в городских парках.
Песни Цоя исполняют как мировые звезды, так и простые ребята со двора, собирающиеся по вечерам после работы. Так что несмотря на смерть автора, его музыка продолжает жить, оставаясь важнейшей частью российской массовой культуры.
Его биография оказалась короткой, но невероятно знаковой для эпохи.
Источники:
Книги из фонда
Национальной библиотеки РС (Я), фонда Электронной библиотеки Литрес, видеохостинга YouTube и из других открытых источников.
Site was built with Mobirise