виртуальная выставка, посвященная
Дню коневода-табунщика в Якутии
С XVII века народ саха в русских письменных документах часто фигурировал как "конный народ". Лошадь является символом традиционной культуры якутов, на государственном гербе Республики Саха (Якутия) изображен древний всадник с наскальных рисунков р. Лены, которым более 1000 лет.
21 марта в Якутии празднуют День коневода-табунщика. Новый профессиональный праздник был учрежден указом «О мерах по развитию табунного коневодства в Республике Саха (Якутия)», принятым правительством республики в 2016 году. Впервые праздник появился в 2017 году благодаря подписанному в 2016 году указу «О мерах по развитию табунного коневодства в Республике Саха (Якутия)».
Праздник отмечают именно 21 марта, потому что именно в это время в Якутии начинается выжеребка кобыл — залог благосостояния коневодческого хозяйства. Март у якутов прочно связан с традиционным коневодством, по-якутски месяц называется — кулун тутар (дословно "отлов жеребят").В 2017 году впервые в истории Якутии на ипподроме Якутской сельскохозяйственной Академии проведено празднование Дня коневода-табунщика Республики Саха (Якутия). В 2018 году мероприятие проходило в Намском улусе. В 2019 году – в Верхневилюйском, в 2020 году – в Мегино-Кангаласском, в 2021 году – в Чурапчинском и в 2022 году – в Нюрбинском улусах.Якутские лошади – настоящее богатство, достояние республики. В прошлом году отважные оймяконские коневоды совершили беспрецедентный конный поход через всю страну, пройдя через 17 регионов России в общей сложности более 11 тысяч километров. Этот поход, посвящённый 100-летию образования ЯАССР, прославил выносливую и неприхотливую якутскую породу лошадей на весь мир.Сегодня в республике насчитывается более 182 тысяч голов лошадей – по этому показателю Якутия занимает первое место среди регионов России. Это итог огромной работы наших коневодов-табунщиков, которые в суровых климатических условиях обеспечивают эффективное использование пастбищных угодий в самых отдаленных и труднодоступных уголках нашей республики.
21-22 марта в Амгинском улусe пройдет день коневода-табунщика, приуроченный к году Дьөһөгөй — богу-покровителю лошадей и в связи с присвоением СХПК им. И. Я. Строда статуса федерального конезавода. Событие посвятят 110-летию со дня рождения Героя Социалистического труда, коневода Тимофея Спиридоновича Лукина. В 2022 году сельскохозяйственный производственный кооператив им. И. Я. Строда из Амгинского района Якутии впервые в истории племенного животноводства республики получил федеральный статус конного завода.
Т. С. Лукин
Тимофей Спиридонович Лукин родился в Алтанском наслеге Амгинского улуса в 1913 году. В 1934-1943 годы работал заведующим коневодческой фермы колхоза «Новая деревня» Амгинского района. С 1943-1946 годы был на трудовом фронте на железнодорожной станции Кяхтя Бурятской АССР, в 1947 году вернулся на родину и до 1971 года работал коневодом-табунщиком в колхозе «Октябрь» (впоследствии им. Кирова) Амгинского района.
Изучив опыт передовых коневодов, он сумел организовать системную работу в организации табунного коневодства. Опытный коневод старался выстраивать процесс выжеребки кобыл так, чтобы оно происходило в мае, июне. Так он добивался сохранности жеребят, которые за короткое северное лето успевали нагулять вес, становясь здоровой лошадью. Тимофей Лукин в 1948 году добился стопроцентной сохранности жеребят. Коллектив фермы выполнил годовой план по поголовью лошадей на 107,5%, деловой выход жеребят составил 146,6%.
За выдающиеся достижения колхоза в отрасли коневодства 30 июня 1949 года указом Президиума Верховного Совета СССР Тимофею Спиридоновичу Лукину был вручён орден Ленина с золотой звездой Героя Социалистического Труда.
Тимофей Спиридонович Лукин был награждён медалями и почетными грамотами Президиума Верховного Совета СССР. Также он избирался депутатом III и IV созывов Верховного Совета республики.
В селе Сатагай именем Тимофея Лукина названо коневодческое племенное хозяйство, занимающееся разведением якутской лошади.
Кинигэ сылгы иитиитигэр бүтүн олоҕун анаабыт, элбэх сылгыһыты иитэн таһаарбыт, Социалистическай Үлэ Геройа Т. С. Лукин олорон ааспыт олоҕо бэйэтин, дьонун-сэргэтин ахтыыларыгар олоҕуран, төрөөбүтэ 100 сылын көрсө таһаарыллар. Манна киирбит Герой үлэтин уопута тыа сиригэр олорор, үлэлиир ыччат дьоммутугар, анал үөрэхтээх специалистар үлэлэригэр туһалаах буолуо.
В коллекции, посвященной якутской лошади, собраны издания об истории развития коневодства в Якутии, особенностях содержания и способах их разведения. В коллекции также представлены труды исследователей Якутии А. Миддендорфа, И. Худякова, П. Окладникова о происхождении якутской лошади.
Сылгыһыт
Дьуон Дьаҥылы тыллара,
Захар Винокуров мелодията
"Үрүҥ, хаардаах сыһыылар,
Үрүйэлэр, сис тыалар
Туллуктара сылгылар
Хаһан аһыы бардылар.
Сылайары билбэккэ,
Сылгыларын бэрийэ,
Ыҥыыр аттаах биэбэккэм
Ыырын тула кэрийэр".
Быть коневодом — это не профессия, а призвание. По образованию я землеустроитель, коневодом работаю недавно, чуть больше десяти лет, но близок к коневодству давно. На присмотре с напарником у нас около двухсот голов. Что больше всего нравится в работе? Когда седлаешь коня, вокруг тишина, ничто не мешает, едешь и поешь песни. Не зря все коневоды — отменные певцы. В седле открывается все, что на душе. У нас, коневодов, нет понятия «рабочий день». Если надо, работаем и в выходные, с самого раннего утра до поздней ночи. В сезон световой день короткий, в три-четыре часа дня уже темнеет, значит, к восьми утра нужно запрягать — ездим верхом на лошади. Культура якутов неразрывно связана с разведением лошадей, поэтому не только коневоды, но и все якуты почитают Джесегей Айыы. Мы с трепетом относимся к обычаям и соблюдаем все обряды, потому что работаем на природе.
Результат работы коневода — это жеребенок. Есть жеребенок — значит, ты работал.
В этом году сорок лет, как я связан с лошадьми. На коневода учился в СПТУ, окончил «с отличием». Быть коневодом для меня — это судьба.
Самое сложное в работе коневодом — это потеря, смерть лошади... Самое приятное в нашей работе — это рождение жеребят и забой. Также то, что ты все время на природе сам с собой. На охоте, на рыбалке, ходишь на уток, ставишь капканы, одновременно следишь за своими лошадьми. Приятное с полезным. Лошадь с давних времен верно служила человеку в суровых условиях, являясь не только средством передвижения, но и обеспечивая мясом, молоком, шкурами. Люди почитают лошадь, но я отношусь к животному как к животному. Для нежностей нет времени.
Корни якутской аборигенной лошади уходят в глубь веков, и она по праву относится к древнейшим породам. Это единственная в мире порода, которая произошла от диких белых тундровых лошадей и не вымерла, как мамонт или носорог, а сохранилась до наших дней. Внешне якутская лошадь не может состязаться с другими породами. Она не обладает той резвостью, как орловская, грузоподъемностью, как французская, красотой, как английская, но в суровых якутских условиях эта лошадь неоценима для местного населения.
Якутия – самый холодный из обжитых регионов планеты. Климат резко континентальный, отличается продолжительным зимним и коротким летним периодами. Современная якутская лошадь отличается исключительно адаптивной способностью к суровым зимним условиям содержания. Приспособлена зимой к холоду, летом до 38 градусам жары.
Летом и зимой жеребцы-производители сами пасут табун. Табун не страдает от засухи и бескормицы, лошади пасутся в любых кормовых массивах. Зимой в воде не нуждаются, поскольку используют снег.
Запасы подкожного жира и жировые отложения на внутренних органах значительно увеличивают теплоизоляцию организма, что также служит источником энергетических ресурсов на период длительных холодов в зимний период.
К зиме лошади обрастают густой шерстью, да и запас жира надежно защищает от холодов. Ни морозы, ни снег, ни скудное питание не мешают якутской лошади нагуливать более 400 кг живого веса, из которого мясо и жир составляют более 80%.
В конце октября, как только выпадает снег, табунщики находят вольно пасущиеся косяки и загоняют их в изгороди, где метят, взвешивают и определяют, кому стать рабочими, кому - скаковыми, а кому отправиться на забой. Остальных опять выпускают на вольный выпас.
Табунщики используют разные способы, чтобы опознавать своих лошадей. Для каждого хозяйства наносится индивидуальный знак - в основном используется нанесение тавра. С 2010 года ведется микрочипирование лошадей в племенных предприятиях Республики Саха (Якутия). Этот новый метод признан более гуманным и надежным способом идентификации лошадей.
Весной табун укрывается от ветров в лесах, опушки которых порой заметает снегом. Тогда лошади оказываются в "заключении", что грозит им истощением. Чтобы не допустить подобной участи животных, в это время года табунщики собирают лошадей и загоняют в более безопасные, благоприятные для тебеневки места.
С марта по июнь проходит выжеребка кобыл. В это время табунщики стараются быть рядом. Если земля еще мерзлая, под кобылой стелют сено. Жеребенок сразу после рождения встает на ноги и ищет сосок матери. Но иногда кобыла, особенно первородящая, не подпускает новорожденного к себе. Тогда ее ноги фиксируют и подводят жеребенка к вымени. Со временем кобыла привыкает к своей новой роли.
Миссия табунщиков заключается также и в том, чтобы вытянуть плод в случае, если он появляется на свет задними конечностями вперед, иначе жеребенок может погибнуть от удушья.
Косяк состоит из 10-15 кобыл и приплода текущего года рождения. Размер косяка зависит от возраста и косячных качеств жеребца-производителя. Из молодняка прошлых лет также группируются отдельные косяки раздельно по полу и возрасту.
В пору спаривания жеребцы становятся агрессивными. Случайно сойдясь, вожаки с храпом бьют друг друга копытами, кусаются - так они выявляют сильнейшего. Победитель может отобрать у поверженного всех кобыл.
Летом лошади худеют - пастись вдоволь им мешают комары, мошки и овод. Поэтому якуты не только разводят дымокуры, но и строят сараи-навесы, где лошади прячутся от жары и насекомых.
До сих пор многие якуты предпочитают отправляться на охоту на лошадях - туда, где транспорт не доберется, доставит верный друг. Перед тем, как отправиться в дальнюю дорогу, лошадь 2-3 дня держат на привязи и не кормят для ее же блага - "налегке" она лучше переносит долгий переход. За день на лошади можно пройти расстояние до 50 км. После чего ее кормят, выдержав не менее двух часов.
виртуальная выставка, посвященная символу силы духа и веры в будущее
Семен Львович Винокуров - удивительный человек, полвека занимающийся табунным коневодством, который наверное, знает о лошадях больше чем никто другой.
Сын Семена Львовича, Дугуйдан, верхом достигший верхом на якутской лошади Москвы из родного Оймякона, пожалуй, не нуждается в представлении.
Коневод Дугуйдан Винокуров, отправившийся 20 февраля на якутских лошадях в поход «Дорогами великих предков», достиг Магаданской области. До конечного пункта экстремального путешествия остается 490 километров.
«Мы находимся в поселке Мяунджа Магаданской области. Приехали сюда вчера. Сейчас готовимся к отправке. До следующего поселка Сусуман осталось 90 км. Прибудем туда через три дня. До конечного пункта Сеймчан идти еще 490 км. Предположительно будем там в конце марта», — рассказал 14 марта Дугуйдан Винокуров в своем Telegram-канале.
Конный поход «Дорогами великих предков» из Оймякона в Сеймчан повторяет путь якутского писателя Алексея Кулаковского и купца-мецената Николая Кривошапкина, внесших в начале 20 века неоценимый вклад в развитие Оймяконского района. Большую часть похода Дугуйдан Винокуров ночует на открытом воздухе, как его предшественники.
Дугуйдан держит путь длиной 800 километров.
"Мохнатая, с большою головою,
В сосульках, словно в древнем серебре,
Потряхивая гривою седою,
Копытя снег, пасется в январе......
Приземистая, с крепкими ногами,
По грудь в сугробе стоя, вдруг заржет,
И ржание над белыми полями,
Рассыпавшись, невдалеке замрет..."
Алексей Михайлов
Источники:
Материалы из фондов Электронной библиотеки Национальной библиотеки РС (Я) и из открытых источников.
Made with
No Code Website Builder