виртуальная выставка, посвященная Всероссийскому дню лицеиста
"Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село".
(А.С. Пушкин)
Инициатором учреждения был Михаил Михайлович Сперанский, известный государственный деятель во время александровского царствования. Лицей основали в 1811 году, в первый, либеральный, период царствования Александра I. В этом учебном заведении планировалось воспитывать детей из знатных родовитых семей, готовя их к будущей государственной службе. Был предусмотрен шестилетний срок обучения.
Лицей был задуман императором. Разрабатывать идею ему помогали Михаил Сперанский и Фредерик Лагарп. Это было время начала царствования императора, которое сопровождалось большими ожиданиями и планами. В это время было создано много новых учебных заведений, однако богатые дворянские семьи не торопились отдавать в них своих детей. Более популярными мерами были: поступить в учебное заведение за границей или нанять домашних учителей.
Решение об организации этого учебного заведения было принято Александром I 10 августа 1810 года. Для лицея был отведён один из флигелей дворца.
Герб лицея включал в себя дубовый и лавровый венки, которые символизировали Силу и Славу. В нём присутствовала сова в качестве символа Мудрости.
В составе герба была изображена лира Аполлона, указывающая на любовь к Поэзии. Сверху был написан девиз «Для общей пользы».
Здесь преподавали талантливые педагоги. Время учёбы было разбито на два периода. Сначала был трёхлетний подготовительный период, затем следовала основная часть обучения такой же продолжительности.
За это время ученики получали как среднее, так и высшее образование. Последнее давалось в объёме юридического и философского факультетов университета. После выпуска бывшие лицейские ученики получали права такие же, как и выпускники университета.
Торжественное открытие Царскосельского лицея произошло 19 октября 1911 года. Оно проходило в актовом зале, который находился на третьем этаже.
Воспитанники жили на четвёртом этаже. В лицее первый этаж был занят хозяйственными службами, там проживали также некоторые работники лицея: гувернёры, инспектора и некоторые чиновники, в нём работающие.
На втором этаже располагались больница (в ней имелась аптека), канцелярия, конференц-зал, и столовая, в которой питались воспитанники. На третьем находились классы для занятий, библиотека, а также помещения для самостоятельной работы учеников.
Комнаты лицеистов были обставлены скудно. Пушкин называл их кельями. Каждому воспитаннику было положено: железная кровать, таз для умывания и зеркало. В комнате также находились комод и конторка.
Пушкин, когда учился в этом лицее, жил в комнате № 14. Стены спален не доставали до потолка, поэтому в них можно было переговариваться, находясь у себя в комнате.
Форму для воспитанников выбирали лично император и Аракчеев, известный государственный деятель тех лет. Одним из правил, в соответствии с которыми производился выбор, было требование о том, чтобы цвета воспитанников невозможно было перепутать с использовавшимися в гвардейских полках. За образец была взята старая форма Литовского татарского полка, которая была давно отменена.
Царскосельский лицей с 1843 г. уже не находился в Царском Селе — его перевели в Петербург. Он получил новое наименование. Теперь это был Александровский лицей.
За всё время существования в этом учебном заведении было 74 выпуска.
Для обучения принимали дворянских детей в возрасте 12 — 13 лет.
У воспитанников имелся девиз. Он гласил: «Для общей пользы». При воспитании детей не применялись телесные наказания. Это положение было закреплено в уставе.
Считалось, что надо излагать кратко, а не запутывать учеников пространными объяснениями. Побуждать их ум к работе, а воспитанников — к действию.
Образование воспитанникам давалось разностороннее. Это было одной из основных идей, применяемых в воспитании лицеистов. После окончания учебного заведения выпускник мог работать и в гражданской и в военной сферах.
В этом образовательном учреждении неукоснительно соблюдался распорядок дня. Согласно ему, уроки длились в течение семи часов. После их окончания были игровые занятия, прогулки, гимнастика.
Несмотря на строгий распорядок дня, лицеисты не ощущали давления. Об этом свидетельствуют сохранившиеся письма, которые они посылали родным.
Обязательными занятиями были: музыка, иностранные языки, рисование.
В лицее действовали строгие правила. На протяжении учебного года выезжать из него было запрещено.
В лицее была собрана библиотека, в которой имелось более 800 томов, относящихся к философии, литературе, политической экономии, собрано множество стихов. Это было значительным богатством, так как в это время в России ещё не было общественных библиотек. Первая из них (Императорская Публичная библиотека) была учреждена только через три года после открытия лицея.
Одной из особенностей этой школы было то, что для физических упражнений, игр и прогулок им отводилось гораздо больше времени по сравнению с остальными учебными заведениями.
Первый выпуск Царскосельского лицей был богат на талантливых, выдающихся людей.
В качестве примера можно привести не только Пушкина, но и его друзей: Матюшкина, Пущина, Вальховского, Дельвига, Горчакова, Корфа, Кюхельбекера.
У каждого из них во время учёбы были свои прозвища. Например, у Пушкина это было — «Француз». Некоторые из выпускников стали известными поэтами.
Первым директором этого учебного заведения был Василий Фёдорович Малиновский, известный в то время дипломат и публицист. Он занимал эту должность с 1811 по 1814 гг. Малиновский начал собой список директоров Царскосельского лицея.
После него на протяжении 9 лет эту должность занимал Егор Антонович Энгельгарт (1814-1823). Впоследствии на эту должность был назначен Фёдор Григорьевич Гольгоер. Он руководил Царскосельским лицеем до 1840 года.
О лицеистах хорошо заботились — прекрасно кормили, для них шил мундиры придворный портной Мальгин. Во время Отечественной войны 1812 г. казна была разорена. Это отразилось на содержании питомцев лицея. Они стали ходить в сером, а вместо портера теперь им был положен квас. Лицеисты были недовольны тем, что теперь их форма стала такой же, как у штатских.
В конце 1811 г. в этом учебном заведении уже выпускалось два журнала. Они выходили на газетной бумаге, и издавались Кюхельбекером и Илличевским. На следующий год количество авторов расширилось. Теперь издавались: «Неопытное перо», которым занимались Пушкин, Дельвиг и Корсаков, «Для удовольствия и пользы», где авторами были Яковлев, Кюхельбекер и Вольховский.
В следующем, 1813 г., оба коллектива объединились. Они издавали журнал «Юные пловцы». Затем в течение трёх лет выпускался «Лицейский мудрец».
Наивысшей оценкой была единица. Чем выше была оценка, тем считалось хуже. Самой плохой из них была четвёрка. Однако также существовала дополнительная оценка. Лицеист мог получить ноль, если он демонстрировал полное отсутствие знаний.
По итогам обучения по каждому предмету ставились не одна, а три оценки. Две из них можно было улучшить на экзамене, а одна оставалась постоянной — её ставили за талант.
Пушкин жил во время учёбы в лицее в келье № 14. Он помнил об этом в течение всей своей жизни. Будучи уже взрослым человеком, он иногда любил подписываться «№ 14» в память об этом.
Во время выпуска Пушкина директором был Энгельгарт. Он подарил всем по чугунному кольцу, которое символизировало крепкую дружбу. Поэтому весь первый выпуск называл себя «чугунным».
В подборку, посвященную великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину, включены переводы гениальных творений поэта на якутский язык. Особую ценность коллекции представляют: сборники произведений «Ырыа хоһоон» (Поэзия), «Талыллыбыт суруйуулар» (Избранная проза), вышедшие в 1937 году в Москве под редакцией П. А. Ойунского, С. Р. Кулачикова-Элляя и И. Д. Винокурова-Чагылгана и сборники, изданные Якутским государственным издательством «Избранная лирика» в переводе И. Слепцова-Арбиты (1940), «Избранные произведения» ( 1949) с переводами стихов, поэм, сказок, драматических произведений и повестей А. Пушкина.
Р. Р. Бах (1859-1932). Памятник Пушкину - лицеисту. 1899 г., г. Пушкин.
А. С. Пушкин - лицеист.
Памятник А.С. Пушкину-лицеисту в Лицейском саду
Императорский Царскосельский лицей действовал в Царском Селе с 1811 по 1843 год, а затем учебное заведение было переведено в Санкт-Петербург в здание Александринского сиротского дома и получило название Александровского лицея. Несмотря на это, традиции Царскосельского лицея и особенно память о Пушкине бережно сохранялась студентами последующих курсов и передавалась из поколения в поколение. Кстати, первый в стране Пушкинский музей был создан в Александровском лицее его воспитанниками. А памятные лицейские дни — день открытия Лицея, дни рождения и смерти Пушкина — отмечались всегда.
И сегодня каждый год в этот день в гости к бронзовому лицеисту, сидящему на скамейке в Лицейском саду, приходят школьники, артисты, поэты, музыканты. Звучат стихи о золотой осенней поре, дружбе, верности, братстве и преданности идеалам юности. Живые цветы украшают памятник и знаменитую комнату №14 в здании Лицея, где делал уроки и писал свои первые стихи будущий гений русской словесности.
Ежегодно 19 октября в честь открытия Императорского Царскосельского лицея в России.
В XIX веке выпускники лицеев в праздничный день собирались в стенах учебного заведения, где они провели немало лет, обрели друзей, на так называемый «лицейский обед».
В современном мире праздник не утратил актуальности. Выпускники лицеев приходят в свои бывшие учебные заведения, чтобы поздравить друг друга и педагогов, пообщаться и обменяться новостями. По традиции, 19 октября в стенах лицеев проводятся дни открытых дверей, праздничные концерты, театральные представления и даже балы.
Источники:
Материалы из фондов Национальной библиотеки, Электронной библиотеки НБ РС (Я), электронной библиотеки "Литрес", Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина и из открытых источников.
Made with Mobirise
Free Web Site Design Software