Образ учителя в русской литературе

Денис Фонвизин. «Недоросль»

Злободневная комедия о провинциальном дворянстве. Цыфиркин — один из учителей лентяя Митрофанушки, отставной сержант. Отличная иллюстрация особенностей времени: учителей во многих купеческих семьях нанимали для галочки — чтобы обучить подрастающих юношей обязательной грамоте, получить «венечную грамоту», отдать на службу и женить.

Похоже на позднесоветское и постсоветское «Учись, балбес, а то в институт не поступишь, в дворники пойдешь»?

Лев Толстой. «Отрочество»

В повести учитель-немец Карл Иванович был именно тем учителем, который, по мнению писателя, способен развивать душу ребенка. Карл Иванович — хорошо образованный человек, профессионал, любящий преподавание и детей.

Сам Толстой увлекался идеями образования, организовал школу для своих крестьян в Ясной Поляне, где вёл уроки по им же написанным учебникам и отменил наказания.

Федор Достоевский. «Записки из мертвого дома»

История из серии «Ужасы нашего городка». Это отрывок из документальной повести, написанной Федором Михайловичем во время его ссылки в Сибирь. Ведется от имени Александра Петровича Горянчикова, зарабатывающего в сибирском городке учительством. Сослан на каторгу за убийство жены дворянина.


«В сибирских городах часто встречаются учителя из ссыльных поселенцев; ими не брезгают. Учат же они преимущественно французскому языку, столь необходимому на поприще жизни и о котором без них в отдаленных краях Сибири не имели бы и понятия»

Федор Достоевский. «Записки из мертвого дома»


Антон Чехов. «Человек в футляре»

Один из самых известных рассказов Антона Павловича, название которого стало нарицательным. Вспомним образ человека в футляре — учителя греческого языка Беликова, весьма неоднозначного персонажа, который способен одновременно восхищаться красотой греческой речи и стройной языковой структурой и обладать болезненной закостенелостью сознания, страхом перед незарегулированными сторонами жизни. Правила греческого не подведут, они понятны и предсказуемы. В отличие от детей.

Николай Лесков. «Кадетский монастырь»

Бывший канцелярский служащий, а затем работник промышленной и сельскохозяйственной компании, Лесков стал знатоком российской казенщины, коррупции и повседневной жизни, а живость ума и наблюдательность позволили заняться ему литературной и журналистской деятельностью. Этот рассказ действительно представляет собой обработанную стенограмму воспоминаний бывшего кадета. Знакомимся с положительным персонажем — Михаилом Степановичем Перским, директором кадетского корпуса.

Василь Быков. «Обелиск»

Прочитайте рассказ из уст одного из персонажей о сельском учителе Морозе, который «…не поддерживает дисциплины, как равный ведет себя с учениками, учит без необходимой строгости, не выполняет программ наркомата и самое главное — говорит ученикам, что не надо ходить в костел, пусть туда ходят бабушки».


«...скажу тебе, не было ничего более важного и нужного, чем та ежедневная, скромная, неприметная работа тысяч безвестных сеятелей на этой духовной ниве. Я так думаю: в том, что мы сейчас есть как нация и граждане, главная заслуга сельских учителей. Пусть, может, и я ошибаюсь, но так считаю»


Василь Быков. «Обелиск»


Федор Сологуб. «Мелкий бес»

Пронзительный роман о циничном учителе русского языка Передонове и окружающей его не самой радужной действительности провинциального городка. Передонова преследует безрадостность бытия, нелюбовь и вечная усталость от себя, своей жизни, работы и людей, точно выраженная в загадочном слове «недотыкомка».


Антон Макаренко «Педагогическая поэма»

Школьному учителю предложили возглавить колонию для несовершеннолетних правонарушителей. Он согласился. Так началась история детской колонии имени Горького. Макаренко строит свою книгу как спокойный, чуть ироничный рассказ, спрятав секрет своей воспитательной системы «между строк». В «новых формах дружбы и дисциплины» рождалась и новая педагогика.

Иван Бунин «Жизнь Арсеньева»

Огромную роль в числе тех, кто в ранние годы сильно повлиял на формирование характера Арсеньева, сыграл его домашний учитель Баскаков, вольнолюбивый чудак и романтик, превыше всего в жизни ставивший свою независимость. В Баскакове Иван Алексеевич Бунин вывел своего домашнего догимназического учителя Н.О. Ромашкова. Страницы «Жизни Арсеньева», в которых говорится о воздействии Баскакова на ум и сердце юного героя, предельно автобиографичны. Эти черты – острота взгляда на жизненные уродства и страстная тяга к прекрасному, гармоническому, – очень ярко осуществились и в личности, и в творчестве самого Бунина.


«Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами после»

Валентин Распутин «Уроки французского»


Чингиз Айтматов «Первый учитель»

Подвиг сельского учителя Дюйшена не только в том, что он пробуждает в аульских детях жажду к знаниям, он влияет и на всё взрослое население Куркуреу. Вначале он одинок, потом его не поддерживают односельчане. Как трудно было им заложить фундамент знаний, на котором вырастут будущие учёные, инженеры, лётчики, учителя.

Валентин Распутин «Уроки французского»

Литература, — это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства». Эти слова напрямую относятся к рассказу «Уроки французского».

Уроки доброты и сердечности, преподанные Лидией Михайловной, мальчик запомнил на всю свою жизнь. Литературовед Семёнова называет поступок Лидии Михайловны «высшей педагогикой», «той, что пронзает сердце навсегда и светит чистым, простодушным светом естественного примера, перед которым стыдно за все свои взрослые отступления от самого себя».

Фазиль Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»

В рассказе представлен образ необыкновенного учителя, сеющего «разумное, доброе, вечное». Это – учитель математики Харлампий Диогенович. Это был справедливый человек, который не потакал своим ученикам, и, безусловно, любил их. Его шутки были добрые, без сарказма: «это был не стихийный смех, а веселье, организованное сверху самим же учителем. Оно не нарушало дисциплины, а служило ей, как в геометрии доказательство от обратного».

Образ учителя в якутской литературе

Софрон Данилов
«Бьется сердце»

Действие романа происходит в суровом, в таежном крае, в селении Арылах, где люди живут интересной, творческой жизнью. В центре повествования - коллектив современной сельской школы, педагоги и ученики выпускного класса

Василий Яковлев – Далан «Дьикти саас»

Повесть посвящена десятиклассникам, которые за год своей жизни, последней в школе, нравственно взрослеют, беря на себя ответственное задание изучить историю своей школы и родного колхоза. 

Петр Тимофеев
«Учууталга махтал»

В сборник вошли стихи любителей поэзии объединения "Саһарҕа" ветеранского общества "Осуокай", посвященные Году учителя. 


«Вам, без сомнения, хорошо знакомо это чувство. С него, собственно, и начинается педагог. Вдруг пронизывает оно тебя всего: ты педагог, и в твоих руках человеческие жизни. От тебя лично зависит, куда эти жизни повернуть — и у этого мальчишки, и у этой девчонки…»

Софрон Данилов «Бьется сердце» 


Николай Якутскай «Учуутал»

Кинигэҕэ саха норуодунай суруйааччыта Н. Г. Золотарев - Николай Якутскай олоҕун тиһэх сылларыгар суруйбут талааннаах педагога, Аҕа дойду Улуу сэриитин кыттыылааҕа, РСФСР уона саха АССР оскуолаларын үтүөлээх учуутала, ССРС норуотун үөрэҕириитин туйгуна Николай Васильевич Егоров чаҕылхай олоҕун, педагогическай үлэтин туһунан усс-уран сэһэнэ киирдэ.

Алексей Бродников
«Арыллыбыт аартык»

Продолжение романа "Көмүскэ уута" (Людская слеза). Главный герой, Макарий Денисович, становится учителем географии Сынгасанской средней школы.

Харысхал «Учуутал»

Пьеса о великом педагоге, народном учителе СССР М. А. Алексееве, об его жизни и творческой работе. 

HTML Code Generator