Платон Алексеевич Ойунский - видный общественный и политический деятель государственного масштаба, пламенный революционер, поэт революции, крупный идеолог – философ нового времени, первый из народа саха оратор, агитатор, первый ученый лингвист из народа саха, основатель современной литературы, религиевед, этнограф, эпосовед, изучавший устное народное творчество, олонхо и народные сокровенные обычаи.
Родился в III Жехсогонском наслеге Таттинского улуса Якутской области. Начало революционной и литературной деятельности относится к марту 1917 г., когда он вместе с М.К. Аммосовым организовал Союз чернорабочих-якутов. В 1917–1918 гг. учился в Томском учительском институте, в 1918–1922 гг. – участвовал в борьбе за установление советской власти в Якутии, в 1922 г. – председатель СНК ЯАССР, затем – председатель ЯЦИК. Член ЦИК СССР II и III созывов, делегат Х съезда РКП (б), XI Всероссийского, II Всесоюзного съездов Советов и I Всесоюзного съезда советских писателей, где был избран членом правления Союза писателей
СССР. На I Всеякутской конференции советских писателей (1934 г.)избран председателем правления Якутского отделения Союза писателей СССР.
В 1935 г. в Институте национальностей при ЦИК СССР защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата лингвистических наук и стал директором Научно-исследовательского института языка и культуры при СНК Якутской АССР.
В декабре 1937 г. избран депутатом Верховного Совета Союза ССР, в начале 1938 г. был необоснованно арестован и 31 октября 1939г. скончался в якутской тюрьме. Реабилитирован в декабре 1955 г.
Ойунский уделял большое внимание сбору и накоплению фольклорного, лингвистического, исторического, археологического материала.
В историко-этнографической статье «Якутская сказка (олонхо), её сюжет и содержание» (Ойунский П.А. Избр. произведения. – Якутск, 1975. – Т. 2. – С. 297) использовались принципы исторической школы эпосоведения. Рассматривались проблемы происхождения народа саха, их общественного строя, социальных отношений, религиозных и мифологических представлений.
В работе «О теории якутского стихосложения» (1928 г.) на основе русского классического стиха и революционных массовых песен создал научную теорию якутского стихосложения. Впервые использовал силлабическую систему и развитую рифму в якутской поэзии, т.е. заложил основу для новых форм стихосложения.
П.А.Ойунский воссоздал героический эпос – олонхо «Ньургун Боотур Стремительный», оказавший огромное влияние на зарождение и развитие литературы, и ныне стал достоянием российского и мирового читателя, так как «олонхо определило мировоззрение древнего якута, оно же освещает нам и весь древний период жизни якута, его доисторию».
Величайший памятник якутского народного творчества - олонхо "Ньургун Боотур Стремительный" - воссоздан на рубеже 1920-1930 гг. основоположником якутской советской литературы П. А. Ойунским. В красочных мифологических образах олонхо нашла отражение древнейшая история якутов - скотоводческого народа южного происхождения, что объясняет, почему оригинальный якутский эпос обнаруживает родство с эпическими сказаниями других тюрских народов, в настоящее время живущих далеко от якутов.
Built with
Offline Website Builder